- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О распространении и влиянии суфийских тарикатов на северо-востоке Сирии. Часть 2

Ахмед аль-Хазнави приобрел на родине большой участок земли, построил здесь медресе и вел проповедь для того, чтобы укрепить свой тарикат. Он продолжал свою деятельность до самой смерти в 1950 году. Он оставил после себя семь детей, включая сыновей, продолживших дело своего отца: шейха Маасума, шейха Иззеддина и шейха Абдул Гани. После смерти Ахмеда Хазнави на пост его преемник претендовали его сыновья Иззеддин и Абдул Гани. Выбор был сделан в пользу Иззеддина. Иззеддин аль-Хазнави основал исламский институт и начал энергичную пропаганду своего тариката в Турции и Ираке. Необходимо отметить, что в Турции к тому времени появились значительные возможности для накшбандийского призыва. Суфийские традиции были очень сильны в Османской Империи. После подавления восстания янычар в 1826 году и роспуска янычарского тариката Бекташийя, у тариката Накшбандийя появились большие возможности для того, чтобы заполнить этот вакуум. Проповедники-курды играли большую роль в накшбандийской активности в Турции. После прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка и начала гонений на ислам в Турецкой Республике курды-накшбандийцы возглавили суфийское сопротивление. Шейх Саид Нурси, этнический курд, в 1925 году поднял антиправительственное восстание. После его подавления деятельность суфийских тарикатов в Турции была законодательно запрещена. Однако последователи шейха Нурси основали в подполье движение «Нурджулар», пережившее все гонения. Выходцами из «Нурджулар» являлись и являются такие известные политики современной Турции как президент Тургут Озал (1989-1993 годы), премьер-министр Неджметтин Эрбакан (1996-1997 годы), нынешний президент Реджеп Тайип Эрдоган и его главный политический противник Фетхуллах Гюлен.

После смерти шейха Иззеддина в 1969 году лидерство в Накшбанди-Хазнави перешло к его сыну Мухаммеду Мутаа аль-Хазнави, до сих пор возглавляющему тарикат в Северной Сирии. Результатом его деятельности стало появление миллиона последователей в Турции и десятков тысяч в Сирии. С началом военно-политического кризиса в Сирии в 2011 году шейх Мухаммед занял нейтральную позицию и отказался поддержать антиправительственные протесты, с чем было связано некоторое снижение его популярности в САР.

Последователи тариката Накшбанди-Хазнави регулярно посещают деревню Тель-Ирфан (по-арабски название означает Дом Мудрости). Термин «ирфан» в суфизме означает познание Божественных атрибутов, благословения и щедрости. В 2007 году шейх Мухаммед Мутаа построил этот поселок на необитаемой земле и основал здесь Институт исламских и арабских исследований. В настоящее время он имеет филиалы во многих турецких городах. Тель-Ирфан расположен в 26 километрах от сирийского города Хасеке, находящегося в настоящее время под контролем курдских СДС, сотрудничающих с американцами.

В годы, когда шейх Мухаммед Мутаа возглавил орден, началось и возвышение его брата шейха Маашука. Этому способствовали престиж его семьи и богатство самого шейха. В начале 2000-х годов шейх Маашук принял активное участие в «Дамаскской весне», движении ряда сирийских интеллектуалов за демократические реформы. Выступая осенью 2005 года в Центре исламских исследований в Дамаске, этот исламский священнослужитель призвал к диалогу с движением «Братья-мусульмане». Учитывая запрет на деятельность этого движения и то, что сама принадлежность к нему кралась смертной казнью, это вызвало недовольство сирийских властей. Через несколько месяцев после этого шейх Маашук погиб. По официальным данным, в автомобильной катастрофе. Однако есть свидетельства, что на его теле были обнаружены следы пыток. Слухи о причастности спецслужб САР к гибели шейха вызвали в то время трехмесячные волнения в курдских районах Сирии. Курдские партии САР обратились с петицией к правительству с требованием начать расследование гибели этого проповедника.

Ритуалы Накшбанди-Хазнави несколько отличаются от ритуалов других суфийских орденов. Главным в духовной практике является покаяние (тауба). Каются мюриды непосредственно перед шейхом. Его последователи практикуют зикр. Однако в отличие от зикра тариката Кадирийя, сопровождающегося громким пением, накшбандийцы произносят шепотом  Имена  Аллаха и аяты Корана. Зикр проводится ночью с четверга на пятницу и с воскресенья на понедельник. При этом выключать свет или гасить огни во время зикра не обязательно. Во время зикра мюриды накрывают голову и лицо накидками. В отличие от последователей некоторых других орденов накшбандийцы не занимаются самобичеванием. Они не избивают себя бичами, не колют ножами и другими режущими предметами, не ходят по битому стеклу или углям. Иерархия данного тариката совпадает с иерархией других суфийских орденов. Во главе тарикат стоит шейх. Его последователи разделены на несколько рангов. Низшими считаются ракиб (наблюдатель) и ариф (знающий). Затем идет халиф.

Интересным и не до конца изученным вопросом являются отношения последователей Накшбанди-Хазнави с мюридами тариката Накшбандийя в Иракском Курдистане. Этот вопрос напрямую выводит нас в политическую плоскость. Тарикат Накшбандийя имеет чрезвычайно большое влияние в этом регионе Ирака. Накшбандийцы присутствовали здесь с 15 века. Однако расцвет этого суфийского ордена среди иракских курдов связан с именем такого выдающегося исламского деятеля как Мавляна Халид Накшбанди (1776-1827 годы). Этот проповедник долгое время прожил в Индии, в Дели, где обучался духовным практикам у местных суфиев, последователей шейха Ахмада Сирхинди (17 век). Затем он возвратился на родину, где занялся религиозной и политической деятельностью. Его активность была связана с двумя причинами.

Во-первых, в это время османские власти в рамках реформ Танзимата стали ликвидировать автономию курдских княжеств (Битлис, Амадия, Ардалан, Шахризор) и вводить здесь бюрократическое управление, что не нравилось курдам.

Во-вторых, в это время наблюдался подъем ваххабитского движения в Аравии. В 1802 году ваххабиты взяли Кербелу, жестоко расправившись с местным населением и угрожали остальному Ираку. Шейх Халид был ярым противником ваххабитов, написав против них полемическую книгу. Некоторые исследователи считают его провозвестником курдского национализма. На это указывали некоторые аспекты его деятельности.

Во-первых, он призывал к всеобщей грамотности.

Во-вторых, открывал школы с преподаванием на курдском языке (диалект курманджи) и переводил на него исламские книги.

В-третьих, призывал к самоуправлению курдов Ирака.

С суфийским движением связано возвышение правящей в настоящее время в Иракском Курдистане семьи Барзани. До конца 19 века племя Барзан не играло большой роли в жизни иракских курдов, будучи не самым многочисленным и влиятельным. Его возвышение было связано с именем шейха Абдул Саляма (умер в 1872 году), которого Мавляна Халид Накшбанди назначил своим преемником. Используя суфийские сети Барзани пришли к экономическому и политическому могуществу. Правнуками Абдул Саляма были Ахмед и Мустафа Барзани. Ахмед Барзани первым поднял в 1931 году восстание против иракских властей. После подавления восстания он бежал в Турцию, но был выдан багдадским властям и провел несколько лет в тюрьме. Освободившись, Ахмед Барзани передал руководство племенем своему брату Мустафе, а сам сосредоточился на суфийской деятельности, став известным религиозным авторитетом. Большинство сторонников ДПК Масуда Барзани являются последователями тариката Накшбандийя. Они отрицательно относятся к курдским боевикам из СДС, считая их атеистами или езидами. Изгнание СДС и их американских покровителей из северо-восточной Сирии могло бы происходить и с помощью подогревания недовольства здешних последователей суфизма. Однако для этого необходимо сотрудничество с ДПК Масуда Барзани и Турцией, учитывая распространение здесь тариката Накшбандийя.