Согласно последним по времени данным немецких источников, федеральное внешнеполитическое ведомство Германии, ранее в отношениях с Нигером вытесненное на второй план Министерством экономического сотрудничества и развития, прорабатывает возможность введения в отношении путчистов, отстранивших от власти президента страны М.Базума, санкций. Причем сделать это Берлин хочет не на национальном, а на общеевропейском уровне. По информации МИД ФРГ, за последние несколько дней его глава А.Бербок («Зеленые») провела серию переговоров по этой проблематике с контрпартнерами из США, Франции Э.Блинкеном и К.Колонна, а также руководством Африканского союза. Кроме того, министр открыто заявила: «Германия поддерживает усилия африканских государств по разрешению кризиса в Нигере… Наша цель – восстановление конституционного порядка», добавив к этому сообщение в социальных сетях, согласно которому: «теперь мы в ЕС хотим инициировать санкции против путчистов».
Конкретно о том, какие меры воздействия намеревается применить ФРГ, не сообщается. Впрочем, судя из заявлений А.Бербок, в которых она подчеркивает намерение направить давление на виновных в отстранении президента М.Базума от власти, речь может идти прежде всего о персональных санкциях. При этом, однако, данная линия не вполне согласуется с заявлениями официального представителя федерального внешнеполитического ведомства, прозвучавшими на последней по времени пресс-конференции. В ответ на вопросы журналистов о том, придерживается ли коалиция О.Шольца «позиции не иметь прямых контактов с военными правителями и не признавать их», представитель МИД сообщил, что Германия «в принципе признает государства, а не правительства». Рассуждать о вероятности вступления в диалог пресс-секретарь не стал, вместо этого в очередной раз указав на то, что ФРГ «сосредоточила внимание на поиске дипломатического решения», для чего находится «в координации и тесном контакте с международными партнерами». Таким образом, не совсем понятно, как, оставляя возможность для вступления в переговоры, в отличие, скажем, от афганского трека, Берлин намеревается при необходимости их начать, если в отношении представителей противоположной стороны будут действовать персональные санкции.
Кроме того, рестрикции в духе ЭКОВАС рискуют усугубить социально-экономическую ситуацию в Нигере, а также полностью заморозить даже гуманитарную помощь населению этой африканской страны. Подобная активность чревата окончательным завершением любых проектов в области развития, продолжать которые, пусть и ограниченно Берлин пытается через профильное министерство при поддержке международных гуманитарных организацией. Как следствие, появляется предположение, что позиция внешнеполитического ведомства в действительности нацелена не на купирование кризиса в Нигере, а на возвращение своих полномочий, которые, как минимум на западноафриканском треке в значительной степени перешли к министерству экономического сотрудничества и развития. В этом контексте также стоит вспомнить опыт усиления санкционного давления на Иран из-за протестов там местного населения. Его инициатором в политических кругах ФРГ также оказалась именно А.Бербок, а сделала она такой шаг как раз в момент нарастающей вокруг нее и ее партии критики за недостаточную поддержку иранского сопротивления режиму.
Наконец, на правительство и МИД явно давит оппозиция. Так, представитель главной оппозиционной партии ХДС Р.Кизиветтер высказывается за то, чтобы ФРГ поддержала курс ЭКОВАС, а также оказывала на Нигер воздействие с тем, чтобы добиться разрешения кризиса невоенным путем. При этом политик подчеркивает, что непосредственной стабилизацией ситуации должны заниматься сами африканские игроки, в то время как для обеспечения максимальной безопасности немецким военным следует полностью покинуть Нигер, хотя бы на время. При этом Р.Кизиветтер, как кажется, опасается не только угрозы для жизни представителей Бундесвера, но и того, что они каким-то образом могут быть вовлечены в боевые действия, если их начнет ЭКОВАС.
В целом ситуация в Нигере демонстрирует две проблемы немецкой политики. Первая из них – отсутствие единства и проблемы при распределении полномочий, охватившие в том числе область внешней политики. Вторая – необходимость очередной и довольно существенной корректировки стратегии действий в Западной Африке, которая бы учитывала не только досрочный вывод Бундесвера из Мали, но и переворот в Нигере. Более того, немецкие обозреватели призывают также обратить внимание на соседние государства, например, на Мавританию, которую ФРГ теперь рассматривает в качестве нового кандидата на то, чтобы считаться «якорем стабильности» в регионе. Подобно попытке использовать афганский опыт для будущего зарубежного развертывания вооруженных сил возникает запрос на переоценку прежнего взаимодействия с Мали и Нигером, в том числе по проектам в целях развития. При этом направлен такой анализ должен быть на то, чтобы избегать больших вложений в потенциально нестабильные государства, поскольку в случае кризисных явлений там теряется весь прежний прогресс, а значит, не приносят ожидаемого результата и выделенные на это средства.