- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Марокко: «К нейтрализации ячейки «Аль-Каиды»

Сенсация регионального масштаба родилась 10 июня. В тот день стало известно, что марокканские спецслужбы нейтрализовали действовавшую в стране ячейку международной террористической организации “Аль-Каида”. Тем самым они предотвратили серию терактов с использованием террористов-смертников против объектов туристической инфраструктуры в самом Марокко, а также в Гибралтарском проливе – против боевых кораблей США и НАТО. Аресты участников группы были произведены в конце мая. Среди задержанных фигурировали трое саудовцев, а также неназванное первоначально число их марокканских единомышленников.

Согласно просочившейся в прессу первичной информации, в ходе операции террористы-смертники должны были на мощной моторной лодке, забитой взрывчаткой, сблизиться с одним из боевых кораблей, и подорвать его. Разработчиком операции выступил тот же человек, который готовил теракт против американского эсминца “Коул” в Адене в октябре 2000 года. Непосредственные исполнители теракта дважды побывали в местах возможного начала операции – в испанских анклавах Сеута и Мелилья, а также в Гибралтаре. В это же время группа обеспечения готовила необходимую технику и снаряжение.

В конце мая марокканская контрразведка получила данные о том, что саудовцы готовятся покинуть территорию страны. Восприняв этот сигнал как приближение сроков исполнения теракта, агенты ДСТ /Дирексьон де ля сюрвейянс дю территуар/ тут же задержали саудовцев и их марокканских сообщников.

По разработанной позднее версии защиты, саудовцы просто хотели вернуться на родину с тем, чтобы уладить административные процедуры, касающиеся их брачных отношений с женами – марокканками.

Примечательно, что в качестве “базового” СМИ, которому высокопоставленные источники в марокканских спецслужбах “слили” информацию, было выбрано американское информационное агентство Ассошиэйтед пресс /АП/. Это обстоятельство дало позднее повод некоторым марокканским независимым СМИ утверждать, что нейтрализация ячейки “Аль-Каиды” в Марокко на самом деле – достаточно изощренная пиаровская акция марокканских спецслужб.

Здесь следует напомнить, что разработчики операции в Гибралтарском проливе отнюдь не изобретали велосипед. Еще в октябре 2001г.марокканский еженедельник “Демэн магазин” /ДМ/ сообщил со ссылкой на информацию, распространенную 6-ю месяцами ранее разведкой ВМС США через американский специализированный закрытый журнал, что в планы главаря “Аль-Каиды” Усамы бен Ладена входила атака с помощью террористов-смертников одного из американских боевых кораблей с атомной энергетической установкой в момент, когда он следует через Гибралтарский пролив.

По данным ДМ, исполнители теракта – алжирцы и марокканцы – должны были замаскироваться под незаконных иммигрантов, тысячи которых ежегодно “форсируют” Гибралтар в северном направлении. Утверждалось, что в декабре 2000г.группа террористов провела рекогносцировку, проделав в качестве незаконных иммигрантов путь из Марокко в Испанию. Все они были арестованы и тут же высланы обратно в Марокко как простые нелегалы. Атакой военного корабля с атомной силовой установкой террористы хотели вызвать экологическую катастрофу в Западном Средиземноморье.

День спустя после первых сообщений официальный Рабат подтвердил факт нейтрализации ячейки “Аль-Каиды” в королевстве. Как заявил премьер-министр Марокко Абдеррахман Юсуфи, арест террористов стал возможным благодаря “бдительности наших спецслужб и их взаимодействию с рядом дружественных стран”. Позднее выяснилось, что под последними подразумевались США и Саудовская Аравия. Одновременно с премьером информацию об успешной операции марокканских спецслужб подтвердило местное МВД.

Сразу после арестов в Марокко прибыла группа офицеров американской военной разведки с задачей принять участие в допросах задержанных. Одновременно Вашингтон потребовал от Рабата переправить саудовцев на американскую военную базу в Гуантанамо на Кубе, где содержались захваченные в ходе операции в Афганистане боевики “Аль-Каиды”. К тому времени стало известно, что среди содержавшихся в Гуантанамо бывших боевиков “Аль-Каиды” было 17 марокканцев. Именно их показания позволили выйти на вербовщика Усамы бен Ладена в королевстве, а также обезвреженную ячейку “Аль-Каиды”.

С течением времени становились известными все новые подробности об арестованных. Один из них – саудовец Зухейр Хилаль Мухаммед ат-Табти – был представлен базирующейся в Лондоне арабоязычной газетой “Аль-Хаят” как один из ближайших сподвижников У.бен Ладена. По ее данным, на “боевом” счету этого человека было, в частности, участие в уничтожении статуй Будды в афганском Бамиане. После начала американской военной операции в Афганистане /там под американской бомбежкой погибла его первая жена – марокканка/ он выехал из этой страны и обосновался в Марокко, где вновь женился.

Одновременно с тремя саудовцами допрашивались четверо лиц марокканской национальности, в том числе три женщины. Две из них были женами саудовцев, третья – сестра одной из жен. Ведение дела было поручено суду второй инстанции Касабланки. В Марокко не существует специальных судов, рассматривающих дела о терроризме. По сложившейся практике, подобные процессы проходят в судах второй инстанции.

Сразу же стало известно, что саудовцы не скрывали своей принадлежности к “Аль-Каиде”. Они обвинялись в “нарушении законодательства, определяющего нормы поведения иностранцев”, а также в “попытке покушения на внутреннюю и внешнюю безопасность государства”. Аналогичные обвинения были выдвинуты в адрес трех марокканок, проходивших по делу. Все они тут же отвергли предъявленные им обвинения. Тем не менее двое саудовцев признали, что состояли в организации У.бен Ладена “в период, когда его движение боролось против советского вторжения в Афганистан, а также позднее – против нового американского колониализма в этой стране”.

18 июня многие подробности, связанные с деятельностью ячейки “Аль-Каиды”, рассказал на состоявшейся в Касабланке пресс-конференции генеральный прокурор суда 2-й инстанции экономической столицы Марокко Мулай Абдалла Бельгити. По его словам, первоначально замышлялось совершить теракты против объектов туристической инфраструктуры. Речь шла, в частности, о взрывах в одном из кафе на всемирно известной площади Джамаа аль-Фна в Марракеше, а также в туристических автобусах транспортной компании КТМ /буквы латинские/, владелец которой – марокканский еврей. Прокурор сообщил, что до появления в январе 2002г.в Марокко саудовцы прошли подготовку в Афганистане. По прибытии в Марокко их действиями руководил находившийся вне территории королевства некий Ахмед эль-Мулла Биляль, связь с которым поддерживалась через Интернет. Последнего прокурор назвал одним из видных представителей руководства “Аль-Каиды”, отвечающего за планирование операций с использованием боевиков-смертников. Руководство на месте ячейкой осуществлял уже упоминавшийся Ат-Табти. Именно он вел вербовочную работу среди марокканцев, преимущественно – бывших “афганцев”.

В связи с нейтрализацией в Марокко ячейки “Аль-Каиды” с необычно откровенным комментарием выступил еженедельник “Газетт дю Марок” /ГДМ/. По большому счету, он не сказал ничего нового, однако сказанное им впервые открыто прозвучало в марокканской прессе. По мнению ГДМ, Марокко пожинает сейчас плоды своей прошлой политики, когда оно “закрывало глаза” на отправку марокканских моджахедов в Афганистан. Марокко, равно как и Саудовская Аравия, находившиеся во времена “холодной войны” на стороне США, “исходя из идеологических установок, а также стратегического выбора закрывали глаза, поощряя, и даже готовя моджахедов”. Они не позаботились о возможных последствиях своих действий. Сейчас, утверждал ГДМ, Марокко “пожинает эффект бумеранга”. При этом “географическая ситуация, определяемая близостью Европы, политические и стратегические выборы /Марокко/, его открытость международному туризму, проявляемая терпимость по отношению к сетям контрабандистов, а также другие факторы /коррумпированность, использование “легких денег”/ превратили Марокко в идеальную базу для “Аль-Каиды” и подобный ей организаций”.

Деятельность ячейки “Аль-Каиды” в Марокко оказала заметное влияние на внутреннюю ситуацию в стране. Как писала газета “Ожурд’уи ле Марок”, близкие к “Аль-Каиде” небольшие, но весьма решительно настроенные исламистские группировки оказались “повсеместно внедренными в Марокко”. Речь шла, в частности, об организациях “Ас-Салафия аль-Джихадия” и “Ат-Такфир валь-Хиджра”, действующих в Рабате, Касабланке, Тетуане и Танжере.

Что касается самого процесса, то, как это повсеместно делается в подобных случаях, сразу после предъявления обвинений адвокаты саудовцев стали утверждать, что следователи якобы вынудили подозреваемых в терроризме подписать протоколы допросов без ознакомления с их содержанием. Здесь же нельзя не отметить примечательный факт: коллектив защиты саудовцев составили адвокаты, известные своими связями с числящейся вполне “умеренной” исламистской Партией справедливости и развития /ПСР/.

Скорее всего, процесс над обвиняемыми в терроризме начнется не скоро, поскольку следствие само усложнило себе задачу. Как утверждала газета “Экономист”, первые допросы обвиняемых были проведены в отсутствие адвокатов. По данным защиты, следствие не располагает какими-либо материальными доказательствами причастности арестованных к террористической деятельности кроме их собственных признаний. Еще одно слабое место обвинения – ситуация вокруг двух марокканок, жен двух саудовцев. Женщинам предъявлено обвинение в дебоше. На языке марокканской судебной лексики это означает обвинение во внебрачных половых связях, караемых местной Фемидой. Однако защита утверждает, что их браки были оформлены в строгом соответствии с нормами мусульманского и марокканского гражданского права.

Что бы не говорили адвокаты, арестованные, по всей видимости, не хранили особого молчания на допросах – за ними последовали другие аресты. В частности, сперва был арестованы полицейский из службы охраны границы в международном аэропорте “Мохаммед У” и коммерсант из экономической столицы Марокко. Первый обвинялся в том, что помог одному из саудовцев пройти пограничные формальности при въезде в страну, второй – в обналичивании поступивших на его счет средств, предназначавшихся для участников группы. Затем последовала очередь еще пяти саудовцев. Все они являются активистами считающейся неполитической международной исламистской организации пакистанского происхождения “Даава ва Таблиг”, Они несколько месяцев находились в Марокко на законных основаниях. Внимание марокканских спецслужб к себе они привлекли тем, что побывали в Надоре, находящемся по соседству с испанским анклавом Мелилья, Там они собирали информацию о возможности приобретения мощных моторных лодок. В целом, по данным близкой к ПСР газеты “Аль-Аср”, в Марокко за первые два летних месяца 2002г.по обвинениям в причастности к различным исламистским группировкам экстремистского толка были арестованы в общей сложности до 400 человек.

Уже в июле стало известно, что после событий 11 сентября 2001г.в США марокканские спецслужбы подготовили секретный доклад о потенциальных террористах, находящихся вне территории королевства и способных либо совершать теракты, либо поддерживать их единомышленников – исламистов салафистского толка внутри страны. Как сообщил еженедельник ДМ, в список попали примерно 500 человек, проживавших во Франции, Бельгии, Германии и Голландии. 40 из них были признаны “особо опасными”. Список склонных к террористической деятельности составлялся по нескольким критериям. Одним из них было участие в боевых действиях в Афганистане, Чечне, Боснии, Косово и некоторых других “горячих” точках. Большинство из попавших в список оказались представителями второго и третьего поколения иммигрантов.

В целом, вопрос о нейтрализации в Марокко ячейки “Аль-Каиды” далек от закрытия – следствие продолжается, и когда оно завершится – не известно. Пока же можно утверждать, что случившееся в королевстве вновь со всей очевидностью подтвердило непреложное – международный характер терроризма в его исламистской форме, от воздействия которого не застраховано ни одно самое стабильное государство. События в Марокко также в очередной раз показали крайнюю опасность двойных подходов в любом их виде к такому сложному и внутренне противоречивому явлению, как международный терроризм. Эти же события вынуждают полагать, что из сферы террористической активности “Аль-Каиды” нельзя исключать ни один регион мира, в том числе и Магриб. Основанием для такого достаточно пессимистичного прогноза послужило распространенное в августе 2002г. коммюнике неизвестной ранее организации “Фронт сторонников “Аль-Каиды”. Как сообщила алжирская газета “Матэн”, в документе содержались осуждение арестов исламистов в Марокко, а также призыв к объединение различных исламистских групп, проведению политики “выжженной земли” и развязыванию кампании террора в отношении сотрудников спецслужб. В коммюнике содержалось обещание, адресованное марокканским исламистам, согласно которому в преддверии 11 сентября произойдет событие, которое “гальванизирует их джихад”.