Взрыв, совершенный террористом-смертником на прошлой неделе на политическом митинге в районе Баджаур на северо-западе Пакистана недалеко от границы с Афганистаном, вызвал волну шока по всей стране и привел к обеспокоенности по поводу ситуации с безопасностью в преддверии предстоящих национальных выборов. В результате нападения, целью которого было собрание консервативной партии «Джамиат Улема Ислам-Фазл» (JUI-F), число погибших составило 45 человек, более 130 получили ранения. «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) взяло на себя ответственность за взрыв, что указывает на растущую угрозу, исходящую от этой террористической группировки в регионе. Партия JUI-F, известна своими связями с бескомпромиссными исламистами, а также осуждением групп боевиков, стремящихся свергнуть правительство. Теракт усилил опасения по поводу ситуации с безопасностью, поскольку Пакистан готовится к национальным выборам, запланированным на ноябрь. ИГ взяло на себя ответственность за взрыв, сославшись на свою продолжающуюся войну против «демократии» как режима, враждебного истинному исламу. Премьер-министр Шахбаз Шариф осудил взрыв как нападение на демократический процесс, усугубляющее существующую напряженность вокруг предстоящих выборов. С приближением выборов участились политические митинги и активизировалась другие акции предвыборной кампании, которые становятся потенциальными целями для групп боевиков. Партия JUI-F и ее лидеры, известные своей оппозицией пакистанским исламистским боевикам, в прошлом сталкивались с угрозами из-за своей позиции против насильственного экстремизма. Недавний взрыв еще раз подчеркивает риски, с которыми сталкиваются политические партии и их сторонники во время избирательных кампаний. По мере обострения проблем безопасности есть опасения, что эта эскалация может повлиять на избирательный процесс. Соперничество между основными политическими партиями и обвинения в участии военных в гражданской политике уже отбросили тень на перспективы беспрепятственного избирательного процесса. Продолжающееся совершение таких целенаправленных нападений может подпитывать дискуссии об отсрочке выборов, еще больше осложняя и без того деликатную политическую ситуацию. Активизация атак исламистских боевиков в Пакистане была очевидна с момента расторжения соглашения о прекращении огня между пакистанским «Талибаном» (ТТП) и правительством в прошлом году. В то время как ТТП и отколовшиеся от него группировки несут ответственность за большинство недавних нападений, участие «Исламского государства» и появление «Техрик-е-джихад Пакистан» создают новые проблемы для сил безопасности страны. По сравнению с ТТП, которое стоит за большинством недавних нападений, «Исламское государство» имеет более ограниченное присутствие в Пакистане. Однако его участие в атаках такого масштаба встречается редко и вызывает опасения по поводу его потенциала эскалации насилия. «Техрик-е-джихад Пакистан», относительно новая и менее известная группировка, также внесла свой вклад в рост нападений в стране.
Партия JUI-F и ее глава Маулана Фазл-ур-Рехман и ранее подвергались нападениям из-за своей оппозиции исламистским боевикам в Пакистане. Партия считает, что вооруженная кампания против государства, проводимая этими группами, не является законным джихадом, идущим вразрез с принципами ислама. Однако партия также поддерживает движение «Талибан» в Афганистане, что приводит к сложной позиции по отношению к экстремистским группам. В этой связи можно констатировать, что по мере приближения к национальным выборам в Пакистане проблемы безопасности обостряются, а политические партии сталкиваются с риском целенаправленных нападений со стороны экстремистских групп.
В этой связи следует отметить, что в Пакистане на сегодня существуют два основных типа партий: традиционные и религиозные. Традиционные партии, такие как Пакистанская мусульманская лига-Н (PMLN), «Пакистанская Техрик-е-Инсаф» (PTI) и Пакистанская народная партия (PPP), также представляют себя последователями ислама, поскольку для победы на выборах каждая партия обязана разыграть свою религиозную карту. Что касается религиозных партий, то они разделены на разные течения ислама, и они представляют себя интерпретаторами этих течений, то есть суннитами, шиитами, ваххабитами и т.д. По их словам, ислам разнообразен, и именно они представляют это разнообразие. Согласно их позициям, они являются истинными хранителями ислама, и тот, кто не следует их особому течению ислама, нерелигиозен и он / она находится вне исламского круга. Лидеры этих партий, которые часто являются муллами, улемами и пирами, пользуются большой поддержкой, многие люди следуют за ними и прислушиваются к ним, их исламские интерпретации могут легко дойти до людей, любая позиция, которую они высказали, является окончательным приговором по их мнению. Жители провинции Хайбер-Пахтунхва и Белуджистана были более уязвимы к этой религиозной сегрегации, потому что большинство людей там в прошлом не были настолько грамотны, и из-за слепого доверия к религиозному руководству они потеряли способность мыслить. Люди боятся задавать вопросы руководству этих партий, потому что они боятся того факта, что, если кто-либо из них задаст этому руководству логичный вопрос, и если руководство не сможет на него ответить, спрашивающий будет считаться сектантом, поскольку он бросил вызов лидеру. Людей в этом регионе объединяет только одно — ислам. Если кто-то попытается отнять у них это, они не будут обладать ничем. Массовая мобилизация сторонников этих партий особенно была заметна в Пакистане в 1970-х годах. Если какая-либо власть пытается поставить под сомнение эти конфессиональные партии, они собираются огромными массами в знак протеста против властей, которые создают хаос в стране. Например, движение «Хатам и Набуват» было создано для того, чтобы преследовать ахмадийцев. Эти религиозные партии получают огромную поддержку со стороны НПО, медресе, а также многих воинствующих организаций, таких как TTP. Религиозные партии обычно ориентированы на конкретные проблемы. Когда они хотят попасть в поле зрения общественности, они поднимают любую проблему. Например, в 2020 году лидеры TТP вступили в конфликт с государством из-за освобождения судом Азии Биби, обвиняемой в богохульстве. «Джамаат и улама и хинд», образованная в 1919 году, был первой партией, представляющей секту деобанди, которая модернизировала себя и вошла в политический ландшафт. При этом политическая история Пакистана никогда не была свидетелем того, чтобы какая-либо религиозная партия смогла сформировать правительство через получения парламентского большинства. Обычно они формируют коалиции и проходят в парламент, подписав серию соглашений с мажоритариями. Попытки государства трансформировать эту систему были неудачными. Всякий раз, когда государство пытается объединить все конфессии, улемы либо публикуют свои фетвы, либо массово собираются в знак протеста против государства. Эти партии по-прежнему оказывают огромное влияние на политическую жизнь Пакистана, несмотря на то, что они все еще не могут победить на выборах, заняв большинство мест. Таким образом, ряд пакистанских аналитиков полагают, что последний по времени тракт против JUI-F является началом активной фазы «внутривидовой» предвыборной борьбы в Пакистане, но маловероятно, что это может свидетельствовать о растущей экспансии ИГ в Пакистане.