Значение Средиземного моря ясно в разных аспектах: экономическом, геополитическом, стратегическом и в сфере безопасности. Морская безопасность, особенно с учетом растущей роли различных акваторий, может стать проблемой для стабильности региона Южного Средиземноморья. Для стран, расположенных на краю пустыни, важно защищать побережье и инвестировать в береговую оборону. Спустя два столетия после колониальных вторжений и создания современных государств мы наблюдаем возрождение военно-морских сил (ВМС) этих южно-средиземноморских стран. ВМС Алжира, Ливии и Египта, давно связанные с Советским Союзом, постепенно обращаются к западным поставщикам вооружений по разным причинам, в основном из-за оперативной совместимости. Начиная с 2010 года, эти ВМС начали программу модернизации, которая продолжается до сих пор. Эта тенденция соответствует замене кораблей, приобретенных в конце 1980-х годов, а также новым региональным и национальным вызовам, с которыми сталкиваются эти страны. В регионе возникли два новых явления: международный терроризм, в том числе на море, и нелегальная миграция. Эти явления связаны с конкретным событием в регионе, а именно «арабской весной», которая началась в 2010 году в Тунисе и дестабилизировала эти страны и способствовала созданию крупных террористических центров. Открытие месторождений газа в Восточном Средиземноморье также усилило военно-морское соперничество между странами двух берегов. Это также потребовало увеличения численности военно-морских сил для защиты морских платформ и подводных трубопроводов.
Египет
Из-за географии этой страны ВМС Египта разделены на два отдельных флота, один из которых отвечает за защиту Красного моря, а другой — за наблюдение за Средиземным морем. Из всех ВМС стран Южного Средиземноморья египетский флот больше всех участвовал в боевых действиях — в 1948, 1956, 1967 и 1973 годах. Имея в своем составе 18 500 человек и 316 кораблей, это самый большой флот в Северной Африке. Недавно власти открыли две основные военно-морские базы: в Марса-Матрух на северо-западе страны и в Беренис на Красном море. Штаб ВМС Египта находится в Александрии. Как и в случае с большинством ВМС в регионе, с 2010 года были начаты большие изменения с большой модернизацией. Покупка двух командных кораблей «Мистраль», построенных Францией для ВМФ России в 2014 г., но так и не поставленных, стала толчком к масштабной программе модернизации египетских кораблей. Кроме двух десантных кораблей есть три фрегата FREMM — один французский и два итальянских. Вскоре будут поставлены четыре немецких фрегата MEKO A-200 и четыре французских тяжелых корвета Gowind, которые будут частично построены в Египте. Для защиты входа в Суэцкий канал ВМС Египта используют четыре тяжелых ракетных патрульных катера класса Ambassador MKII, которые сочетают в себе скорость и высокую огневую мощь с 8 ракетными установками «Гарпун». Египет по-прежнему использует американские корабли, в первую очередь фрегаты Oliver Hazard Perry и Knox, которые полностью устарели. Египет также имеет значительные подводные силы с четырьмя старыми подводными лодками класса «Ромео», которые были модернизированы и способны запускать американские ракеты «Гарпун». Четыре немецких подводных лодки Тип 209-1400 в настоящее время интегрируются в состав ВМС Египта, который сталкивается с многочисленными угрозами со стороны Турции и Израиля.
Ливия
Данная североафриканская страна находится под эмбарго на поставки оружия с июля 2011 года. Она пострадала от войны, которую возглавляла международная коалиция, уничтожившая ее военно-морской флот. Столкнувшись с эмбарго и необходимостью морского патрулирования, а также из-за гражданской войны, ливийские власти прибегли к импровизации – оснастив буксиры 23-мм пушками или РСЗО. В 2015 году у береговой охраны Ливии было два стареющих 25-метровых буксира и несколько небольших быстроходных катеров. Береговая охрана была рассредоточена по обширной береговой линии от нефтяного города Брега на востоке страны до границ Туниса (соотношение примерно один военный на километр). Как известно, военнослужащий береговой охраны может рассчитывать на менее 1000 ливийских динаров в конце месяца (менее 200 евро). Многие подрабатывают рыбаками на полставки, чтобы получать приличную зарплату; некоторые даже занимались торговлей людьми или контрабандой. В 2006 году Береговая охрана Ливии приобрела шесть хорватских патрульных катеров-невидимок PV30-LS, известных как Mergueb Class. Сейчас они составляют основу ВМС Ливии. В 2018 году Италия передала Ливии 10 патрульных катеров класса 500 в рамках операции «София» по борьбе с нелегальной миграцией. В том же году были отмечены многочисленные нарушения прав человека в Ливии, в том числе со стороны ливийского флота и сил безопасности, что привело к большому движению протеста со стороны правозащитных НПО в Европе. Результатом этих протестов стало прекращение сотрудничества с Европейским союзом в этой области и отмена передачи Францией шести патрульных катеров в интересах ВМС Ливии.
Тунис
ВМС Туниса были основаны в 1958 году и начали действовать год спустя, начав с развертывания списанного корабля ВМС Франции Chevreuil. ВМС Туниса никогда не были стратегическим фактором для небольшой североафриканской страны. Долгое время ее флот довольствовался ракетными патрульными катерами классов Combattante и Albatros. Идея руководства страны заключалась в том, чтобы иметь небольшие военные корабли, которые могли бы быстро вмешаться и, при необходимости, запустить «Экзосет» или аналогичные противокорабельные ракеты. С точки зрения личного состава это самый маленький флот в Северной Африке, который насчитывает около 4500 человек. До 2010 года не было никаких крупных приобретений для ВМС Туниса, которые начали сталкиваться с новыми вызовами, такими как транснациональный терроризм и нелегальная миграция. В 2015 году Тунис заказал у румынской Damen Shipyards Mangalia три многоцелевых патрульных катера MSOPV-1400 водоизмещением 1400 тонн и длиной 75 метров для прикрытия трех морских районов Туниса. Следует также отметить местное производство легких патрульных катеров «Истикляль» длиной 23 метра и водоизмещением 80 тонн. Поступление на вооружение этих малых легковооруженных судов началось в 2015 году.
Алжир
Сформированные в 1962 году, сразу после обретения страной независимости, ВМС Алжира являются наиболее диверсифицированным видом алжирских ВС с точки зрения оснащения и боевых возможностей. Это военное подразделение, которое проводит большинство учений с западными и другими вооруженными силами. ВМС состоят из 15 000 человек, разделенных на шесть компонентов: береговую охрану, надводный флот, подводные силы, береговую оборону, морскую авиацию и десантные силы. Военно-морской флот Алжира разделен на три морских фронта с различными задачами: Западный фронт, отвечающий за наблюдение и, при необходимости, блокирование Гибралтарского пролива, Центральный фронт, отвечающий за защиту столицы Алжира, и Восточный фронт, отвечающий за наблюдения за Мессинским проливом. Военно-морские силы, как правило, равномерно распределены между этими тремя фронтами с двумя крупными военно-морскими базами, Мерс-эль-Кебир на западе и Джиджель на востоке, в которых размещается основная часть флота. В период с 1960-х по 1990-е годы ВМС Алжира состояли из кораблей Советского Союза или стран Восточного блока. ВМС Алжира располагали большим количеством патрульных катеров. Начиная с 1980-х годов у Алжира было два варианта: развивать местное военно-морское строительство или открыться для новых западных партнеров. Это привело к постройке на месте ракетных корветов класса «Джебель Шеноуа» и патрульных катеров класса «Кебир», дюжина которых была произведена с помощью Великобритании. Великобритания также продала ВМС Алжира два десантных корабля типа «Калаат», построенных компанией Brooke Marine. В конце 1990-х годов ВМС Алжира имели фрегаты «Кони» и корветы «Нанушка» и дислоцировали две подводные лодки проекта 877ЭКМ «Кило», которые заменили две советские подводные лодки класса «Ромео», полученные в 1981 году. Преобразование ВМС Алжира началось в 2010 году путем получения заказов от различных поставщиков: России, Китая, Германии, Франции и Италии. В течение десятилетия Алжир получил: итальянский флагман, десантно-тыловое судно Kalaat Beni Abbes длиной 143 метра и водоизмещением 9000 тонн; два тяжелых фрегата Meko A-200 постройки ТКМС (Германия) длиной 118 метров и водоизмещением 3400 тонн, они оснащены шведскими ракетами RBS-15MKIII; китайские тяжелые корветы С28-А длиной 120 м и водоизмещением 2880 т; шесть китайских корветов на усовершенствованной базе Тип 056 будут поставлены начиная с 2022 года. Кроме того, в составе ВМС Алжира имеется шесть российских подводных лодок «Кило» с противокорабельными ракетами «Калибр» и ракетами для поражения наземных целей. Что касается береговой обороны, то ВМС Алжира дислоцируют три береговых ракетных полка, по одному на каждом морском фронте, полки состоят из пусковых установок Bal-E и китайских сверхзвуковых ракет CM-302. Имеются также противокорабельные артиллерийские полки, состоящие из 155-мм орудий и гаубиц того же калибра. Алжир развертывает силы численностью 7000 человек, специализирующиеся на десантных и антитеррористических операциях. Полк морской пехоты состоит из 9 батальонов, распределенных по каждому морскому фронту. На его вооружении находятся десантные катера и бронемашины типа БТР-80.
Марокко
Марокко – единственная страна в Северной Африке, имеющая выход к Атлантическому океану. Из-за необъятности морского фронта Марокко исторически всегда пренебрегало своей средиземноморской частью, несмотря на наличие Гибралтарского пролива, стратегического места для прохода гражданских и военных кораблей. До недавнего времени Марокко оставило военное управление проливом Великобритании и Испании. Главной заботой марокканского флота с момента его основания было регулирование рыболовной деятельности в его исключительной экономической зоне и борьба с контрабандой. До начала 2000-х гг. ВМС Марокко жили в основном за счет иностранной помощи кораблей из американских или европейских военных излишков. Костяк марокканского флота составляли французские легкие фрегаты Floréales и испанский корвет Descubierta. С 2010 года Королевский военно-морской флот Марокко приступил к реализации масштабной программы модернизации с увеличением огневой мощи и охвата, а также со строительством военно-морской базы на севере побережья Средиземного моря, Ксар-Сегир, задачей которой является защита порта и экономической зоны Танжер-Мед и демонстрации своего присутствия на уровне Гибралтарского пролива. Что касается оборудования, то с 2011 года ВМС Марокко начали получать малозаметные корветы Sigma, построенные компанией Damen в Нидерландах, три из них были получены в период с 2011 по 2012 год. Для нужд морского патрулирования в том же году Марокко получило OPV-70, построенный во Франции компанией STX. Он пополнит парк кораблей OPV-64, приобретенный в 1990-х годах. Но самым ценным приобретением марокканского флота остается FREMM, многоцелевой фрегат-невидимка, построенный компанией DCNS во Франции. Этот фрегат с противолодочной конфигурацией дислоцируется на военно-морской базе Ксар-Сегир и является флагманом марокканского флота. ВМС Марокко, насчитывающие 12 000 человек, является самым маленьким компонентом Королевских вооруженных сил. Из них 2000 человек составляют три батальона морской пехоты с десантным компонентом, поддерживаемым десантными кораблями Newport и Champlain, построенными в 1970-х гг. Марокко не имеет береговой противоракетной обороны и довольствуется буксируемой артиллерией и наблюдательными постами для наблюдения и защиты своей береговой линии. В своем стремлении к модернизации Марокко ищет подводные лодки; было упомянуто несколько треков. Первый – российский, с проектом покупки подводной лодки класса «Лада-Амур», что очень маловероятно. Второй, более реальный, – покупка бывшей в употреблении португальской подводной лодки класса U-214 Tridente. Переговоры между двумя странами велись в 2020 году на эту тему, но не увенчались успехом. Наконец, при наличии финансирования Марокко могло бы заказать новую подводную лодку непосредственно в Германии.
Таким образом, будущее ВМС стран Северной Африки будет осложнено ростом торговых потоков в Средиземном море и соперничеством между странами. Вопрос наблюдения за проливами и разграничения исключительных экономических зон, который является очень чувствительным, увеличит использование военно-морских сил. Соперничество между Египтом и Турцией в Ливии и между Алжиром и Марокко также может привести к морским конфликтам в ближайшие годы.