- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле потенциальных подвижек в нормализации отношений с Саудовской Аравией. Часть 6

Президент США Джо Байден 28 июля с. г. намекнул на возможный прогресс в соглашении о нормализации отношений между Израилем и Королевством Саудовская Аравия. На протяжении нескольких месяцев до этого официальные лица США преуменьшали такую возможность. За день до высказываний Байдена помощник президента по национальной безопасности Джейк Салливан и координатор по Ближнему Востоку и Северной Африке в СНБ Бретт Макгерк, отправились на переговоры в Джидду. Согласно сообщению в СМИ от 31 июля этого года, глава Моссада Давид Барнеа посетил Белый дом в начале месяца для «секретных» переговоров о возможной сделке между Израилем и КСА[i] [1].

В Израиле статью обозревателя The New York Times Томаса Фридмана,

восприняли как программную, отражающую планы Белого дома в отношении Ближнего Востока, и как таковую анализируют эксперты и обозреватели СМИ, которые обнаруживают в ней разные смыслы, делают соответствующие их пониманию выводы[ii] [2].

Йонатан Тобин, главный редактор «Еврейского новостного синдиката» (Jewish News Syndicate, JNS), обращает внимание на то, что согласно Т.Фридману, Байден, прилагая усилия по заключению стратегически важной для США, КСА и Израиля сделки, пытается оказать большую услугу премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху. Имеется в виду утверждение в статье, что сделка между США, КСА, Израилем и палестинцами, помимо прочих преимуществ, вынудит Б.Нетаньяху отказаться от экстремистов и белых супрематистов в его кабинете министров и объединиться с израильскими левыми и правоцентристскими политическими силами.

Й.Тобин такой подход критикует. Заинтересованность Байдена в некоей договоренности с саудовцами при участии Израиля он объясняет тем, что это стало бы для Белого дома внешнеполитическим триумфом в разгар президентской кампании в США. Одновременно в Вашингтоне исходят из того, что это также стало бы победой Б.Нетаньяху, который объявил переход от подпольных связей с Эр-Риядом к обмену послами одной из главных целей своего правительства, обвиняемого в посягательстве на израильскую демократию администрацией Байдена и внутренними оппонентами. Отмечается, что с этим согласен историк Майкл Орен, бывший посол Израиля в Соединенных Штатах (2009-2013).

Й.Тобин видит много причин, по которым администрация Байдена и и саудовцы вряд ли достигнут соглашения. Более того, он настаивает на том, что Б.Нетаньяху не должен соглашаться на цену, как заявленную, так и подразумеваемую, которую Израилю придется заплатить за привилегию обмениваться послами с Саудовской Аравией. Утверждается, что под кажущимися мотивами Байдена, которые якобы соответствуют израильским интересам, на самом деле скрывается реальная цель – смена режима в Израиле и новая сделка с Ираном.

Требования саудовцев в обмен на согласие нормализовать отношения с Израилем включают в себя гражданскую ядерную программу, закупку передового американского оружия и американские гарантии безопасности Королевства по аналогии с НАТО.

Й.Тобин сомневается в том, что Байден согласится со всеми или даже с большей частью этих требований, так как «Вашингтон никогда не одобрял стремление Эр-Рияда  в ответ на действия Ирана начать свой ядерный проект, и основная часть Демократической партии США презирает саудовцев как реакционный режим. Их гораздо больше устраивают пока тщетные попытки администрации Байдена убедить Тегеран согласиться на еще более слабую и опасную ядерную сделку, чем был договор бывшего президента Барака Обамы с Ираном в 2015 г.».

Рассматривая мотивы Байдена продолжить начатое Д.Трампом, Й.Тобин подчеркивает, что Израилю придется заплатить за сделку с КСА, о чем также написал Т.Фридман. В частности, Израиль должен будет пойти на уступки Палестинской национальной администрации, заморозив строительство еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан; дать обязательство никогда не аннексировать территории Западного берега р. Иордан; и передать ПНА части «зоны C», находящиеся под израильским контролем. Как выразился Й.Тобин, «это якобы укрепит коррумпированный режим лидера ПНА Махмуда Аббаса. Но это также может воодушевить его соперников-террористов и сделать жизнь еврейских поселенцев в «зоне С» еще более небезопасной».

По мнению главного редактора JNS, в окружении Байдена основным преимуществом такой сделки считают то, что она поставит Б.Нетаньяху в затруднительное положение. Религиозные сионисты, его союзники по коалиции никогда этого не поддержат, и, как отмечал Т.Фридман, это заставит Б.Нетаньяху обратиться к левым партиям в поисках партнеров по коалиции. Тогда как эти партии, в том числе «Лагерь государственнииков» Бени Ганца, которую чаще всего называют потенциальным партнером премьер-министра, обязались никогда не входить в коалицию с Б.Нетаньяху.

На основании этого Й.Тобин делает вывод, что «на самом деле Фридман и Байден хотят использовать предложение Саудовской Аравии не для усиления Израиля и даже не для обеспечения того, чтобы Эр-Рияд отказался от своего нынешнего поворота в сторону Китая и сближения с Ираном. Их цель — разгром коалиции Б.Нетаньяху, а также его уход с поста премьер-министра».

В данном контексте упоминается М.Орен, согласно которому Б.Нетаньяху не возражал бы обменять в Кнессете 14 мест партии «Религиозный сионизм» министра финансов Бецалеля Смотрича вместе с «Оцма иегудит» министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира на 12 мест партии Б.Ганца. Тем самым он получил бы центристское правительство и уменьшил бы его зависимость от правых, что улучшило бы положение Биби (прозвище Б.Нетаньяху) давно находящегося на посту премьер-министра. Это также означало бы отказ от продвижения судебной реформы и фактически свело бы на нет борьбу против Б.Нетаньяху.

В этой связи Й.Тобин рекомендует премьер-министру с осторожностью относиться к предлагаемой сделке. Он считает абсурдом представление о том, что палестинская проблема является камнем преткновения для саудитов в нормализации отношений с Израилем. Он уверен в том, что наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман считает нужным лишь на словах служить палестинцам и предъявлять требования от их имени, чтобы сохранить положение своей страны в арабском и мусульманском мире как хранителя святынь ислама. «Саудовцы были счастливы подписать «Авраамовы соглашения» в 2020 г. с участием других стран, ничего не сделав для палестинцев. Это произошло потому, что они, как и другие арабские правительства, устали от того, что их интересы находятся в заложниках у непримиримого палестинского руководства, которое не заинтересовано в мире с Израилем ни при каких обстоятельствах». При этом утверждается, что Эр-Рияд на самом деле «вполне доволен своими нынешними неофициальными связями с Израилем в сфере безопасности и экономики. Поэтому саудиты могут подвергнуть себя ожесточенным нападкам со стороны исламистов из-за установления официальных отношений с Израилем только при условии щедрого вознаграждения со стороны американцев». Более того, в том, что они запросили так много, Й.Тобин видит четкое понимание в Эр-Рияде того, что Байден и не собирался удовлетворять их требования.

Главный редактор JNS полагает, что внешнеполитическая команда Байдена по-прежнему больше заинтересована в дипломатии с Ираном, чем с Саудовской Аравией, и уж тем более ее не интересует усиление позиций Израиля. К тому же сопротивление Демократической партии США, особенно ее влиятельного прогрессивного крыла, которое удерживает Байдена с момента его вступления в должность от любых уступок саудовцам, будет яростным. Президент неоднократно демонстрировал, что у него нет желания противостоять левым активистам внутри своей партии.

Таким образом, Й.Тобин считает, что единственный смысл в нынешних действиях администрации США в отношении КСА – это причинить вред Б.Нетаньяху. Это возможно, если Б.Ганц вдруг согласится войти в правящую коалицию, тогда как Биби весной 2020 г. уже обманным путем заставил его выйти из рядов оппозиционных сил и сформировать коалицию, которая в конечном итоге привела к соглашению о ротации. Отмечается, что в то время все, кроме Б.Ганца, знали, что Б.Нетаньяху не выполнит своего обещания и не позволит ему стать премьер-министром по ротации. Й.Тобин возлагает надежду на то, что сегодня здравый смысл и неприязнь, которую Б.Ганца испытывает к Б.Нетаньяху, заставит его придерживаться лидера оппозиции Яира Лапида. Но вера Б.Ганца в необходимость единства перед лицом растущей угрозы со стороны проиранской «Хизбаллы» в Ливане и надежда на нормализацию отношений с саудовцами могут снова заманить его в такую коалицию. Если это произойдет и Б.Нетаньяху откажется от своих обещаний провести судебную реформу, а также одновременно пойдет на уступки палестинцам, как бы ни были преданы Биби избиратели «Ликуда», его авторитет будет подорван не только в самой партии, но возмутит союзников справа.

Следовательно, смысл в дипломатической инициативе с Саудовской Аравией Й.Тобин видит «в достижении цели Байдена — позиционировать Б.Нетаньяху как препятствие на пути к миру с саудовцами. Поэтому израильский премьер-министр должен ясно дать понять, что если сделка с Эр-Риядом и будет заключена, то это не произойдет путем расширения прав и возможностей коррумпированного палестинского руководства, которое в первую очередь заинтересовано в подстрекательстве к нападениям на Израиль, а не в решении конфликта путем создания двух государств». Он настаивает на том, что «если Соединенные Штаты хотят убедиться, что Китай не соблазняет саудовцев, то нет никаких рациональных причин, по которым Израиль должен быть ослаблен для достижения этой цели. К тому же не факт, что саудовцы даже отдаленно заинтересованы в таких уступках, которые нанесли бы ущерб безопасности Израиля, без укрепления их собственной безопасности».

Утверждается, что Байден и его окружение не желают добра Б.Нетаньяху. «Любая инициатива, которую они могут реализовать или поддержать, не направлена на обеспечение национальных интересов Израиля». При всем при этом Й.Тобин ставит готовность саудовцев улучшить отношения с Израилем в зависимость от желания Соединенных Штатов, на что Байден вряд ли способен. В любом случае, «это не должно произойти за счет ослабления Израиля или усиления палестинцев, которые совершенно не заинтересованы в мире»[iii] [3].

[i] [4] Report: Mossad chief visited White House to discuss Saudi normalization // The Times of Israel. 31.07.2023. https://www.timesofisrael.com/report-mossad-chief-visited-white-house-to-discuss-saudi-normalization/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=potential-saudi-israel-normalization-could-see-palestinians-thrown-under-the-bus

[ii] [5] Biden Is Weighing a Big Middle East Deal // The New York Times. 27.07.2023. https://www.nytimes.com/2023/07/27/opinion/israel-saudi-arabia-biden.html

[iii] [6] Is a US-Saudi-Israel deal really in the works? // JNS. 02.08.2023. https://www.jns.org/column/saudi-arabia/23/8/2/307527/