На прошлой неделе в отчаянной попытке привлечь инвестиции из стран Персидского залива, Исламабад объявил, что ведет переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами о завершении сделки по строительству нового многоцелевого грузового терминала. Если соглашение состоится, Дубаю будет передан 85-процентный контроль над крупным причалом в порту Карачи. Это заявление последовало за сделкой по операционному аутсорсингу, заключенной в прошлом месяце, в результате которой AD Group арендовала значительную часть старейшего и самого загруженного порта в крупнейшем городе на 25 лет. Согласно сделке, AD Group будет управлять тремя причалами в порту Карачи и будет инвестировать в инфраструктуру, позволяющую швартоваться более крупным судам, расширяя причал и увеличивая площадь хранения контейнеров. Правительство Пакистана получит 50 млн долларов на оборудование и инфраструктуру и 18 долларов за контейнер в качестве платы за обработку. Ведущий экономический корреспондент Пакистана Шахбаз Рана полагает, что эта сделка символизирует определенное чувство отчаяния: «Это определенно не самая выгодная сделка, о которой договаривались… правительство могло бы предложить более высокую цену. Ни один независимый консультант не был вызван для проверки цен, что является требованием закона. Сделка скорее направлена на то, чтобы успокоить ОАЭ и помочь с будущими кредитами Пакистану». Умар Карим, младший научный сотрудник Центра исследований короля Фейсала и исламских исследований, считает, что сделка хорошо вписывается в региональную стратегию Абу-Даби: «В то время как пакистанцы отчаянно нуждаются в иностранных инвестициях, эта сделка хорошо вписывается в общую государственную политику Абу-Даби по приобретению стратегических портов и логистических объектов по всему региону. Стратегическое положение Карачи в устье Аравийского моря позволяет ему осуществлять всю морскую торговлю Пакистана, и поэтому он является ценным активом. Эта сделка по аренде предоставит ОАЭ значительное влияние в торговой среде Пакистана». Но почти девять месяцев назад, стремясь остановить отток иностранной валюты, пакистанское правительство остановило почти весь импорт, что сильно повлияло на доставку и обработку грузов в порту Карачи и, вероятно, повлияет на прибыльность порта. ОАЭ остаются крупнейшим торговым партнером Пакистана в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива, и в Исламабаде есть реальная надежда на дальнейшие инвестиции ОАЭ в страну. «Etisalat из ОАЭ уже приобрела разумную долю в главной телекоммуникационной компании Пакистана PTCL, и в Исламабаде ходят слухи, что Etisalat может купить другого серьезного поставщика услуг мобильной связи. Местные источники уверенно говорят о том, что Etisalat, базирующаяся в Абу-Даби, рассматривает возможность приобретения Telenor, второго по величине оператора мобильной связи Пакистана». При этом правительство Пакистана также надеется, что телекоммуникационный гигант выплатит оставшиеся 800 млн долларов, которые он задолжал за приобретение 26-процентной доли PTCL в 2005 году. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты в начале июля направили Пакистану в общей сложности финансовую поддержку в размере 3 млрд долларов, поскольку Международный валютный фонд (МВФ) одобрил резервное соглашение о выделении еще 3 млрд долларов. Саудовская Аравия пообещала выделить Исламабаду средства в размере 2 млрд долларов еще в апреле, но откладывала предоставление денег до тех пор, пока не стало ясно, что помощь МВФ будет оказана. Затем ОАЭ предоставили южноазиатской стране еще миллиард долларов, увеличив его валютные резервы, которых едва хватило, чтобы покрыть месячный объем импорта. Министр финансов Пакистана Исхак Дар заявил, что ожидает увеличения валютных резервов Пакистана до 15 млрд долларов к концу этого месяца, заявив, что страна сможет обеспечить дополнительное финансирование. Пакистан также получил повышенный кредитный рейтинг от Fitch Ratings, и финансовая помощь принесла некоторое облегчение инвесторам в акции и облигации страны.
Несмотря на эти траншы, Пакистану необходим постоянный приток долларов США для обслуживания своих долгов, которые в настоящее время составляют почти 80 млрд долларов и которые должны быть погашены в течение следующих трех лет. Хакан Наджиб, советник трех бывших министров финансов Пакистана, сообщил, что Катар ведет переговоры с правительством Пакистана о передаче в управление аэропортов Карачи, Лахора и Исламабада с 2018 года: «Но аэропорты Карачи и Лахора продать может быть сложно, поскольку предыдущие правительства выпустили против них инвестиционные облигации сукук [соответствующие шариату], в то время как в аэропорту Исламабада недостаточно трафика, чтобы сделать его прибыльным». Есть все признаки того, что Исламабад готовит и другие активы к продаже, такие как национальная авиакомпания PIA, заводы по производству стали и компании по производству электроэнергии, но в данном случае есть заминка. Это условия продажи, поскольку это в основном «больные подразделения», которые использовались сменявшими друг друга правительствам политический вес, чтобы успокоить своих сторонников с помощью рабочих мест в этих организациях. Также пока наблюдается мало политической воли продавать эти активы, считают местные аналитики, «поскольку новые покупатели не потерпят чрезмерного увеличения штата и могут пойти на его значительное сокращение». Наджиб, бывший финансовый советник правительства, полагает, что аренда причалов и эксплуатация аэропортов — это «мелкие ситуативные шаги», а не кардинальное решение долговой проблемы Пакистана. Для этого правительству, по его словам, необходимо провести серьезную приватизацию: «Государственный сектор Пакистана насчитывает 168 коммерческих государственных предприятий, охватывающих энергетику, авиацию, железные дороги, логистику, связь, производство, финансы, горнодобывающую промышленность и инжиниринг, оптовую торговлю, розничную торговлю и маркетинг. Продажа этих активов облегчила бы кризис долларовой ликвидности, с которым сталкивается Пакистан, а также дала бы понять миру, что Пакистан думает не только о инструментах, создающих долги». Собственно, именно такой подход МВФ часто навязывал правительствам в подобных ситуациях. По словам Наджиба, Пакистану необходимо «обновить свой инвестиционный совет», привлекая «специализированные человеческие ресурсы и стимулы», чтобы воспользоваться преимуществами этого подхода.
В данном случае предсказуемо, что инвесторы из Персидского залива вкладываются прежде всего в уже «готовые» сектора экономики Пакистана, игнорируя при этом сектора добычи полезных ископаемых. Между тем, здесь более активны китайцы, но в целом именно этот сектор и может дать в конечном счете серьезное облегчение долговой нагрузки. При этом надо отметить, что в последние годы наблюдается медленный рост инфраструктурных проектов на основе Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC) на фоне экономических проблем в обеих странах. Снижение экономической активности Китая вызвало опасения по поводу устойчивости его инвестиций в Пакистане. Кроме того, всплеск терроризма и экстремизма в Пакистане еще больше обострил отношения, поскольку нападения были направлены непосредственно против граждан Китая. Несмотря на эти вызовы, китайско-пакистанское партнерство остается устойчивым, основанным на взаимном доверии и общих стратегических интересах. Решение Китая предоставить кредит в размере 2 млрд долларов, чтобы помочь Пакистану справиться с экономическим кризисом, подчеркивает его приверженность этим отношениям. CPEC был флагманским проектом китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), направленным на соединение китайского региона Синьцзян с портом Гвадар в Пакистане посредством обширной сети автомобильных и железных дорог. В целом Пакистан – остается страной неиспользованных возможностей, которая полна потенциала и ресурсов. Одним из таких секторов, который либо игнорируется, либо оставляется в руках незаконной торговли и коррумпированных правительственных чиновников, является сектор добычи полезных ископаемых. Пакистан обладает огромными запасами полезных ископаемых, занимающими площадь в 600 000 кв. км. Известно 92 вида полезных ископаемых, из которых 52 эксплуатируются в коммерческих целях, а общая добыча составляет 68,52 млн метрических тонн в год. Несмотря на его огромный потенциал, вклад минерально-сырьевого сектора в ВВП Пакистана составляет менее 1% при потенциальном вкладе в 3-5%, а экспорт страны составляет всего около 0,1% от мирового объема. Существует несколько препятствий, которые препятствуют полному использованию минерально-сырьевого сектора в Пакистане, но наиболее заметными из них являются отсутствие нормативной базы, недостаточная инфраструктура, устаревшие технологии и институциональный потенциал. В каждой провинции Пакистана имеется несколько месторождений полезных ископаемых, однако первоначальные операции будут начаты в Белуджистане, поскольку, как говорят эксперты, регион полон нетронутых полезных ископаемых, стоимость которых оценивается в триллионы долларов. В Белуджистане обнаружены богатые запасы самого дорогого металла в мире молибдена. Часть Тетианского медного пояса, расположенная в регионе, богата запасами полезных ископаемых, в основном меди. Тетийский медный пояс, также известный как Тетийская магматическая дуга, охватывает несколько стран. Он простирается через центральную и юго-восточную Европу (Венгрия, Румыния, Болгария, Греция), Турцию, Иран, Пакистан и через Гималайский регион в Мьянму, Малайзию, Индонезию и Папуа-Новую Гвинею. Он содержит множество крупных месторождений медной и золотой руды различного качества. Различные условия привели к образованию различных типов месторождений меди, включая порфир, скарн и отложения, находящиеся в осадочных породах. Часть пояса находится в Пакистане, гранича с западной стороны от Чагаи в Белуджистане до Гималайских хребтов. Богатые полезными ископаемыми районы, такие как Сайндак и Рекодик, являются частью этого пояса, где имеются обширные залежи меди и золота. Что касается меди, то Пакистан занимает пятое место по величине месторождения меди в мире. С оценочными и прогнозируемыми запасами в 12,3 млн тонн меди и 20,9 млн унций золота, Реко Дик является значительным месторождением меди и золота, расположенным в Белуджистане. Он обладает потенциалом производить 200 000 тонн меди и 250 000 унций золота ежегодно в течение более чем 50 лет. Общее количество меди, золота и серебра, которые могут быть извлечены из месторождений Сайндак, составляет приблизительно 1,69 млн тонн, 2,24 млн унций и 2,49 млн унций соответственно. При этом только в 2020 году Пакистан потратил более 10 млн долларов на импорт меди. Эксплуатация этих ресурсов не только сократит бюджет на импорт, но и улучшит получение доходов за счет экспорта. Поскольку эти районы малонаселены, добыча полезных ископаемых значительно облегчается по сравнению с густонаселенными районами. Особенно районы в Белуджистане более подходят по сравнению с севером страны из-за особенностей рельефа. Однако для получения дивидендов в секторе полезных ископаемых требуются значительный капитал (прямые иностранные инвестиции), новейшие технологии и последовательные усилия (разведка) в течение определенного периода времени.