Знаковым событием для турецкого флота стало введение. В боевой состав новейшего универсального десантного корабля (а де-факто авианосца) L400 «Анадолу» («Anadolu»). Предполагается, что флагман турецкого флота должен был продемонстрировать растущую военную мощь страны и её успехи в области передовых технологий. Проработка вопроса о строительстве для ВМС Турции универсального десантного корабля (УДК) началась в 2006 году. После долгих обсуждений различных вариантов Управление оборонной промышленности остановило свой выбор на проекте испанской судостроительной фирмы Navantia, по которому в 2010 году был построен УДК L61 «Хуан Карлос I» (Juan Carlos I). Официально «Хуан Карлос I» именуется Buque de Proyección Estratégica – «корабль стратегического развёртывания». Это первый в мире универсальный десантный корабль, оснащённый полётной палубой с носовым трамплином. Его основными задачами считаются десантные операции (доставка и высадка войск на значительном удалении от метрополии), воздушная поддержка сухопутных войск на приморском фланге, обеспечение ПВО и ПЛО соединений флота, участие в миротворческих и гуманитарных миссиях.
Проект удачно вписывается в современную тенденцию создания «сверхуниверсальных» боевых кораблей. Вполне логично, что он был выбран в качестве прототипа новых УДК австралийского флота. Два таких корабля – L02 «Канберра» (Canberra) и L01 «Аделаида» (Adelaide) – вошли в состав ВМС Австралии в 2014–2015 гг. Любопытно, что их корпуса строились в Испании, а окончательно достраивались в австралийском Вильямстауне. Четвёртым УДК типа «Хуан Карлос I» стал L400 «Анадолу». Но, в отличие от австралийских кораблей, он полностью строился в Турции. Работы на верфи Sedef Tuzla Tersanesi (Тузла, Стамбул) начались 30 апреля 2016 года. Официальная закладка корабля состоялась в 310-метровом строительном доке 7 февраля 2018, спуск на воду (вывод из дока) – 4 мая 2019 года. Но из-за пандемии ковида достройка УДК затянулась. На ходовые испытания он вышел только 22 июня 2022 года. А торжественная церемония передачи корабля ВМС Турции, на которой присутствовал президент Р.Т.Эрдоган, состоялась 10 апреля 2023. Таким образом, полный цикл постройки занял 7 лет. Согласно первоначальным планам, «Анадолу» должен был войти в строй на два года раньше.
Конструктивно турецкий корабль повторяет свой испанский прототип. Он имеет «авианосную» архитектуру с полётной палубой размерами 201,9 х 32 м и двумя самолётоподъёмниками. Внутри корпуса расположены подпалубный ангар площадью 990 кв. м, десантные помещения и док-камера площадью 1 165 кв. м для десантно-высадочных средств. Максимальная длина УДК – 232 м, ширина – 32 м, осадка – 6,9 м.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) «Анадолу» отличается от «Хуана Карлоса I». Она включает 5 дизель-генераторов Navantia мощностью по 11 000 л. с. (на испанском УДК – 2 дизель-генератора и 1 газотурбогенератор) и две поворотные винторулевые колонки Siemens-Schottel с маршевыми электродвигателями общей мощностью 30 000 л. с. и парой винтов – тянущим и толкающим. Кроме того, имеются два подруливающих устройства. Такая схема ГЭУ обеспечивает кораблю хорошую манёвренность, высокую экономичность на малых ходах, низкий уровень вибрации и физических полей, а также ряд преимуществ, связанных с отсутствием традиционных рулей и гребных валов.
«Анадолу», как и «Хуан Карлос I», может быть укомплектован в двух конфигурациях: как универсальный десантный корабль-док и как лёгкий авианосец. В первом случае его полное водоизмещение составляет 27 079 т, а скорость полного хода – 19,5 узла. Во втором случае – 24 660 т и 21 узел соответственно. Расчётная дальность плавания экономическим ходом – 9 000 миль. Экипаж по штату насчитывает 261 чел., в том числе 30 офицеров и 49 унтер-офицеров.
Главная особенность архитектуры кораблей семейства – наличие носового трамплина с углом подъёма 12 градусов. До постройки «Хуана Карлоса I» таким трамплином оснащались исключительно авианосцы. Он даёт возможность использовать реактивные самолёты с укороченным взлётом, том числе американские F-35B. И УДК приобретают принципиально новые возможности. Неслучайно их всё чаще называют «кораблями проекции силы», хотя формально они остаются в классе десантных и несут на борту литеру «L».
Однако с самолётами F-35B проект развития не получил. После приобретения Турцией, без согласования с командованием НАТО, российских ЗРК С-400 разразился скандал, и США продавать Р.Т.Эрдогану истребители пятого поколения отказались. Вот тогда и был взят курс на создание палубных беспилотников. Мера вынужденная, но она оказалась весьма и весьма перспективной.
Вообще Турция в области разработки и производства БПЛА достигла определённых успехов. Получивший широкую известность поршневой разведовательно-ударный беспилотник Bayraktar («Байрактар») TB2 компании Baykar, пожалуй, несколько переоценён в СМИ, но тем не менее является вполне надёжным аппаратом, способным решать достаточно широкий круг задач. Именно он и стал прототипом нового, уже чисто морского дрона TB3. О разработке палубного «Байрактара» впервые было объявлено в феврале 2021 года, а в марте 2023 состоялся его первый полёт. TB3, по сравнению со своим предшественником, стал заметно тяжелее, он оснащён новым двигателем и имеет складывающиеся крылья с увеличенным на 2 метра размахом. Существенной модернизации подверглось его радиоэлектронное оборудование, а полезная нагрузка выросла почти вдвое – со 150 до 280 кг. Максимальная скорость – 300 км/ч. Предполагается, что на борту «Анадолу» может базироваться от 30 до 50 БПЛА «Байрактар» TB3.
Однако главной сенсацией в области палубной авиации стало другое изделие компании Baykar – реактивный малозаметный палубный БПЛА Kizilelma. Это весьма серьёзный аппарат, созданный в рамках проекта боевого беспилотного авиационного комплекса MIUS. Предполагается, что он будет выпускаться в двух вариантах – дозвуковом (MIUS-A) и сверхзвуковом (MIUS-B). Его взлётная масса – около 6 тонн, из которых более 1,5 тонны – полезная нагрузка. БПЛА будет оснащаться тремя вариантами двигателей – украинскими АИ 25ТЛТ, АИ-322Ф либо турецким TF-6000. Он может находиться в воздухе в течение 5-6 часов на высоте 12 км. Система управления связана с сетью передачи данных SATCOM, и потому дальность полёта, как заявляют в компании Baykar, ограничена лишь запасом топлива. Как было заявлено, для обеспечения горизонтального взлёта и посадки реактивных БПЛА палубу УДК «Анадолу» в ближайшее время предполагается оснастить специальными разгонными устройствами и аэрофинишёрами.
Первый полёт опытного образца БПЛА Kizilelma (с двигателем АИ-322Ф) состоялся 14 декабря 2022 года. Он же находился на палубе и во время официальной передачи УДК «Анадолу» военно-морскому флоту. Р.Т.Эрдоган, выступая на церемонии, сказал, что новый флагман турецких ВМС стал первым в мире полноценным кораблём-носителем ударных беспилотных летательных аппаратов, и что «Турция войдёт в число мировых лидеров в сфере технологий, систем и решений, меняющих ситуацию на местах».
Помимо БПЛА, во время церемонии ввода в строй на полётной палубе «Анадолу» находились вертолёты – противолодочные Sikorsky S-70B-28 «Сихок» и боевые Bell AH-1W «Супер-Кобра». В варианте УДК на борту корабля будут базироваться 14 вертолетов: 4 T-129 ATAK (турецкий ударный вертолёт на базе А-129 «Мангуст»), 8 транспортных AS-532 (или CН-47F «Чинук») и 2 противолодочных S-70B.
Как десантно-штурмовой корабль «Анадолу» имеет внушительный грузовой отсек и доковую камеру, вмещающую 4 десантных катера типа LCM или 2 десантных корабля на воздушной подушке типа LCAC. На грузовых палубах могут разместиться 29 основных боевых танков или другая военная и прочая техника.
Оборонительное вооружение корабля состоит из 5 25-мм орудий национальной разработки (компании Aselsan) и двух американских 20-мм зенитных артиллерийских комплексов «Вулкан-Фаланкс». В официальных характеристиках также значится ЗРК RAM американского производства, однако он не просматривается – вероятно, пока не установлен.
Боевая информационно-управляющая система (БИУС) корабля GENESIS-ADVENT – совместная разработка турецких компаний Aselsan и Havelsan. Главное средство наблюдения за воздушным и надводным пространством средней и большой дальности – трёхкоординатная РЛС SMART-S Mk.2. Она разработана ведущей европейской (голландско-французской) компанией Thales, но её приёмо-передающие модули также производятся фирмой Aselsan.
Управление взлётом и посадкой летательных аппаратов в любых погодных условиях обеспечивает РЛС Leonardo SPN-720. Кроме того, имеются навигационные РЛС, системы космической связи, средства РЭБ и гидролокатор для обнаружения подводных диверсантов.
В заключение отметим, что есть все основания считать постройку авианесущего УДК «Анадолу» этапным событием для турецкого флота. Корабль стал не только крупнейшей боевой единицей ВМС Турции за всю их историю, но и поднял статус флота, придав ему принципиально новые возможности. Однако останавливаться на достигнутом турецкое правительство не собирается. Ещё в 2017 году, до спуска «Анадолу» на воду, было объявлено о планах строительства второго однотипного корабля. Ему даже присвоили имя – «Тракия» (Trakya – так по-турецки звучит название провинции Фракия).