- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18-24 января 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане и Афганистане. Военно-политическое руководство Пакистана заявило, что не намерено в ближайшие месяцы начинать масштабные военные операции против вооруженных формирований местных талибов. Боевики афганского движения «Талибан» совершили 18 января крупное террористическое нападение на столицу страны Кабул.

На прошедшей неделе в регион совершил очередную поездку спецпредставитель президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелл, посетивший Ливан, Сирию, Израиль и палестинские территории. Митчелл заявил, что Сирия и Ливан играют важную роль в достижении мира в регионе, который должен «включать мир между Израилем и палестинцами, Израилем и Сирией, Израилем и Ливаном», а также «включать полную нормализацию отношений между Израилем и арабскими государствами». Президент Сирии Б. Асад после встречи с американским посланником подтвердил позицию Дамаска о том, что мир на Ближнем Востоке «возможен только в случае прекращения оккупации и восстановления прав арабов».

По итогам переговоров Дж. Митчелла с руководителями Израиля и Палестинской национальной администрации сблизить позиции конфликтующих сторон и вернуть их за стол переговоров вновь не удалось. Израильтяне и палестинцы в очередной раз обвинили друг друга в стагнации мирного процесса и отказались вносить коррективы в свои позиции. 19 января премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил, что израильская армия должна сохранить присутствие на восточной (иорданской) границе Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) даже в случае создания независимого палестинского государства с тем, чтобы не допустить попадания на ЗБРИ ракетного оружия. Это израильское требование палестинцы сразу же отвергли как «абсолютно неприемлемое». 24 января израильский премьер-министр подтвердил, что строительство еврейских поселений на ЗБРИ будет продолжено. Лидер радикального палестинского движения ХАМАС Х. Машаль 23 января подтвердил, что исламисты отказываются признавать Израиль и намерены «продолжать сопротивление оккупации», несмотря на оказываемое на ХАМАС международное давление. Вместе с тем, 20 января И. Хания — глава правительства ХАМАСа в контролируемом исламистами секторе Газа заявил о заинтересованности властей анклава в сохранении перемирия с Израилем, что, по его словам, находит понимание и у других палестинских группировок, действующих в Газе.

Президент США Б. Обама признал, что палестино-израильский конфликт является «сложно разрешимой задачей», т. к. обе стороны не готовы идти на компромиссы. Однако Вашингтон не намерен отказываться от своих обязательств, и продолжат работу над планом создания двух государств для двух народов. Госсекретарь США Х. Клинтон также подтвердила, что Вашингтон не оставит попыток реанимировать мирный процесс на Ближнем Востоке, хотя, в конечном счете, «это проблема израильтян и палестинцев».

Официальный представитель вооруженных сил Пакистана заявил 21 января, что военные не намерены проводить новые крупные военные операции против боевиков местного движения «Талибан» в течение 6-12 месяцев для того, чтобы «стабилизировать достигнутые успехи». Кроме того, армия не в состоянии вести борьбу с боевиками по причине «нехватки ресур-сов». В то же время военные продолжат проводить небольшие операции в Южном Вазиристане и долине Сват на северо-западе страны вблизи границы с Афганистаном. Напомним, что ВС Пакистана завершили в октябре 2009 г. масштабные операции в этих районах. Данное заявление было сделано во время визита в Исламабад главы Пентагона Р. Гейтса и, как полагают экс-перты, стало серьезным ударом по планам Вашингтона, где считают «критически важным» расширение пакистанского силового давления на экстремистов. Ведь решение Пакистана ставит под сомнение эффективность действий войск США и НАТО в Афганистане, т. к. талибы не будут испытывать давления со стороны пакистанской армии. Р. Гейтс заявил, что он не станет оказывать на пакистанцев «прямого давления, т. к. Пакистан является суверенным государством, руководство которого само примет решение о лучшем времени для проведения военных операций. Министр обороны США также заверил, что Вашингтон и Исламабад «останутся союзниками», а американцы не имеют намерений контролировать пакистанский ядерный арсенал, не стремятся завладеть «ни пядью пакистанской земли», ни создавать здесь свои военные базы. Гейтс сообщил о возможности поставки Пакистану невооруженных разведывательных бес-пилотных летательных аппаратов.

Боевики афганского движения «Талибан (по словам представителя исламистов, 20 человек) совершили 18 января хорошо скоординированное нападение на ряд правительственных зданий в столице Афганистана Кабуле, в т. ч. вблизи президентского дворца. Вооруженные столкновения в городе продолжались около шести часов. В итоге, как заявили власти, все напа-давшие были уничтожены. Погибли пять мирных жителей. Глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Д. Петрэус считает, что террористическое нападение показало «гибкость и изобретательность талибских боевиков», одновременно продемонстрировав успешные действия сил безопасности.

Президент Афганистана Х. Карзай заявил 21 января, что его правительство будет добиваться установления мира в стране «любой ценой», создав при финансовой помощи международного сообщества схему предоставления сторонникам талибов жилья и средств к мирному существованию, что позволило бы им вернуться к «нормальной жизни». В то же время под амнистию не попадут те талибы, которые входят в «Аль-Каиду» и другие террористические сети, а также лица, не признающие афганскую конституцию. Карзай утверждал, что через пять лет афганские власти смогут самостоятельно контролировать безопасность, вести борьбу с коррупцией и наркобизнесом. К этому времени численность ВС Афганистана предполагается увеличить с 97 тыс. до 240 тыс. военнослужащих, а полиции – с 94 тыс. до 160 тыс. сотрудников.

21 января госсекретарь США Х. Клинтон обнародовала гражданскую составляющую новой американской стратегии в Афганистане, которая будет воплощаться в жизнь параллельно новой военной стратегией, объявленной президентом Б. Обамой в конце 2009 г. Так, предусматривается увеличение экономической помощи Афганистану, особенно в сфере сельского хозяйства, создание новых рабочих мест, улучшение деятельности органов власти.

Министр обороны США Р. Гейтс заявил 22 января, что талибы – это часть политической системы Афганистана, а их роль в будущем страны будет зависеть от того, согласятся ли они сложить оружие и вернуться к мирной жизни. По словам Гейтса, отношение к талибам будет зависеть от их будущих планов, но пока «мы не знаем ничего о планах талибов. То, что они делали раньше, сегодня неприемлемо».

Центризбирком Афганистана 24 января сообщил о переносе парламентских выборов в стране с мая на сентябрь 2010 г. в связи «с неблагополучной ситуацией в сфере безопасности, недофинансированием и техническими трудностями».

Представитель МИД Ирана заявил 21 января, что позиция его страны по вопросу о дообогащении урана для обеспечения топливом исследовательского реактора в Тегеране осталась неизменной и иранцы не направляли своим партнерам по переговорам новые предложения. Причем Тегеран, «как и прежде, готов к поэтапному обмену ядерного топлива», но если иранское предложение «не будет принято, мы готовы продолжить переговоры по данному вопросу». Как известно, Иран отказался принять схему, предложенную МАГАТЭ в октябре 2009 г., предполагающую вывоз примерно 1,2 т низкообогащенного урана (75 проц от имеющегося в стране) для дообогащения в России и последующего изготовления ядерного топлива во Франции. В США позицию ИРИ считают «неадекватной», т. к. от Тегерана не получен ответ на вопросы, поднятые международным сообществом по поводу иранской ядерной программы. Кроме того, в новом докладе, подготовленном разведслужбами США, содержится вывод о том, что иранцы никогда не прекращали работ по созданию ядерного оружия. Этот документ противоречит оценкам, приведенным в аналогичном докладе 2007 г., где говорилось о приостановке Ираном в 2003 г. деятельности по созданию атомной бомбы. В целом Вашингтон намерен усиливать давление на Иран с целью вынудить его пойти на принятие требований международного сообщества. Президент Франции Н. Саркози также осудил позицию Ирана по вопросу о его ядерной программе, которая, как считают в Париже, ведет к усилению международной изоляции ИРИ и возможному введению новых санкций. Глава МИД РФ С. Лавров заявил, что Россия разочарована очередным отказом Ирана от предложений МАГАТЭ, а Совет Безопасности ООН мог бы обсудить санкции в отношении ИРИ, но при этом не обещал, что Россия непременно их поддержит.

На минувшей неделе премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган посетил с официальным визитом Саудовскую Аравию. На переговорах с саудовским королем Абдаллой обсуждались ситуация на Ближнем Востоке и весь спектр двусторонних отношений. Эрдоган заявил, что Турция и Саудовская Аравия предполагают довести стоимость ежегодного товарообмена до 10 млрд долларов (в 2008 г. – 5 млрд долларов).

Турецкая полиция 22 января провела одновременно в 16 провинциях страны, в т. ч. в Стамбуле и Анкаре рейды, в ходе которых было задержано 120 человек, подозреваемых в связях с местным филиалом «Аль-Каиды». Также были изъяты оружие и документы, связанные с деятельностью террористической сети на территории страны. Ранее, 18 января в ходе анало-гичных рейдов в Анкаре и г. Адана на юге Турции полиция арестовала 34 человека, изъяла оружие и боеприпасы.

На прошедшей неделе в Берлине под председательством А. Меркель и Б. Нетаньяху состоялось совместное заседание правительств Германии и Израиля, на котором обсуждался широкий круг вопросов, связанных с двусторонними отношениями и некоторыми международными проблемами. Так, Б. Нетаньяху призвал к более жестким санкциям против Ирана. Со своей сторон, А. Меркель заявила о готовности Германии поддержать санкции, если ИРИ не согласится сотрудничать с международным сообществом по вопросам своей ядерной программы. Канцлер Германии также призвала Израиль приостановить строительство поселений на палестинских территориях, а палестинцев и израильтян – возобновить мирные переговоры. Сообщается об «интенсивных» израильско-германских переговорах по вопросу о постройке в ФРГ для ВМС Израиля еще двух подводных лодок типа «Долфин» и двух фрегатов.

По данным национального министерства обороны, военный экспорт Израиля в 2009 г. составил 6,7 млрд долларов, что на 400 млн долларов больше, чем в 2008 г.

Сложная обстановка сохраняется в Йемене. Власти республики продолжают активные мероприятия против действующих в стране боевиков группировки «Аль-Каида» на Аравийском полуострове». Так, самолеты йеменских ВВС нанесли удары по лидерам боевиков в провинции Маариб к востоку от столицы Саны. Проводятся аресты боевиков. 21 января было объявлено о приостановке выдачи въездных виз иностранцам в международных аэропортах, что связано с намерением правительства «остановить проникновение в страну террористов». На юге Йемена продолжаются аресты сторонников сепаратистов, выступающих за воссоздание собственного государства.

Вице-президент США Дж. Байден посетил на минувшей неделе Ирак с целью попытаться урегулировать политический кризис, возникший в связи с решением отстранить 511 политиков (в их числе очень много видных суннитских деятелей) от участия в назначенных на 7 марта парламентских выборах. В ходе встреч с иракским руководством Байден призвал сделать выборы «транспарентными, справедливыми и заслуживающими доверия» как в стране, так и за рубежом. В то же время, по заявлению представителя правительства Ирака, вице-президент США «ясно сказал», что дело об отстранении кандидатов – «это иракский вопрос, и он не желает вмешиваться в правовой и конституционный процесс», а в Вашингтоне поддерживают за-прет на деятельность в Ираке правившей при С. Хусейне партии Баас.

Приложение

 

 

О военной политике и военном строительстве в Саудовской Аравии

Руководство Королевства Саудовская Аравия (КСА) в условиях перманентно сложной военно-политической обстановке в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке уделяет повышенное внимание укреплению обороноспособности страны и повышению боеспособности ее вооруженных сил.

К числу наиболее опасных угроз национальной безопасности государства в Эр-Рияде относят: (1) стремление Ирана доминировать в зоне Залива, поступательное наращивание иранской военной мощи, включая возможность создания в ИРИ ядерного оружия; (2) активная деятельность террористической сети «Аль-Каида» в регионе, в т. ч. на территории королевства, а в последнее время – действия йеменских шиитских мятежников, совершающих регулярные вылазки на саудовскую территорию; (3) сохранение нестабильности в Ираке, нахождение у власти в Багдаде правительства во главе с шиитами, что может активизировать антирежимную деятельность саудовских шиитов на востоке КСА; (4) неурегулированность арабо-израильского конфликта. Не исключается полностью и возможность возникновения конфликтных ситуаций со странами ССАГПЗ.

В Эр-Рияде считают, что безопасность в регионе Персидского залива зависит, прежде всего, от сильной Саудовской Аравии, а также от степени интеграции стран ССАГПЗ в военной области. Кроме того, безопасность в Заливе зависит от «взаимной поддержки мусульманских государств» этого района, что позволило бы «снизить или устранить потенциальную угрозу, исходящую из самого региона». В случае особой необходимости в Эр-Рияде не исключают возможность обратиться за военной помощью к Западу, в первую очередь, к США.

Основные положения военной политики КСА отражают стремление саудовского руководства к сохранению и упрочению монархического режима в собственной стране и государствах ССАГПЗ, объединению их политических и военных усилий под саудовским руководством. При этом наращивание военной мощи королевства обуславливается в Эр-Рияде следующими основными факторами: опасением возможных враждебных действий со стороны соседей, стремлением руководства КСА утвердить свое доминирование на Аравийском полуострове и в зоне Персидского залива, желанием упрочить позиции королевства в арабском мире в военном отношении, престижными соображениями. В то же время военно-доктринальные установки КСА носят оборонительный характер. Официально заявляется, что саудовская политика неприемлет «использование силы как инструмента осуществления внешнеполитических задач», что вовсе не означает отказа королевства «от законной самообороны» или «использования военного аспекта» для защиты своих национальных интересов. Решение имеющихся политических и территориальных противоречий с соседними странами саудовцы намерены решать политическими методами, прибегая к угрозе применения силы или непосредственному силовому воздействию лишь в самом крайнем случае. Оборонительный характер военной политики КСА обусловлен также малочисленностью и невысоким качеством людских ресурсов, которые могут быть задействованы для службы в армии, недостаточно высоким престижем военной службы в стране, слабостью национальной оборонной промышленности.

Саудовское руководство считает, что оборону государства следует планировать на длительный период на основе «тщательного научного анализа грозящих опасностей». При этом национальные вооруженные силы призваны обеспечить оборону королевства от внешнего нападения и, как минимум, быть способными вести боевые действия по защите пограничных районов до прибытия подкреплений из глубины страны, или войск союзников. В то же время военно-политическое руководство КСА понимает невозможность оборонять границы королевства по всему периметру. Именно поэтому с целью прикрытия наиболее важных пограничных районов в 1960-е – 1980-е гг. были построены военные базы, где разместили крупные силы войск: Табук – на северо-западе (израильско-иорданское направление), Хафр-эль-Батин – на севере (иракско-кувейтское направление), Хамис-Мушайт – на юге (йеменское направление). В связи с последними событиями, связанными с нападениями боевиков из Йемена на территорию КСА, в Эр-Рияде изучают вопрос о строительстве еще одной военной базы вблизи йеменской границы. Крупные гарнизоны имеются на восточной границе в Даммаме (Катар, ОАЭ).

На сегодняшний день саудовцы достигли определенного прогресса в деле создания современных вооруженных сил. Отмечаются положительные сдвиги в деле улучшения службы штабов, налаживания системы управления войсками. Появились и свои опытные кадры во многих областях военного дела.

Основными направлениями военного строительства в КСА являются: оснащение ВВС наиболее современной авиационной техникой и оружием; повышение ударной и огневой мощи, мобильности сухопутных войск; дальнейшее развитие системы ПВО страны, постепенное увеличение и обновление корабельного состава флота. Большое внимание уделяется совершенствованию оперативного оборудования территории КСА. Важной проблемой остается стандартизация и унификация вооружения и военной техники, т. к. их закупки ведутся в разных странах. Повышенное внимание уделяется вопросам борьбы с терроризмом, изучению и освоению особенностей ведения боевых действий в конфликтах низкой интенсивности. Большое значение придается практическому внедрению американской концепции «объединенности» («jointness») в сферу планирования и проведения операций с участием всех видов вооруженных сил. Создан Оперативный центр национальной обороны, предназначенный для координации деятельности в вопросах управления войсками, разведки и информации. И все же дело с внедрением принципов «объединенности» продвигается медленно. С этим согласны и военные эксперты США, которые, тем не менее, считают, что в перспективе просматривается постепенная адаптация ВС КСА к американской концепции.

Слабыми в ВС КСА остаются боевое управление, связь, разведка. Все еще невысок уровень боевой подготовки войск. По оценке западных специалистов, командные и штабные структуры вооруженных сил КСА не вполне подготовлены для успешного руководства войсками в условиях современной войны. Саудовское военное мышление и планирование во многом остается статичным. Сказывается отсутствие значительного боевого опыта и прочных военных традиций – единственным крупным военным конфликтом, в котором участвовали ВС КСА, была война за освобождение Кувейта в 1991 г., но в ней саудовские войска действовали в составе коалиционной группировки, в которой решающую роль играли ВС США и их западных союзников.

Большие сложности имеются в освоении, эксплуатации и ремонте современной техники. Значительное количество вооружения хранится на складах или по причине низкого уровня технического обслуживания и неумелой эксплуатации постоянно выходит из строя. Армия все еще не в состоянии «переварить» оружие и военную технику, которые были закуплены и продолжают поступать в страну. Сохраняется сильная зависимость от иностранной помощи и военных специалистов различного профиля, прежде всего технического. Саудовцы не могут достаточно эффективно использовать созданную в КСА военную инфраструктуру, а оснащение национальной армии практически целиком зависит от импорта современной техники.

Недостатки и просчеты в военном строительстве, в военной организации государства со всей очевидностью проявились в ходе боевых действий против йеменских мятежников, вторгшихся в пограничные районы КСА в ноябре 2009 г. В первую очередь, это относится к сухопутным войскам, показавшим слабую подготовку и не очень высокое морально-психологическое состояние военнослужащих. В результате для преодоления сопротивления небольших по численности и не имеющих тяжелого вооружения сил противника потребовались значительные усилия и время. Армия действовала в целом нерешительно, избегая во многих случаях открытых столкновений с боевиками. Тем не менее, войска понесли ощутимые потери: до 130 человек убитыми, до 500 ранеными и свыше 100 пленными. Более успешно воевали ВВС, которые командование использовало очень интенсивно. Однако авиаторы, потеряв два самолета, действовали в условиях, когда у противника не было сильной, системной ПВО и отсутствовали средства радиоэлектронного противодействия. В итоге боевики не были разбиты и сохранили свои силы и по-прежнему удерживают отдельные участки саудовской территории.

Таким образом, многолетние усилия руководства страны и громадные средства, израсходованные на военные нужды, не смогли решить проблему создания в Саудовской Аравии сильной современной армии, довести военные возможности королевства до уровня, обеспечивающего надежную оборону страны от внешнего нападения и защиту от действий вооруженных формирований повстанческо-партизанского типа. И вряд ли эти цели будут достигнуты в обозримой перспективе.