- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О размещении США противоракетных комплексов на Ближнем Востоке

США приступили к ускоренному размещению новых противоракетных систем в ближневосточном регионе. С одной стороны, акция предпринята для защиты государств Персидского залива от Ирана, который, как предполагается, вполне способен на осуществление ракетных атак в регионе, с другой, ее осуществление позволяет Соединенным Штатам заметно расширить свое присутствие в регионе. Одновременно с размещением оборудования, по крайней мере, в четырех арабских странах (Катар, ОАЕ, Бахрейн и Кувейт) США организовали и морское патрулирование неподалеку от иранских территориальных вод.

Надо сказать, что эта кампания началась в критический для президента Б.Обамы период “общения” с Ираном. После нескольких месяцев безуспешной дипломатической работы американская администрация пытается добиться международного консенсуса для введения санкций против Ирана, направленных, прежде всего, против Корпуса стражей исламской революции, который, по версии Запада, контролирует программу ядерного вооружения этой страны.

Б.Обама (как и Дж.Буш до него) не раз предостерегал мировое сообщество против “попустительства” Ирану, описывая последствия отказа этой страны прислушаться к требованиям ООН по приостановке производства ядерного топлива. А 29 января этого года госсекретарь Хиллари Клинтон публично обвинила Китай в том, что он занял “непродуманную” позицию в отношении введения санкций против Ирана. Размещение же США противоракетных установок и другого оборудования, а также расширение американского военного присутствия в ближневосточном регионе являются, как отметил в недавнем публичном выступлении генерал Дэвид Х. Петрэус, частью выработанной администрацией Б.Обамы стратегии усиления давления на Иран.

Отчасти “размещения” были призваны преодолеть впечатление, что Иран быстро превращается в самое сильное с военной точки зрения государство региона, а также предотвратить какую-либо эскалацию иранской конфронтации с Западом в случае введения новых санкций. При этом американское правительство пытается показать Израилю, что немедленной необходимости в осуществления воздушных и других военных атак на иранские ядерные объекты и ракетные установки пока не существует. Подчеркивая “оборонный” характер размещения новых комплексов ПРО и расширения воинского контингента, Б.Обама надеялся избежать жестко негативной реакции Тегерана.

Согласно американским официальным военным и гражданским источникам, указанные выше четыре страны, прежде всего, Кувейт согласились принять новое вооружение для замены устаревшего и менее эффективного, которое они использовали в течение многих лет. Саудовская Аравия и Израиль, в свою очередь, имеют на вооружении свое собственное современное вооружение.

Генерал Петрэус отказался сообщить, какие еще страны региона получили или приобрели в последнее время американское оборудование и оружие. Многие государства Персидского залива не хотят распространения информации о том, что они приняли американскую помощь и разместили на своей территории военные подразделения США. Предполагалось, что и те четыре страны размещали новые противоракетные установки в тайне, хотя, конечно, секреты такого рода невозможно хранить в течение сколько-нибудь длительного периода времени.

Петрэус заявил о “размещении” 22 января на конференции в американском Институте изучения войны. При этом он заявил, что Иран рассматривается в качестве чрезвычайно серьезной угрозы миру теми государствами региона, которые находятся по “американскую” сторону баррикад во всех ближневосточных конфронтациях. Он также напомнил, что защитные системы, размещение которых началось еще при президенте Буше, включали 8 ракетных батарей Patriot, по две в каждой из четырех стран. Эти батареи пригодны к уничтожению ракет ближнего радиуса действия.

Он также рассказал о так называемой “первой линии обороны”, в частности, о том, что американские военные корабли класса Aegis на постоянной основе патрулируют Персидский залив. Корабли оборудованы новейшими радарами и противоракетными системами, предназначенными для перехвата ракет средней дальности. Однако, как заявил генерал, эти системы нельзя использовать против иранских ракет дальнего радиуса действия Shahab 3, хотя американская разведка полагает, что пройдут годы, прежде чем Иран сможет решить проблемы оснащения своих ракет ядерными боеголовками.

Что же касается самого Ирана, то его правительство по-прежнему утверждает, что не пытается создавать ядерное оружие и что все то, о чем твердят американцы, это всего лишь программа для производства электроэнергии. В свою очередь, Белый Дом отказывается подробно комментировать вопросы размещения противоракетных установок. Однако представители администрации, выступившие с анонимными заявлениями, отметили, что шаги, предпринятые США в зоне Персидского залива, имеют две цели: первая – предотвратить превращение Ирана в ядерную державу и, второе, — убедить арабские государства в том, что для них нет никакой необходимости обзаводиться ядерным вооружением самим, так как США могут их защитить. Хотя остается и элемент “ успокаивания” Израиля.

Поскольку иранская ядерная программа осуществляется медленнее, чем утверждала раньше американская разведка и полагало американское правительство, Израиль в разное время намекал, что он мог бы самостоятельно принять меры по уничтожению военно-производственных объектов Ирана, если не будет уверен, что Обама и западные союзники могут его остановить. В январе 2010 г. советник Обамы по национальной безопасности Джеймс Л. Джонс предпринял необъявленный вояж в Израиль, чтобы прояснить настроения израильского руководства и состояние секретных программ, подготовленных израильтянами на случай усиления угрозы со стороны Ирана.

Анонимные представители правительственных кругов США заявили также, что желание арабских государств принять американские противоракетные установки и ограниченные воинские контингенты – солдат и офицеров для обслуживания и защиты нового оборудования, — прибытие которых неизбежно при поставках вооружений, иллюстрирует растущую региональную озабоченность в связи с иранскими амбициями и возможностями.

Надо сказать, что государства Персидского залива и сами принимают меры по укреплению обороны. Так, Саудовская Аравия и ОАЕ только за последние два года приобрели американского оружия и оборудования, в том числе противоракетных установок, на сумму, превышающую 15 млрд. долл. США оказывают поддержку плану увеличения в 3 раза, до 30 тысяч человек, саудовских военных контингентов, которые защищают порты страны, нефтяные месторождения и водоочистительные заводы. 30 января Вашингтон объявил об этом на официальном сайте Белого Дома.

Генерал Петрэус начал открыто говорить о программе размещении на Ближнем Востоке противоракетных систем Patriot около месяца назад, когда стало ясным, что международные усилия по введению новых санкций против Ирана столкнулось с рядом препятствий, а усилия американской администрации начать диалог с Ираном были отвергнуты правительством этой страны.

Рассказывая о Patriot и кораблях, оснащенных Aegis, генерал Петрэус сделал главное заявление о том, что США защитят своих союзников в регионе. Несомненно, это полностью отвечает и собственным интересам Соединенных Штатов. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что это заявление было призвано служить напоминанием Ирану о твердых намерениях американцев в его адрес.