- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О мероприятиях по противодействию терроризму в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР в условиях радикализации мусульманской части населения. Часть 1

В настоящее время во многих регионах мира сохраняются ранее сформировавшиеся и возникают новые угрозы распространения терроризма и экстремизма. В Китайской Народной Республике (КНР) предпосылки для активизации террористической деятельности сохраняются в Синьцзян-Уйгурский автономном районе (СУАР). Этому способствуют исторические проблемы данной территории, внутриполитическая обстановка в приграничных государствах Центральной Азии, всемирное разделение труда, миграция рабочих кадров, развитие средств коммуникации и информационных технологий.

Геополитические особенности СУАР оказывают влияние на внутриполитическую обстановку в КНР в целом. Район имеет большое значение в реализации экономического проекта «Один пояс, один путь», обладает значительными запасами природных ресурсов и граничит с восемью государствами, что характеризует его выгодное географическое положение. Через данную территорию планируется проложить основные транспортные маршруты для развития внешнеэкономических связей. При этом неоднородный этнический состав населения и нестабильная внутриполитическая обстановка приводит к межнациональным конфликтам и способствует развитию терроризма. В приграничных районах остаются отдельные неурегулированные конфликты, взаимовыгодное решение которых способствует дальнейшему развитию сотрудничества КНР со странами Центральной Азии.

Геополитическое положение СУАР и его значение в реализации инициативы «Один пояс, один путь»

В настоящее время Синьцзян-Уйгурский автономный район занимает важное положение в обеспечении социальной и политической стабильности Китайской Народной Республики, сохранении безопасности страны и реализации экономических проектов. На востоке и северо-востоке район граничит с Монголией, на севере с Российской Федерацией, на западе с Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Исламской Республикой Афганистан, Исламской Республикой Пакистан, Республикой Индия и Республикой Таджикистан. Через его территорию проходят важные участки транспортной инфраструктуры для реализации торгово-экономических связей с государствами Центральной Азии и Европы.

Синьцзян-Уйгурский автономный район – важный источник энергоресурсов. На его территории находятся до 34% запасов природного газа и до 30% нефти. Китайскими компаниями осуществляется непрерывная разработка данных месторождений. В отрасли занято до 40% местного населения. Для обеспечения энергетической безопасности государства осуществляется транспортировка нефтепродуктов в центральную и восточную часть страны. Одновременно СУАР является транзитной территорией для перевозки топливных ресурсов из Центральной Азии и государств Персидского залива.

Месторождения угля в СУАР составляют до 40% от общих запасов страны. Кроме того, в районе добывают большое количество различных минералов, наиболее распространенными из которых являются мусковит, бериллий, серпентин, асбест и нефрит. Разведанные объемы железной руды составляют до 730 млн. т., соли до 320 млн. т., мирабилита до 170 млн. т.

В настоящее время руководство КНР реализует экономический проект «Один пояс, один путь», который предполагает установление и развитие торгово-экономических отношений с более чем 50 странами. Руководство КНР рассматривает в качестве приоритетных инициатив расширение транспортной инфраструктуры СУАР, финансовое сотрудничество, торгово-инвестиционную деятельность и культурное взаимодействие, так как району планируется придать статус основного логистического узла. Через его территорию проложат коммуникационные маршруты в государства Европы и Азии. В настоящее время китайскими компаниями ведется модернизация трансконтинентальных автомагистралей и железных дорог, связывающих удаленные территории автономного района с контрольно-пропускными пунктами на границе с государствами Центральной Азии. В марте 2018 г. утвержден проект строительства международного гражданского аэропорта «Алар» (н.п. Алар, СУАР, КНР), пропускная способность которого составит до 200 тыс. пассажиров и до 400 т. различных грузов в год. Стоимость проекта оценивается в 150 млн. долларов США.

Развитие транспортной инфраструктуры и телекоммуникационных линий рассматривается в качестве одного из важнейших условий стабильного экономического роста СУАР. В ноябре 2017 г. на территории СУАР началось строительство автодороги провинциального значения S334, которая свяжет по кратчайшему пути основные пункты пересечения государственной границы Китая с Киргизией и Пакистаном («Торугарт», «Иркештам» и «Хунджераб»). Строительство магистрали ведется в соответствии с международными стандартами качества. Общая протяженность составит 91,5 км, разрешенная скорость движения – до 130 км/ч. После введения шоссе в эксплуатацию ожидается значительное снижение транспортной себестоимости и повышение экспортно-импортных возможностей района.

На участке скоростного движения Урумчи-Санджи в октябре 2017 г. введен в эксплуатацию двухуровневый мост протяженностью 901,42 м через реку Тоудунь, что позволило увеличить пассажиропоток и пропускную способность автомагистрали. Верхний уровень из восьми полос предназначен для скоростного движения легковых автомобилей. Нижний уровень – вспомогательный, состоит из четырех полос для грузового транспорта, двух пешеходных и двух велосипедных дорожек. Охрану правопорядка и безопасности на мосту обеспечивает сводный отряд полицейских-регулировщиков.

В октябре 2017 г. введен в эксплуатацию участок железнодорожной линии, который позволил улучшить транспортное сообщение между г. Урумчи (СУАР, КНР) с провинциями Юньнань и Сычуань. Открыто транспортное сообщение по маршрутам Курла-Чэнду (К454/1, К452/3), Урумчи-Чэнду (К2060/57, К2058/9), Урумчи-Чунцин (К1584/3), Урумчи-Куньмин (К1504/1, К1502/3). Средняя скорость поездов на маршрутах составляет до 160 км/ч, максимальная – до 200 км/ч. Данная линия имеет большое значение для стимулирования и развития пассажирских и грузоперевозок между СУАР и юго-западным районами КНР.

Несмотря на выгодное географическое положение, в СУАР сохраняется нестабильная внутриполитическая обстановка с высокой вероятностью совершения террористических актов. Население района неоднородно и представлено 45 национальностями. На 60% оно состоит из уйгуров (до 12 млн человек) – представителей одного из древних народов, которые также проживают крупными диаспорами в ряде стран Центральной Азии. Среди тюркоязычных народов к настоящему времени только уйгуры не имеют собственного государственного объединения. С этим связано их стремление к самоопределению и независимости. Также отличительной особенностью данной территории является ее многоконфессиональность. Население исповедует ислам, христианство, буддизм, ламаизм. Наличие указанных факторов обусловливает возникновение и развитие этнического сепаратизма и терроризма в данном районе.

В процессе развития экономического проекта «Один пояс, один путь» ожидается ослабление контрольно-пропускного режима на границе. Это, по мнению военных экспертов КНР, способствует проникновению и свободному перемещению радикальных исламских группировок в Китай.

С целью поддержания социальной стабильности в СУАР, руководство КНР разрабатывает различные государственные программы, направленные на повышение уровня жизни местного населения, сохранение его самобытности, ужесточает антитеррористическое законодательство и ведет активную внешнеполитическую деятельность.

Проблемы обеспечения национальной безопасности СУАР как приграничного региона

Проблемы обеспечения безопасности в СУАР вызваны активизацией радикальных течений на фоне проводимых экономических реформ в Китае. Реализуемая политика периодически вызывает протесты со стороны большинства уйгуров, которые часто перерастают в массовые беспорядки. В большинстве случаев причинами народных недовольств являются бедность, безработица (при устройстве на работу приоритет отдается ханьцам, а не уйгурам), неграмотность большинства населения и дискриминиция по религиозной принадлежности.

Уйгурский сепаратизм в СУАР имеет ярко выраженный этнический и религиозный характер. Является одним из потенциальных очагов межгосударственных конфликтов в странах Центральной Азии, в том числе в приграничных с КНР районах. На территории Казахстана, Киргизии и Узбекистана проживают многочисленные уйгурские диаспоры, действуют националистические организации, такие как «Международный комитет освобождения Туркестана» (бывший «Национальный фронт Восточного Туркестана»), «Организация освобождения Туркестана», «Объединенная ассоциация уйгуров». Некоторые полевые командиры сепаратистских группировок из СУАР, избегая преследований китайских властей, укрываются на территории Киргизии и Казахстана в местах компактного проживания уйгурских диаспор, где продолжают вести подрывную пропагандистскую деятельность.

Одновременно в государствах Центральной Азии активизировали деятельность экстремистские организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и «Исламское движение Узбекистана», членами которых являются, в том числе уйгуры. Через них указанные незаконные вооруженные формирования установили практическое взаимодействие с сепаратистами в СУАР. Финансирование их деятельности обеспечивают международные террористические группировки, находящиеся в Афганистане и Пакистане.

Для осуществления контроля в западной приграничной зоне и разрешения существующих пограничных споров, Китай активно развивает дипломатические отношения с Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном в формате Шанхайской организации сотрудничества. В ходе совместных саммитов подписаны соглашения, направленные на сокращение вооруженных сил вдоль границ, содействие экономическому сотрудничеству, борьбу с терроризмом, нелегальной миграцией, незаконным оборотом оружия, наркотиков и торговле людьми. В рамках данных мероприятий Китай стремится оказать противодействие свободному перемещению террористов и предотвратить активизацию исламского радикализма в СУАР.