- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О состоянии военно-технического сотрудничества Китая и Пакистана по линии ВВС

Согласно информации китайских СМИ 25 июля 2023 г. с официальным визитом в Китайскую Народную Республику прибыла делегация командования ВВС Исламской Республики Пакистан во главе с начальником штаба – маршалом авиации Захиром Ахмадом Бабаром Сидху, который провел переговоры с министром обороны КНР Ли Шанфу. Стороны обсудили ключевые вопросы взаимодействия между ВВС двух государств.

По имеющейся информации, НШ ВВС Пакистана подтвердил намерения официального Исламабада разместить второй контракт на покупку 90 истребителей поколения  4+ под обозначением J-10CP.  Члены пакистанской делегации отметили, что указанные самолеты в сочетании с выпускаемыми предприятиями ОПК КНР авиационными средствами поражения позволяют пакистанским военным летчикам достичь паритета с ВВС Индии, на вооружении которых находятся тяжелые истребители типа Су-30МКИ, а также новейшие французские «Рафаль».

Достоверно известно, что китайские авиастроители выполнили контракт с ВВС ИРП в течение 18 месяцев – передано 36 истребителей, что указывает на высокий темп производства на Чэндусском авиастроительном предприятии, которое одновременно работает и над серийным выпуском других самолетов.   Необходимо учитывать, что ВВС Пакистана приобрели первую партию боевых самолет в кредит, который рассчитан до 2031 г. по ставке 4,5%.

Представляется возможным утверждать, что значительную долю финансовой поддержки в данном вопросе оказывает официальный Эр-Рияд. Достоверно известно, что ВВС КСА планируют принять на вооружение 81 истребитель «Цзянь-10СЕ», и с учетом имеющегося у пилотов ВВС Пакистана опыта прослеживается перспектива в вопросах подготовки саудовских летчиков, либо замены их на случай выполнения особо сложных задач пакистанскими пилотами, что имело место в ходе операции аравийской коалиции в Йемене.

Вполне вероятно, что военно-политическое руководство КСА  окажет финансовую помощь ВВС ИРП и в рамках программы по модернизации подразделений истребительной авиации, рассчитанной до 2030 г.

По данным профильных источников, ВВС ИРП рассчитывают в предстоящие 7 лет снять с вооружения более 200 устаревших истребителей «Цзянь-7» и «Мираж» разных модификаций, которые практически исчерпали свой ресурс.

По данным китайских источников, к 2030 г. на вооружении ВВС ИРП должно находиться 126 истребителей «Цзянь-10СР», 358 истребителей JF-17 в четырех модификациях и 48 малозаметных истребителей пятого поколения «Цзянь-35».  По замыслу пакистанских военных, в постоянной готовности к вылету должно находиться не менее 500 истребителей, что подразумевает серьезную нагрузку на инженерно-технический состав.

В отношении последней модели самолета китайской разработки известно, что к середине 2023 г. на территории Шэньянского авиастроительного предприятия был построен новый цех длиной 750 м  и общей площадью 280 000 кв. м, в котором будет расположена сборочная линия истребителей «Цзянь-35», позволяющая изготавливать до 50 самолетов в год. Подобный производственный темп указывает не только на значительные сборочные мощности, но и на планомерную подготовку ВВС и ВМС НОАК к переходу на новый уровень.

Китайским специалистам известно, что ВВС ИРП также проявили интерес к разработке турецких авиастроителей – истребителю TF-X, однако к данному самолету еще достаточно много вопросов, а кроме того ОПК Турецкой Республики не производит такой номенклатуры авиационных средств поражения, как в КНР. Фактически, только несколько лет назад турецкие конструкторы и инженеры смогли наладить копирование двух моделей управляемых ракет класса «воздух-воздух» американского происхождения – AIM-9 и AIM-120. Для сравнения профильные предприятия ОПК КНР осуществляют выпуск четырех моделей УР ВВ и ведут работу над двумя перспективными моделями боеприпасов сверхбольшой дальности.

Высокопоставленные пакистанские военные в ходе переговоров с китайскими коллегами подтвердили, что сохраняют приверженность достигнутым договоренностям и продолжат программу стажировки китайских пилотов. Летчики ВВС НОАК прибывают в Пакистан для получения опыта, поскольку летчики ВВС ИРП обладают важными знаниями в области тактики и приемов пилотирования на различных самолетах ВВС стран-членов НАТО и постоянно обновляют эти знания в различных учениях.

В свою очередь китайская сторона подтвердила продолжение учений серии «Героический орел», которые были прерваны из-за эпидемии коронавирусной инфекции. Следует отметить, что данные учения имеют особую ценность и для ВВС Пакистана, поскольку при проведении на территории КНР в данных мероприятия НОАК задействует подразделения ПВО, укомплектованные ЗРК С-300ПМУ2 – аналогичные тем, что приняты на вооружении  ПВО Индии.

Помимо истребителей ВВС Пакистана необходимо заменить свои устаревшие самолеты-заправщики Ил-78, которые были приобретены на Украине, поскольку ресурс самолетов практически исчерпан. Китайские авиастроители располагают всеми компетенциями в данном вопросе и способны в течение года построить для ВВС ИРП не менее 6 воздушных танкеров.

Некоторые китайские обозреватели и аналитики отмечают опасность развития военно-технического сотрудничества с Пакистаном, поскольку военно-политическое руководство ИРП все больше проявляет свою  «двойственную сущность» — с одной стороны заявляет о «стальном братстве» и «всепогодном сотрудничестве», а с другой — предоставляет турецким специалистам доступ к разработкам китайского ОПК. В результате подобной деятельности официальный Исламабад получает значительные скидки на продукцию ОПК Турции. В свою очередь, турецкие оружейники повышают свою конкурентоспособность на мировом рынке вооружений и даже срывают контракты ОПК КНР с ближневосточными покупателями.

По данным китайских источников, пакистанские военные предоставили турецким техническим специалистам возможность детально изучить несколько моделей разведывательно-ударных БПЛА китайского производства, которые находятся на вооружении ВВС Пакистана. Вполне вероятно, что подобная участь ожидает и истребители J-10CP, поскольку они оснащаются двигателями, которые вполне подходят для турецкого TF-X.

Представляется возможным утверждать, что военно-политическое руководство КНР сознательно втянулось в игру с Западом и Турцией  за возможность влиять на Пакистан и использует в этом процессе ориентированность ВС ИРП на продукцию китайских оружейников, поскольку официальный Пекин может кредитовать «пакистанские контракты», так как тем самым поддерживает национальный ОПК и одновременно активно использует ВТС с Исламабадом в качестве рекламы  и продвижения своей продукции, тогда как другие страны стараются скрывать или очень аккуратно освещать подобное сотрудничество.

В современных экономических условиях руководство стран НАТО/ЕС не может позволить себе дотировать национальный ОПК в рамках контрактов с ВС ИРП, а на отдельные государства, кроме того, влияют еще и контакты с Индией, руководство которой жестко реагирует на любую информацию о сотрудничестве любой страны с Пакистаном.