Внутриполитический кризис в еврейском государстве имеет затяжной характер и, по мнению некоторых политиков, экспертов и наблюдателей, негативно сказывается на его внутренней и внешней безопасности. На происходящие в Израиле социально-политические процессы и их последствия одни смотрят с оптимизмом, другие с тревогой.
В газете Haaretz опубликовано интервью, которое провел журналист Амос Харель, один из ведущих израильских медийных экспертов по военным и оборонным вопросам, с Амикамом Норкиным, бывшим командующим ВВС Израиля (2017-2022). Обсуждалось влияние политического кризиса в стране на боеготовность военно-воздушных сил.
А.Харель напомнил об острых политических дебатах, которые велись в 2022 г. между на тот момент премьер-министром Нафтали Беннетом и лидером оппозиции Биньямином Нетаньяху. Н.Беннет утверждал, что возглавив кабинет министров, он обнаружил в оперативных планах пренебрежение возможностью ударов по Ирану. Дело в том, что Б.Нетаньяху призвал предыдущего президента США Дональда Трампа выйти из ядерного соглашения с Ираном (что тот и сделал в 2018 г.), но не подготовил Израиль к тому, что дела пойдут не так – Тегеран вернется к обогащению урана и снова придется готовить израильские ВВС к варианту нападения на Иран. Отмечается, что приказ ЦАХАЛу о возобновлении подготовки к военному сценарию отдало правительство Беннета-Лапида-Ганца в 2021 г. В 2023 г. новое правительство Б.Нетаньяху выделило более крупные суммы денег на финансирование обучения и подготовки пилотов. При этом Б.Нетаньяху категорически отверг обвинения Н.Беннета.
А.Норкин, который возглавлял Управление планирования и общевойскового строительства сил Генерального штаба Армии обороны Израиля в то время, когда начальником Генштаба был Гади Айзенкот, говорит, что «многолетний план, принятый Г.Айзенкотом в 2015 г., установил четкий порядок приоритетов для армии и был одобрен правительством. Ядерное соглашение с Ираном [Совместный всеобъемлющий план действий], которое было подписано в том году, определялось в плане как стратегический поворотный момент, и решение иранской ядерной проблемы отошло на второй план. На фоне проблем в стране в те годы, это было определенно уместным». Более того, генерал-майор считает для Израиля необходимым сделать «еще один шаг – разработать план на десятилетие вперед, для накопления сил и средств в долгосрочной перспективе. Такое намерение озвучивалось, но оно не было реализовано». И причина заключалась не в бюджетных или иных ограничениях. По словам А.Норкина, «процесс наращивания сил [израильской армией] стопорился из-за возражений и разногласий. Позднее, даже когда Авив Кохави занял пост начальника Генштаба ЦАХАЛа [2019-2023], порядок приоритетов оставался прежним». Изменения произошли в 2021 г. как раз по его рекомендации. «Именно тогда военно-воздушным силам было дано официальное указание возобновить учения и наращивать потенциал против Ирана, что мы и сделали. Сегодня у ВВС эта задача в приоритете».
При этом А.Норкин акцентирует внимание на том, что «армия не является независимой, и ВВС не функционируют самостоятельно. Последовательность избирательных кампаний и тот факт, что мы существовали в течение нескольких лет без бюджета, создали большие трудности в ежедневном управлении военно-воздушными силами, которые действуют на основе долгосрочных контрактов на техническое обслуживание и оборудование. Работать в условиях ежемесячного бюджета сложно. К тому же, период пандемии коронавируса создал большие трудности в распорядке дня и застопорил процессы оснащения всей армии. Мы наблюдаем это сейчас по задержке поставок топливозаправщиков (самолетов-заправщиков, которые Израиль закупает у США, т.к. они необходимы для осуществления атак). Мы хотели их получить уже в 2023 г., но они будут поставлены только через два года».
А.Харель подметил, что тем временем Иран защищает себя с помощью современных зенитных систем, распределяет свой ядерный проект по разным объектам и перемещает некоторые его компоненты глубоко под землю. А.Норкин также предостерег от недооценки врага. «Если посмотреть на то, что происходит сегодня в Иране по сравнению с тем, что было десять лет назад, ситуация иная, в том числе в контексте масштабов целей, уровня защиты, возможности ПВО и обнаружения. Вся картина изменилась. Было бы безответственно, как мы с Кохави говорили, предполагать, что мы будем действовать в Иране, и одновременно избежим войны. Поэтому, когда вы планируете операции в Иране, вы должны подготовиться к войне на нескольких аренах. Это то, что требуется сегодня от тех, кто находится у власти. Мы не только задаемся вопросо, есть ли возможность атаковать цель А или Б, но есть ли возможность атаковать самые разнообразные цели несколько раз и есть ли у нас возможность одновременно вести войну и на других аренах? Это главный вопрос».
К вышесказанному А.Харель добавляет, что упоминание А.Норкиным войны на нескольких аренах подразумевает также ситуацию в тылу, который неизбежно столкнется с последствиями конфликта с Ираном или менее масштабной войны с «Хизбаллой». Военно-воздушным силам Израиля впервые придется противостоять массовой угрозе ракетных обстрелов тыла, в среднем до нескольких тысяч в день. Израильские самолеты будут взлетать с баз, которые под прицелом. По словам А.Норкина, «базы ВВС являются частью набора стратегических целей противника». Генерал-майор предполагает, что «в ходе боя они все будут атакованы. Поэтому задача заключается в том, чтобы ВВС не прекратили наступление, продолжали взлетать и приземляться. Нам нужно сделать так, чтобы у нас было достаточно действующих баз, взлетно-посадочных полос, возможности взлетать на части взлетно-посадочной полосы, быстрого ремонта, возможности обеспечить оборону всего этого».
А.Норкин надеется на продолжение работы над израильской системой лазерного перехвата ракет. По его словам, «в дополнение к существующим комплексам, от «Железного купола» до «Стрелы», это станет кардинальным изменением наших оборонительных возможностей, а позже и наших атакующих сил и средств. Это сделает оборону эффективнее и дешевле, а также перенесет процесс перехвата на территорию противника. Сегодня с помощью существующих систем удается добиться более 90% перехвата ракет, но все равно большие группы населения вынуждены переходить в режим экстренных ситуаций. Когда перехват ракет будет осуществляться с помощью лазера над территорией противника, население не должно будет даже прятаться в укрытия. Нужно вернуть боевые действия на территорию противника, также ракетами, атакуя его на его территории и перехватывая их там, при этом ведущим компонентом в этой схеме является использование лазеров».
А.Харель отметил, что в последние два года американцы заговорили о создании региональной системы ПВО, в рамках которой Израиль будет делиться с дружественными арабскими странами информацией, радарами и средствами перехвата. По мнению А.Норкина, «это, несомненно, семена и ростки плана региональной обороны, который имеет практическое значение. Нам нужно продолжать его взращивать. В результате я вижу системы, которые рассредоточены по всему Ближнему Востоку. Все более улучшается сотрудничество со странами, поддерживающими мирные отношения с Израилем. Это позволяет нам защищать друг друга. Нам придется выйти на уровень совместных учений, построить доверие, которое постепенно приведет нас к созданию региональной программы ПВО в полном смысле этого слова».
Шагом на пути к этой цели А.Харель назвал еще одно соглашение о нормализации отношений, на этот раз между Израилем и Саудовской Аравией. Администрация Байдена активно над этим работает, но Эр-Рияду также потребуется современное вооружение. В этой связи вопрос – может ли Израиль пойти на компромисс и отказаться от обязательства Америки сохранять его качественное военное преимущество?
По мнению А.Норкина, если соглашение о нормализации отношений с Саудовской Аравией последует за «Авраамовыми соглашениями», подписанными с ОАЭ и Бахрейном, это изменит стратегическую реальность Израиля. По его словам, «Саудовская Аравия имеет большее, чем Эмираты, значение из-за ее положения в арабском мире. Но качественное военное преимущество ЦАХАЛа, обеспечиваемое благодаря договоренностям с США, следует сохранить, независимо от соглашений. Даже если саудиты получат передовые самолеты (имеются в виду F-35), нам придется найти способ получить от американцев другие преимущества. Сегодня мы единственная страна, которая летает на F-35 на Ближнем Востоке. Когда-нибудь США захотят это изменить. Нам придется выбирать между соглашением с Саудовской Аравией и сохранением качественного военного преимущества».
А.Норкин полагает, что мирные договоры и связи Израиля с Египтом и Иорданией, наряду с очень важным событием в виде «Авраамовых соглашений», потенциал которых только начинает раскрываться, позволяют Израилю выработать ответную меру в рамках региональной безопасности, а не в одиночестве. Одновременно он утверждает, что Израиль никогда не откажется от своего независимого потенциала, но региональные возможности расширяют его стратегическую глубину. «Если вы имеете дело с угрозой, находящейся в сотнях миль от границы, создайте себе стратегическую глубину. Вот почему мир с Иорданией и отношения с ней так важны. Хорошие отношения, которые сложились, нашли свое отражение в том, что командующие арабскими военно-воздушными силами присутствовали на церемониях вступления в должность нового командующего ВВС. Здесь были созданы очень важные доверительные отношения. Наше превосходство в воздухе создало мост в регионе и является основой региональной стабильности. Когда разведка предоставляет нашим друзьям стратегические активы, и когда это делают ВВС, создается политический мост для действий как в Европе, так и на Ближнем Востоке».
А.Харель затронул проблему наличия в США в обеих основных партиях политиков, которые ставят под сомнение оправданность помощи Израилю в сфере безопасности на нынешнем уровне в 3,8 млрд долларов в год.
Напомним, что с 1999 г. общая помощь США Израилю прописывается в 10-летних межправительственных Меморандумах о взаимопонимании (МоВ). Они не являются юридически обязательными соглашениями как договоры, и, следовательно, не требуют согласия Сената. Кроме того, Конгресс может принимать или изменять размеры годовой помощи Израилю или предоставлять дополнительные ассигнования. Предыдущие МоВ существенно повлияли на условия американской помощи Израилю, т.к. Конгресс одобрял размеры помощи в основном в соответствии с условиями действующего МоВ. В соответствии с положениями МоВ от 14 сентября 2016 г., рассчитанного на период с 2019 по 2028 финансовые годы, США обязуются предоставить Израилю военную помощь в размере 38 млрд долларов. Этот Меморандум заменил предыдущий 10-летний МоВ, подписанный при администрации Буша в 2007 г. на сумму 30 млрд долларов, который затрагивал 2018 финансовый год (начавшийся 1 октября 2017 календарного года)[i] [1].
А.Харель отмечает, что новое соглашение с США вступит в силу в 2028 г., но обычно его подписывают на два года раньше. А.Норкин сказал, что МоВ с США «это не автопилот», поэтому Израилю «необходимо начать переговоры по следующему соглашению как можно раньше. То, что будет достигнуто, окажет решающее влияние на ЦАХАЛ и оборонную промышленность». Генерал-майор утверждает, что «США заинтересованы в сохранении безопасности Израиля, потому что это означает сохранение более стабильного Ближнего Востока».
А.Норкин подчеркивает огромную важность международных связей, которые были установлены в израильских ВВС. «Понимание необходимости развивать международные контакты появилось в ВВС 25 лет назад. В последние годы военно-воздушные силы стали глобальным игроком благодаря учениям, взаимным визитам, совместным процессам обучения. Самолет F-35, который Израиль получил одним из первых, является важной движущей силой этого процесса. Благодаря американцам мы стали частью сообщества НАТО, использующего этот самолет, хотя мы и не являемся членами Альянса. Наш опыт эксплуатации, технического обслуживания и обучения помог европейским странам. Поэтому как в регионе, так и в Азии и Европе, ВВС стали важным игроком, их дивиденды отражаются на политическом уровне, в закупках оборонного оборудования, в сотрудничестве с военно-воздушными силами, в легитимности, которую приобретают государство и ЦАХАЛ».
А.Норкин обращает внимание на развитие отношений с немецкими военно-воздушными силами. На базе израильских ВВС Тель-Ноф постоянно находится немецкая эскадрилья беспилотников. По его словам, «мы продаем им БПЛА и обучаем их эксплуатации. То, что Германия сейчас решилась закупить израильскую систему перехвата ракет «Стрела-3», объясняется тем, что они захотели проверенное боеспособное оружие, хотя их партнеры в Европе настаивали на том, чтобы они купили французские системы. Эти миллиарды пойдут в Израиль, а не европейской промышленности». Таким образом, генерал-майор видит не только угрозы, но огромные возможности для Израиля.
А.Норкин считает, что международные связи способствуют профессиональному пониманию, по крайней мере, со стороны личного состава ВВС, необходимости использования израильской авиации в секторе Газа, хотя это иногда подвергается резкой критике со стороны западных стран. Он отмечает, что «редко можно услышать комментарии военных по поводу операций в Газе. Они лучше понимают процесс, знают нас, осведомлены о наших стандартах, оценивают нас профессионально. Это просачивается и проникает от военно-воздушных сил на политический уровень в этих странах».
В ноябре 2019 г. ЦАХАЛ начал операцию «Черный пояс» в секторе Газа. Она заключалась в убийстве высокопоставленного члена организации «Палестинский исламский джихад» и привела к нескольким дням воздушных бомбардировок и противоракетным перестрелкам между Израилем и сектором Газа. А.Норкин вспоминает, что операция началась по совпадению после того, как накануне вечером десять иностранных командующих ВВС приехали в Израиль для участия в международных авиационных учениях. «Они покинули отель в Тель-Авиве утром, направляясь на учения. Когда они были в автобусе, в Тель-Авиве звучала воздушная тревога, из Газы запускались ракеты, и «Железный купол» перехватил их над головами. Это не было запланировано. Но они продолжили свой визит. Десять лет назад они бы вернулись в отель и вылетели бы домой». А.Норкин привел этот случай в качестве примера повышения доверия со стороны иностранных партнеров к израильским ВВС до совершенно иного уровня.
А.Харель при этом отметил, что в возможной войне с «Хизбаллой» в Ливане все будет выглядеть совершенно иначе. «Израиль применит гораздо более разрушительную силу». А.Норкин с этим согласился, добавив, что Израилю «сначала надо все оправдать в собственных глазах: опираемся ли мы на свою мораль, на свое еврейское наследие? Насколько правильно действуем против врага? Прежде всего, нужно спросить самих себя. Если мы даем хороший ответ и можем его обосновать, мы сможем объяснить это и миру. Без сомнения: в интенсивных боях на севере степень агрессивности будет гораздо выше [чем в ходе военных операций в секторе Газа]. Было бы правильно объяснить это нашему народу и миру до войны», – заключил А.Норкин[ii] [2].
[i] [3] Об американской помощи Израилю и ее оценках / ИБВ. 11.05.2018. http://www.iimes.ru/?p=44235
[ii] [4] מודאג מאוד .מודאג הקודם האוויר חיל מפקד «יותר לא .השנה סוף עד לנו יש» // Haaretz. https://www.haaretz.co.il/magazine/2023-08-17/ty-article-magazine/.highlight/00000189-fdee-d0e3-a9ef-fdfe6f760000?utm_source=App_Share&utm_medium=iOS_Native