- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Взаимодействие Китая и Пакистана в новых условиях международной обстановки: военно-морские аспекты

Политическое и военное руководство Пакистана в условиях сохраняющейся напряженности в отношениях с Индией значительное внимание уделяет развитию ВМС страны и неуклонному наращиванию их боевого потенциала. В связи с этим, непрерывно ведется поиск наиболее оптимальных образцов вооружения по формуле «стоимость-эффективность».

На верфи Karachi Shipyard and Engineering Works (KSEW) в Карачи 2 августа состоялась церемония спуска на воду корвета (283) «Тарик» (Tariq) проекта MILGEM, предназначенного для пакистанского флота. Как сообщило командование ВМС Пакистана, на мероприятии присутствовал премьер-министр страны Шахбаз Шариф. В июле 2018 года командование ВМС Пакистана заключило контракт на поставку четырех разработанных в рамках программы MILGEM корветов класса «Ада» с консорциумом турецких компаний, возглавляемым ASFAT AS (Military Plants and Shipyard Management Joint Stock Company). Точная стоимость заказа не раскрывалась, но по данным СМИ, она составила 1,5 млрд. долл. По условиям контракта, два корабля будут построены в Стамбуле, еще два – на предприятии KSEW в Карачи. Соглашение предусматривало передачу Пакистану соответствующих технологий и прав интеллектуальной собственности на проект корабля, а также подготовку инженерного состава.

Резка первой стали для строительства головного корвета, (280) «Бабур», началась на предприятии Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле в сентябре 2019 года. Он был спущен на воду в августе 2021 года. Как ожидается, в боевой состав ВМС Пакистана корабль войдет в августе 2023 года. Закладка киля второго корвета, (281) «Бадр», состоялась на предприятии KSEW в Пакистане 25 октября 2020 года, спуск на воду прошел 20 мая 2022 года. Согласно планам, он будет поставлен ВМС Пакистана в начале 2024 года.

Третий корвет, (282) «Хайбар», был спущен на воду 25 ноября 2022 года на предприятии Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле. Его поставка запланирована на август 2024 года. Резка стали для строительства четвертого корабля началась 15 июня 2021 года, киль был заложен в ноябре 2021 года. Как планируется, постройка всех кораблей будет завершена в феврале 2025 года.

По информации ASFAT AS, максимальная длина корвета для ВМС Пакистана составляет 108,2 м, максимальная ширина – 14,8 м, водоизмещение – 2985 т, экипаж – 93 человека. Корабль будет оснащен комбинированной главной энергетической установкой CODAG (Combined Diesel and Gas Turbine) с газотурбинным двигателем LM2500 и двумя дизельными двигателями и сможет развивать скорость более 26 узлов, дальность хода составит 3500 морских миль на скорости 15 узлов.

Ранее 20 июля 2023 года на верфи ВМС Пакистана в Карачи состоялась церемония ввода в боевой состав флота двух многоцелевых фрегатов класса «Тип-054A/P», сообщила пресс-служба командования ВМС страны. В состав ВМС Пакистана официально вошли построенные на судостроительном предприятии Hudong Zhonghua в Шанхае фрегаты (FF-263) «Типпу Султан» (Tippu Sultan) и (FFG-264) «Шахджахан» (Shahjahan). Таким образом, ВМС Пакистана получили все четыре построенных в Китае боевых корабля класса «Тип-054A/P». О заключенном в июне 2017 года контракте на поставку ВМС Пакистана первых двух фрегатов «Тип-054A/P» китайской постройки стало известно в конце 2017 года. В июне 2018 года был подписан контракт на поставку двух дополнительных фрегатов серии. Общая стоимость заказа не раскрывается. Первоначально планировалось, что поставка будет полностью завершена в 2021 году. Тем не менее, проект отстал от графика. Новые корабли составят основу пакистанского флота и заменят устаревшие фрегаты класса «Тарик» («Тип-21»).

Представляется возможным утверждать, что в обозримой перспективе Пакистан сможет усилить боевые возможности национальных ВМС за счет принятых на вооружение китайских надводных кораблей. Примечательно, что переговоры по их поставками активизировались, после того как пакистанские специалисты на практике в ходе учений убедились в эффективности планируемой к приобретению техники. Возможность передачи китайского авианосца «Ляонин» Пакистану с последующим размещением в порту Шри-Ланки способна нарушить баланс сил в Индийском океане.

Участие Китая в перевооружении военно-морских сил Пакистана способно окончательно разрушить китайско-индийские отношения, находящиеся на грани войны после стычки китайских и индийских пограничников в районе Ладакх. Покупка китайского авианосца также может иметь негативное влияние на пакистанско-американские отношения и их дальнейшее сотрудничество.

Возможное расширение боевых возможностей ВМС Пакистана за счет передачи китайского авианосца «Ляонин» вызывает обеспокоенность его регионального конкурента Индии и других стран в Индийском океане. В первую очередь, это обусловлено получением Китаем в аренду порта в Шри-Ланке. По оценке зарубежных экспертов, продажа «Ляонина» Пакистану может быть осуществлена после ввода в строй китайских авианосцев собственной постройки в 2030-2035 гг. К данному сроку авианосец «Ляонин» выполнит свои учебно-боевые функции и может быть модернизирован и передан на коммерческой основе третьей стороне.

Учитывая сложную внутриэкономическую ситуацию, пакистанская сторона, возможно, не сможет предложить  справедливую цену за покупку корабля. Тем не менее, учитывая особые союзнические отношения между КНР и Пакистаном, такую передачу «Ляонина» можно рассматривать как расширение военного присутствия ВМС КНР в рамках продолжения инициативы «Один пояс, один путь» и поиска наиболее оптимальных путей транспортировки грузов в страны Ближнего Востока и Европы. Кроме того, учитывая нестабильность пакистанской экономики, китайская сторона будет не только субсидировать расходы на его техническое обслуживание и ремонт, но и полностью осуществлять подготовку всех членов экипажа пакистанских ВМС. В случае продажи или безвозмездной передачи китайской стороной авианосца, одним из мест его дислокации может выступать находящийся на юге Шри-Ланки порт Хамбантота, который сейчас полностью находится во владении и управлении Китаем.

Несмотря на неоднократные заявления руководства КНР об исключительно коммерческих интересах в порту Хамбантоте, данный проект имеет достаточно слабое технико-экономическое обоснование по сравнению с суммой списанного долга. Продажа авианосца ВМС Пакистана и его последующая передислокация в порт Шри-Ланки способны оказать серьезное дестабилизирующее воздействие на обстановку в регионе и создать угрозы национальной безопасности Индии. Так, постоянное патрулирование и перемещение в Аравийском море авианосной ударной группы во главе с «Ляонин» способно угрожать прибрежному индустриальному поясу Индии, включающему главный государственный деловой центр – г.Мумбаи.

Передача на каких-либо условиях китайского авианосца «Ляонин» Пакистану с последующим его размещением в арендуемом Китаем порту Шри-Ланки способно серьезно нарушить стратегический баланс сил в Индийском регионе. Вместе с тем, покупка китайского авианосца может иметь негативное влияние на пакистанско-американские отношения и сотрудничество.

В заключение отметим, что пакистанцы уделяют пристальное внимание не только развитию своих ВМС, но и СВ и ВВС, что в перспективе может означать дальнейшее углубление и расширение спектра военно-технического сотрудничество между Пакистаном и Китаем. Командование ВМС Пакистана намерено серьезно обновить корабельный состав флота в ближайшие годы, а также расширить боевые возможности надводных кораблей за счет принятия на вооружение новых образцов. Выполнение указанных задач возможно в основном благодаря прочному сотрудничеству с предприятиями оборонной промышленности Китая.