- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О вероятных целях визита статс-секретаря МИД ФРГ в Тунис

На текущей неделе статс-секретарь федерального внешнеполитического ведомства Германии К.Кеул («Зеленые») прибыла с визитом в Тунис. Перед отъездом политик сделала заявление, в котором указала на близость двух государств друг к другу, а также на вызывающую озабоченность напряженность в североафриканской стране. По ее словам, «Тунис является прямым соседом ЕС», «после революции 2011 г. Германия активно поддерживала тунисцев в стремлении к демократии, верховенству закона и правам человека», также ФРГ «без бюрократических проволочек» оказала ему содействие в 2022 г. на фоне угрозы продовольственной безопасности. Наконец, К.Кеул подчеркнула, что в Берлине выражают обеспокоенность арестами членов гражданского общества и оппозиции, а также положением беженцев, которое она охарактеризовала как «шокирующее».

Из сказанного следует, что центральными темами в программе пребывания статс-секретаря МИД ФРГ были избраны проблемы миграции и внутриполитическая обстановка в Тунисе. В том, что касается первого направления, приезд К.Кеул можно считать продолжением июньского визита в страну министра внутренних дел Германии Н.Фезер (СДПГ) с несколько изменившимся акцентами. Так, в начале лета федеральное правительство не столько фокусировалось на заботе о мигрантах, сколько на продвижении договоренностей, позволявших бы высылать в Тунис лиц, не получивших убежища в Европе. Так, МВД предложило пописать миграционные соглашения с третьими странами, то есть теми, кто не входит в Евросоюз, чтобы снизить нагрузку по приему беженцев. При этом за основу ФРГ взяла опыт Великобритании и Дании, вступивших в соответствующие переговоры с Руандой. Более того, Копенгаген даже выступил с инициативой консолидировать такого рода усилия на уровне ЕС.

Помимо внешних факторов правительство О.Шольца имеет и довольно весомые собственные внутриполитические причины работать в направлении сокращения приема просителей убежища, в том числе с Тунисом. Во-первых, с 2015 г. федеральная полиция Германии направляет в страну сотрудников с целью обучения местных коллег и спонсирует закупку необходимого оборудования, что обходится бюджету ФРГ в сумму порядка 30 млн евро. В этой связи в качестве плана минимум Берлин хотел бы видеть большую отдачу от своих вложений, а как план максимум – переложить ответственность за ситуацию на тунисские силы правопорядка. Во-вторых, рост числа мигрантов, прежде всего из стран Большого Ближнего Востока способствует укреплению партии «Альтернатива для Германии», что беспокоит коалицию.

Политическую обстановку в Тунисе в Германии также рассматривают с озабоченностью. Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития характеризует страну как «борющуюся с политической нестабильностью, социальным неравенством и экономическим кризисом», называя процесс реформ «застопорившимся» по причине «перерыва в процессе демократизации» в 2021-2022 гг. Немецкие политологи более критичны в оценках, открыто утверждая, что Тунис идет по пути авторитаризма. В результате в условиях внешнеполитических поражений в Афганистане и Мали, замороженного Берлинского процесса по Ливии и событий в Нигере правительство О.Шольца и особенно МИД, находящийся под контролем партии «Зеленых», не могут позволить себе допустить еще один кризис, наносящий ущерб его присутствию в Африке. При этом дополнительную заинтересованность в стабильном Тунисе для ФРГ придает то, что с этим государством также ведутся переговоры о поддержке сил Бундесвера при их выводе из Мали.

В целом можно говорить о том, что Германия старается внести свою лепту в поддержку Туниса, будучи мотивированной преимущественно собственными соображениями, касающимися различных сфер внутренней и внешней политики. Доказательство стабильности этой североафриканской страны дает возможность продолжить с ней сотрудничество в целях развития, которое ФРГ приходится сворачивать в других частях континента, прорабатывать возможность заключения миграционного соглашения для снижения нагрузки на ЕС, а также заявлять о возможности диверсификации маршрутов вывода военных, участвующих в MINUSMA, что косвенно снижает в обществе опасения за силы Бундесвера в Нигере и Мали. При этом кандидатура К.Кеул выглядит весьма подходящей для поставленных задач. Так, она уже посещала Тунис в 2016 г., тогда сосредоточившись на вопросах демократического развития страны. Кроме того, будучи представительницей «Зеленых» полит выглядит более восприимчивой к проблемам беженцев, нежели министр внутренних дел Н.Фезер, что позволяет сгладить критику в адрес Германии со стороны НКО, специализирующихся на проблемах миграции.