- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Египет: коптская община и «Братья-мусульмане»

Наиболее влиятельными представителями исламистского течения в современном Египте является группировка «Братьев-мусульман». Учитывая политические амбиции данной группировки, представляется целесообразным рассмотреть их отношение к коптской общине и мнение относительно положения, которое должно отводиться коптам в египетском социуме.

Действительно, если воинствующие исламисты 1990-х годов делили мир на мусульман и неверных, то умеренные исламисты, пришедшие им на смену, выступали за плюрализм, утверждая, что понятие «люди Писания» гарантирует защиту прав христиан[1] [1]. Однако несмотря на то, что «Братья» подчеркнуто позиционируют себя в качестве умеренного исламистского движения, их отношение к коптам сохраняет некоторую неоднозначность.

В 1940-е годы «Братья» занимали значительно более радикальную позицию по отношению к коптам, нежели стремятся выказать в настоящее время. Так, 27 марта 1948 года члены организации «Братья-мусульмане» подожгли в городе Заказик коптскую церковь, в которой находились молящиеся[2] [2]. 4 января 1952 года была подожжена коптская церковь в Свейсе, несколько коптов погибли. Этот поджог также приписывается «Братьям-мусульманам»[3] [3].

Однако в настоящее время руководство «Братьев-мусульман» демонстрирует иные взгляды, подчеркивая свое сочувствие к проблемам коптов как граждан Египта. Так, например, «Братья-мусульмане» осудили нападение мусульман на церковь в деревне Удайссат; Иссам аль-Эрьян, один из руководителей организации, заявил, что люди должны иметь возможность молиться, не ожидая для этого годами разрешения на постройку церкви[4] [4].

«Братья» резко осудили нападение мусульман на коптскую церковь, имевшее место в мае 2007 года в Гирза-Айат-Гиза. После коптско-мусульманских столкновений в Гизе депутат от округа Мазгуна (Гиза), член «Братьев-мусульман» Ахмад ‘Абду, осудил мусульман, нападавших на коптов, заявив, что эти мусульмане искажают истинный образ ислама по причине своего невежества. Ислам, заявил ‘Абду, не запрещает строительство церквей и не ограничивает ничью религиозную свободу.

После нападения в Александрии в апреле 2006 года, когда мусульманином-фанатиком, напавшим на прихожан местной церкви, был убит 78-летний Нуши Атта Гиргис, Иссам аль-Эрьян от лица «Братьев-мусульман» осудил нападение, но принял официальную версию о том, что нападавший был душевнобольным,а не фанатиком.

При этом «Братья» подчеркивают, что причиной обострения некоторых проблем коптской общины стала неадекватная позиция государственной власти, ее неспособность гарантировать коптам права и защиту, которые предписываются им по Корану как «людям Писания».

Руководство «Братьев-мусульман» и депутаты от организации уделяют большое внимание «представительскому» аспекту отношений с коптской общиной, в частности, поздравляя представителей общины и коптского духовенства с наиболее важными христианскими праздниками – Рождеством и Пасхой. В декабре 2005 года депутаты, принадлежащие к организации «Братья-мусульмане», поздравили с католическим Рождеством коптскую католическую общину Египта. Махмуд Магахед, парламентарий округа Айн Шамс и аль-Матрийя от «Братьев-мусульман», направил в свой округ нескольких своих представителей, дабы они поздравили с праздником местных католиков.

В 2007 году члены парламентского блока «Братьев-мусульман» поздравили православную коптскую общину с праздником Рождества, подчеркнув веру своей организации в принцип гражданства. Член парламента Таймур Абд аль-Гани поздравил христиан своего округа и посетил все окружные церкви. Другой член парламента, Али Фатх ал-Баб, провел сочельник с коптами Хелуана, а также посетил церковь, поздравив священников и всю коптскую общину с праздником. В апреле 2007 года Мухаммад Махди ‘Акиф, глава «Братьев-мусульман», поздравил папу Шинуду III и всех коптов с праздником Пасхи.

В свою очередь, некоторая часть коптов, а именно часть, относительно позитивно настроенная в отношении диалога с «Братьями», поздравляет членов организации с мусульманскими праздниками. Так, в 2006 году делегация от коптской общины города Талха (Дакахлийя) посетила штаб организации «Братья-мусульмане» в своем городе, дабы поздравить ее членов с праздником Йид аль-Адха. Представители коптской общины округа Шубра (Каир) также поздравили с этим праздником депутата от своего округа, являющегося членом организации «Братья-мусульмане».

«Братья-мусульмане» используют и другие средства, дабы подчеркнуть свою лояльность по отношению к коптской общине. Список кандидатов от «Братьев-мусульман» на выборы в Ассоциацию юристов (BarAssociation) включал коптского юриста Аделя Рамзи Ханну. В мае 2007 года среди более сотни юристов, защищавших 40 представителей руководство «Братьев-мусульман» перед военным судом, имелись известные коптские правозащитники, такие как Адель Рамзи и Фаузи Гиргис.

Однако политическая позиция «Братьев-мусульман» по «коптскому вопросу» остается неоднозначной. В апреле 1997 года Мустафа Машхур, возглавлявший в то время организацию «Братьев-мусульман», заявил, что копты представляют собой «пятую колонну» (например, в армии при военных действиях с христианской страной могут перейти на сторону противника) и настаивал на восстановлении джизьи.

Электоральная программа «Братьев» гласит, что и копты, и мусульмане имеют равные права и обязанности, однако более конкретного описания предполагаемого положения коптов программа не предусматривает. В частности, не объясняется, могут ли христиане избираться на все посты, в том числе пост президента, высшие должности в составе исполнительной власти (либо назначаться, к примеру, на высшие должности в службе безопасности)[5] [5].

В 2007 году «Братья-мусульмане» объявили, что ни копты, ни женщины не могут занимать пост президента страны, так как эта должность подразумевает определенные функции, которые ни та, ни другая категория населения неспособна выполнять[6] [6]. Это заявление вызвало значительный резонанс, ибо противоречило предыдущим общим утверждениям организации, что копты будут иметь равные права с мусульманами. Так, на пресс-конференции в ноябре 2007 года Нагиб Савирис, глава совета директоров Orascom Telecom, резко критиковал утверждение «Братьев», заявив, что данная организация не может дать или не дать коптам право баллотироваться на пост президента. Иссам аль-Эрьян, член исполнительного бюро «Братьев-мусульман», отверг критику Савириса, вновь заявив, что по шариату всем гражданам, как мусульманам, так и немусульманам, гарантированы равные права[7] [7]. Позднее «Братья-мусульмане» интерпретировали свое заявление следующим образом: «Братья» не будут выставлять кандидатов-коптов и кандидатов-женщин на президентские выборы, но другие группы, участвующие в выборах, вольны выставлять тех кандидатов, которых сочтут нужным[8] [8].

По словам Мухаммада Махди ‘Акифа, генерального руководителя организации «Братья-мусульмане», его организация рассматривает коптов как «партнеров по отечеству» и неотъемлемую часть египетского общества[9] [9]. Этой же позиции придерживаются (и неоднократно говорили об этом) и другие представители «Братьев», в частности, депутат парламента, член «Братьев-мусульман» Мухаммад Хабиб[10] [10].

Что касается других аспектов социального положения коптов, коптский исследователь Самих Фаузи отмечает, что позиция организации по некоторым вопросам, касающимся коптов, не вполне прояснена. В частности, не вполне ясны взгляды «Братьев-мусульман» на строительство церквей, на предполагаемый масштаб роли религии в общественной жизни, нет единого документа, который четко отражал бы взгляды организации на коптскую общину и ее положение и роль в социуме. Мухаммад Хабиб, тогда занимавший пост заместителя руководителя «Братьев», ответил на это, что позиция организации по коптскому вопросу вполне ясна, и «Братья» стремятся не изолировать коптов, но, напротив, интегрировать их в сферу политики. Для достижения этой цели, по его словам, парламентарии от «Братьев-мусульман» посещают коптские церкви[11] [11].

В конце 2005 года «Братья-мусульмане» активизировали деятельность в направлении выстраивания диалога с коптской общиной. Организация открыто приглашала представителей коптской интеллигенции к диалогу в различных провинциях Египта[12] [12]. После парламентских выборов 2005 года, где кандидаты от «Братьев-мусульман» (позиционировавшие себя как независимые кандидаты т.к. деятельность организации «Братьев-мусульман» в Египте по-прежнему официально запрещена) получили рекордное  количество мест – 88 – организация провела несколько встреч с представителями коптской общины. Целью этих встреч являлось опровержение довольно распространенного среди коптов страха перед приходом исламистов к власти. Во время первой встречи с представителями коптов представители «Братьев-мусульман» просили их участвовать в египетской жизни не в качестве коптов, но в качестве египтян. Ал-Эрьян заявил, что организация «Братья-мусульмане» поддерживает идею формирования светских партий, ориентированных на христиан Он утверждал также, что организация предлагала тысячам коптов свою поддержку, чтобы те участвовали в выборах, но папа Шинуда отговорил коптов принимать поддержку «Братьев»[13] [13].

Что касается мнения коптской общины о «Братьях-мусульманах», то здесь наблюдается фактически полярная дифференциация взглядов. Одну довольно распространенную точку зрения выразил известный коптский активист Милад Ханна. По его мнению, если «Братья-мусульмане» придут к власти в Египте, значительная часть обеспеченных коптов покинет страну, более бедная же часть останется и будет подвергаться многочисленным правовым притеснениям, во избежание которых многие копты будут обращаться в ислам. В результате эмиграционных процессов и наполовину добровольной, наполовину вынужденной исламизации коптская община Египта резко сократится в численном отношении. Ханна резюмировал: «Надеюсь, что я умру раньше, чем настанет этот день» (имея в виду день прихода к власти «Братьев-мусульман»)[14] [14].

Однако некоторая часть коптской общины демонстрирует большую открытость и готовность к диалогу с «Братьями». Например, Самир и Набиль Муркус относятся к числу тех коптов, которые решились начать открытый диалог с младшим поколением «Братьев». Между младшим и старшим поколением «Братьев-мусульман», по их словам, имеется существенная разница во взглядах, многие представители младшего поколения придерживаются вполне умеренных взглядов и хотят превратить организацию в мусульманский эквивалент европейской Христианской демократической партии. Они указывают также на роль «Братьев-мусульман» в прекращении беспорядков в Александрии, когда члены организации пытались успокоить участников уличных беспорядков и даже формировали «живое оцепление», дабы не позволить им войти в коптские кварталы[15] [15].

Коптский исследователь Самих Фаузи полагает, что негативные последствия прихода к власти «Братьев-мусульман» для коптской общины сильно преувеличены. Фаузи выразил решительное несогласие с утверждением Милада Ханны, процитированным выше, заявив, что коптская эмиграция не увеличится в случае прихода к власти «Братьев-мусульман». Более того, Фаузи подчеркнул, что считает недопустимым представлять коптов в качестве «жертвы» политического подъема «Братьев»[16] [16]. Известный коптский исследователь Рафик Хабиб назвал слухи о страхе коптов перед «Братьями-мусульманами» смешными, заявив, что правящий режим не желает допустить сближения коптов и «Братьев-мусульман», дабы сохранить существующий строй[17] [17].

Таким образом, очевидно, что попытки выстраивания позитивных отношений между «Братьями-мусульманами» и коптами имеют место в основном по линии взаимодействия отдельных коптских интеллектуалов  и некоторых иерархов институциональной церкви с высшим уровнем руководства «Братьев», стремящегося создать позитивный образ своей организации в восприятии египетского общества. Однако большая часть коптской общины воспринимает «Братьев» с настороженностью, что представляется небезосновательным в свете предыдущих заявлений некоторых радикально настроенных членов группировки, а также общей неоднозначности позиции «Братьев» по «коптскому вопросу».

 


[1] [18]           Purcell M. 1998. A Place For the Copts: Imagined territory and Spatial Conflict in Egypt // Ecumene 5 (4): 432–451. Р. 439–440

[2] [19]           Нагиб С. 2001. Ал-акбат ‘абра ат-тарих. Каир: Дар ал-Хаййал. С. 142.

[3] [20]           Ibid. С. 143.

[4] [21]           Williams D. 23.02.2006. Attacks on Copts Expose Egypt’s Secular Paradox // Washington Post.

[5] [22]           The Electoral Program of the Muslim Brotherhood: Shura Council Elections 2007.

[6] [23]           Azarva J., Tadros S. 02.12.2007. The Problem of the Egyptian Muslim Brotherhood // IkhwanWeb.

[7] [24]           IkhwanWeb. 10.11.2007. Al Erian on Sawaris Statements: Egyptian People Are Only Ones Authorized to Give, Take // IkhwanWeb.

[8] [25]           Mayton J. 02.07.2009. Reformist in the balance // Masri Alyoum.

[9] [26]           алШариф М. 11.12.2005. Ал-муршид ал-‘ам: ал-акбат шурака’ ал-ватан ва-л-масыр // Ikhwan Online. URL: www.ikwanonline.com.

[10] [27]         Ikhwan Online. 19.04.2006. Д. Мухаммад Хабиб: ал-акбат шурака’ ал-ватан ихва фи-л-кифах // Ikhwan Online. URL: www.ikwanonline.com.

[11] [28]         el-Said R. 13.03.2006. Will Copts Leave Egypt If Muslim Brotherhood Comes Into Power? // IkhwanWeb.

[12] [29]         Zeina A., al-Aal M.A. 11.12.2005. Brotherhood seeks to calm fears and establish dialogue with Copts //Ikhwan Web.

[13] [30]         IkhwanWeb. 23.12.2005. The Brotherhood Is in favour of a new Coptic Party // IkhwanWeb.

[14] [31]         Mojon J-M. 21.11.2005. Egypt Copts Sound Alarm Over Islamist Advance // Middle East Online.

[15] [32]         el Houdaiby I. 14.12.2007. Copts & Brothers, The best way to overcome mistrust is through dialogue //IkhwanWeb.

[16] [33]         el-Said R. op.cit.

[17] [34]         IkhwanWeb. 25.12.2006. Dr. Rafik Habib: Coptic Fears Toward Muslim Brotherhood // IkhwanWeb.