Недавний переворот в Нигере является лишь последним в череде правительственных переворотов во все более нестабильном регионе Сахель после того, как нигерские военные изолировали демократически избранного президента Мохамеда Базума. Многие аналитики не смогли разглядеть за переворотом осязаемую политическую цель, выходящую за рамки сохранения доступа к ресурсам как для укоренившихся силовиков, так и для формирующейся новой гвардии. Газета The Wall Street Journal сообщает, что до переворота Базум сократил финансовые льготы, которыми пользовалась Президентская гвардия, возглавляемая генералом Абдурахаманом Тчиани, который 28 июня объявил себя главой переходного совета. Помимо Тчиани, другой лидер переворота – генерал Салифу Моди – также был важной фигурой в предыдущем правлении, занимая должность начальника штаба Вооруженных сил Нигера до своего назначения послом в ОАЭ в июне. Как указывают американские аналитики, близкие к Пентагону, хотя Россия, похоже, не спровоцировала переворот, она готова извлечь из него выгоду либо через ЧВК «Вагнер», либо через какую-либо другую частную военную компанию, работающую по указке Москвы. По сравнению с Мали и Буркина-Фасо — странами, где действуют как отделения «Исламского государства», так и «Аль—Каиды» (обе организации запрещены в России), — Нигер добился большего успеха в борьбе с джихадистскими угрозами. Базум открыто говорил о переговорах с группировками джихадистов, действующими в его стране, и в то же время публично признавал глубину проблемы терроризма в Нигере, имея в виду, что «большинство новобранцев из провинции Исламское государство Сахель (ISSP) были гражданами Нигера» из общины фулани, что «вооружение гражданских лиц является большой ошибкой» — сопоставление с политикой других сахельских стран, выступающих за вооружение гражданских лиц для борьбы с террористическими группировками — и подчеркнул, что боевики-джихадисты являются более опытными бойцами, чем местные армии и ополченцы. В то время как Базум и его правительственные чиновники сотрудничали с Францией, Соединенными Штатами и другими европейскими и региональными странами для борьбы с террористической угрозой в Нигере, который также закупал военную технику у России и Турции, включая турецкие беспилотники. Нигерские военные прошли подготовку в Соединенных Штатах, Франции, Канаде, Алжире и Бельгии. Франция продолжала активно поддерживать нигерскую армию: примерно от 1000 до 1500 французских военнослужащих были развернуты в основном в аэропорту Ниамея, а силы специального назначения — в другом месте боевых действий. Соединенные Штаты сохраняют аналогичную силовую позицию и контролируют базу беспилотников в Агадесе. Италия и Германия также инвестируют в финансирование и подготовку нигерских вооруженных сил в дополнение к миссии Европейского союза по наращиванию потенциала в Нигере. В прошлом правительство Нигера участвовало в переговорах и урегулировании конфликтов с такими группами, как «Джама’т Нусра’т аль-Ислам валь Муслимин» (JNIM), Сахельское отделение «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (AQIM) и провинция Сахель «Исламского государства», а также проводило традиционные военные операции против этих групп. Нигерская хунта ссылалась на готовность Базума участвовать в обмене пленными и освобождении, чтобы оправдать его смещение, хотя такие действия часто используются во время переговоров с группировками джихадистов в Сахеле. Согласно многочисленным источникам, «Исламское государство» недавно добилось освобождения видного члена своей организации в рамках сделки с малийскими силами, которая уменьшила бы конфликт с государством, позволив ISSP сосредоточиться на борьбе со своим главным противником, JNIM. При этом силы ИГ по всему Сахелю наращивают вербовку и, возможно, находятся на пороге захвата больших участков территории в регионе. Основываясь на имеющихся данных о террористических атаках, можно утверждать, что политика Базума действительно добивалась прогресса в снижении угрозы джихада для Нигера, несмотря на оправдания, выдвигаемые новорожденной хунтой, которая состоит в основном из давних нигерских офицеров. Отдельные демобилизации боевиков-джихадистов за последние три года в регионах Тиллабери и Диффа по модели, использовавшейся для демобилизации боевиков, которые участвовали в восстания северных туарегов в начале-середине 1990-х годов, дали положительные результаты. По этому плану боевиков реабилитировали и завербовали в местные подразделения Национальной гвардии. Этому процессу способствовало Высокое управление по укреплению мира под патронажем одного из лидеров переворота, бывшего начальника штаба ВС Нигера генерала Моди. 30 июля главы государств из пятнадцати членов Экономического сообщества западноафриканских государств пригрозили начать военные действия, если лидеры нигерского переворота не восстановят Базума в должности в течение одной недели. Соединенные Штаты также предупредили, что могут прекратить свою военную помощь Нигеру, в то время как Европейский союз заморозил часть своей помощи стране. В ответ хунта заморозила поставки урана и золота во Францию, можно ожидать и проблем с логистикой американской базы беспилотников в этой стране. Помимо этого такая политика рестрикций может еще больше открыть дверь для проникновения российского влияния в Нигер и в конечном итоге поставить под угрозу прибрежные западноафриканские государства, включая Того, Бенин, Гану и др.Берег Слоновой Кости, поскольку джихадистское насилие продолжает распространяться. Переворот также угрожает свести на нет прогресс Нигера в его борьбе с джихадистскими группировками. В результате AQIM, вероятно, получит большую свободу маневрирования в Ливии и, возможно, в Судане через Чад. Помимо содействия расширению ISSP, это могло бы также создать открытый коридор с западноафриканской провинцией Исламского государства (ISWAP), предоставив ISSP дополнительную живую силу, опыт изготовления бомб и другие материально-технические ресурсы, что могло бы сместить баланс сил в регионе в пользу «Исламского государства»» в его борьбе с филиалами «Аль-Каиды».
В то время как группировки джихадистов сражаются за контроль над территорией и ресурсами в различных частях континента, африканские военные хунты стремятся использовать борьбу с терроризмом в качестве рычага для получения народной поддержки против Запада, как их предшественники пользовались западной экономической и дипломатической поддержкой. Милитаризованные подходы западных правительств к противодействию глобальной террористической деятельности за последние два десятилетия усилили тех же военных лидеров, которые сейчас отвергают Вашингтон и поворачиваются к Москве – не только в Нигере, но и в ряде других африканских государств. Тем временем эти военные командиры действуют хищническим образом, обогащаясь и в то же время усугубляя недовольство местного населения, сближая его тем самым с группами джихадистов или другими насильственными негосударственными субъектами. После подхода, который почти чрезмерно полагался на военную силу, и его последующего разворота — поскольку Запад теперь, похоже, не желает продолжать вмешательство в сахельские страны, — западные страны могут показаться слабыми на местах в тех же государствах, где их, возможно, ранее осуждали как колонизаторские или угнетающие силы. Давние программы по наращиванию потенциала под руководством Запада и миллиарды долларов, выделяемые на развитие, образование и вопросы прав человека, вероятно, будут поставлены под сомнение российскими кампаниями дезинформации и популистской агитацией местных жителей в густонаселенных городских районах. Париж и Вашингтон заплатят высокую политическую цену и утратят влияние, если они не смогут приспособиться к текущему положению дел в Сахеле, где переговоры с нечестными игроками и демонстрация военной мощи остаются жизнеспособным вариантом. В противном случае Сахель следует оставить тем, кто готов и способен пойти на такой сложный выбор. При этом необходимо указать несколько принципиальных факторов, которые привели к перевороту. Это: этническая принадлежность тех или иных фигур в элите; присутствие иностранных сил; и слабость региональных органов.
Во-первых, дебаты по поводу этнической принадлежности и легитимности Базума были проблемой во время последней по времени избирательной кампании. Базум принадлежит к этническому арабскому меньшинству Нигера, и на него всегда вешали ярлык «человека с иностранным происхождением». По этой причине он воспринимался в штыки военной элитой, которая преимущественно состоит из более крупных этнических чисто африканских групп, – даже несмотря на то, что Базум получил около 56% голосов и принадлежит к той же партии, что и бывший президент Махамаду Иссуфу. В стране большое внимание уделяется этническому составу военнослужащих и назначения в армии происходят именно по этому признаку; понимание этого помогло Иссуфу завершить два срока на посту президента без серьезных инцидентов. Базум от этой тактики отошел.
Во-вторых, наличие большого количества иностранных вооруженных сил и баз в стране не было хорошо принято нигерскими военными. Они считают, что это подрывает их авторитет. Нигер является ключевым союзником западных стран в борьбе с повстанцами в регионе. Огромные инвестиции Франции в горнодобывающий сектор Нигера являются еще одной причиной ее заинтересованности в безопасности. В 2019 году США открыли базу беспилотников в Нигере, несмотря на протесты местного населения. В 2022 году Франция и другие европейские союзники вывели свои войска из соседнего Мали, а Базум поспешил пригласить их в Нигер, что вызывало резкую критику военных.
В-третьих, существует неспособность региональных организаций, таких как ЭКОВАС и Африканский союз, занять твердую позицию против захвата военной власти в Гвинее, Буркина-Фасо и Мали, которая придала смелости нигерским военным. Лидеры ЭКОВАС теперь пригрозили применить силу для восстановления Базума, если устроители переворота не восстановят его в должности, но в реальности такого сценария есть серьезные сомнения. За последние четыре года в регионе произошло семь государственных переворотов. Три из них были успешными. Лидеры ЭКОВАС и Африканского союза пригрозили санкциями этим трем странам, но ничего особенного не было сделано, чтобы сдержать других военных лидеров. На круглом столе, организованном аналитическим центром Chatham House в Лондоне, посвященном последствиям военной интервенции в Западной Африке, один из лидеров региона заявил, что они из вежливости поддерживают контакты с тремя военными президентами. Это создает впечатление, что нет никаких сдерживающих факторов для военных захватов.
Основные выводы
Недавний переворот в Нигере является последним на настоящее время в череде правительственных переворотов в регионе Сахель, вызывающих серьезную обеспокоенность по поводу распространения насилия, конфликтов и несостоятельности государства.
Главы государств Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), состоящего из пятнадцати членов, 30 июля пригрозили ответить силой, если лидеры нигерийского переворота не восстановят в должности свергнутого президента Мохамеда Базума.
Если переворот не будет обращен вспять, западные правительства заявили, что они отзовут военную помощь и прекратят сотрудничество в области безопасности, что может еще больше открыть дверь для роста влияния России и позволить насилию распространиться на прибрежные западноафриканские государства.
Милитаризация, сопровождавшая западные подходы в мире после 11 сентября 2001 года, придала уверенности тем же военным лидерам, которые сейчас отвергают Вашингтон и поворачиваются к Москве.