- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О восстановлении немецкой помощи Афганистану по программам сотрудничества в целях развития

Как на днях стало известно немецким СМИ, федеральное правительство Германии восстановило финансирование программ сотрудничества в целях развития Афганистану. Данный компонент поддержки страны был заморожен ФРГ после того, как в августе 2021 г. там к власти пришло движение «Талибан» (запрещено в РФ), тогда же прекратили свою практическую деятельность на афганском направлении Министерство экономического сотрудничества и развития и Немецкое общество международного сотрудничества.

Если верить последним данным, власти Германии с августа 2021 г. все же успели направить в Афганистан по указанной статье 371 млн евро. Такую информацию подтвердил официальный представитель министерства экономического сотрудничества и развития, по словам которого, «средства используются для поддержания базовых услуг и повышения устойчивости населения» к кризисным явлениям, усугубившимся за последние два года под воздействием внутренней обстановки. В ведомстве отдельно подчеркнули, что финансирование не доходит до действующего афганского руководства. Цитируя упомянутый источник: «никакие средства не проходят через министерства и ведомства», а меры поддержки преимущественно осуществляются по линии международных организаций, таких как ООН и Группа всемирного банка. Дополнительно было акцентировано внимание на том, что все получающие немецкую помощь инициативы подразумевают подключение к ним женского населения. Наконец, в правительственных кругах указали, что объем денег, поступивших Афганистану после прихода «Талибана»  к власти, ниже показателей за период до лета 2021 г. Так, для сравнения, в 2019 г. Кабулу было выделено порядка 365,5 млн евро, в то время как нынешняя сумма в 371 млн евро предположительно поступала на протяжении не одного, а двух лет, хотя и не до конца ясно, в какой именно момент Берлин все же пошел на перезапуск данного компонента взаимодействия.

На официальном сайте Министерства экономического сотрудничества и развития подробнее раскрывается мотивация подобного шага со стороны коалиции «светофор». В частности, таким образом федеральное правительство демонстрирует приверженность ранее данным обязательствам, как по поддержке населения в целом, так и по защите наиболее уязвимых категорий, к которым относятся в том числе женщины. Последние особенно важны в контексте т.н. «феминистской» внешней политики, провозглашенной министром иностранных дел А.Бербок при поддержке министра экономического сотрудничества и развития С.Шульце. Наконец, ведомство фокусируется на существенном ухудшении социально-экономического населения Афганистана с августа 2021 г., приведшего страну к гуманитарной катастрофе, а также на том факте, что государство ранее не успело восстановиться от пандемии COVID-19. Согласно немецкой статистике, 28 из почти 40 млн афганцев на постоянной основе зависимы от иностранной гуманитарной помощи, а ООН только на нужды продовольственной программы и поддержки сельского хозяйства в 2023 г. требуется почти 2,6 млрд евро.

Немаловажно и то, что сайт предлагает расширенную информацию об объемах немецкого финансирования, поступившего в Афганистан с августа 2021 г.. Так, до конца первого года после захвата власти талибами ФРГ было выделено около 600 млн евро на гуманитарные нужды и поставки базовых товаров Афганистан и соседние с ним страны, в том числе для приема и размещения беженцев, 250 млн евро поступили из бюджета министерства экономического сотрудничества и развития в рамках т.н. «антикризисного пакета». В 2022 г. оказалось перечислено 527 млн евро, среди которых 195 млн – ассигнования того же ведомства по проектам технического и финансового сотрудничества, а также на «структурную помощь в переходный период». При этом не упоминается, что финансировались соседние с Афганистаном государства, но указывается о сотрудничестве с ООН и НКО.

Помимо объемов финансирования по линии, не подпадающей исключительно под статью гуманитарной помощи, раскрытая информация вызывает еще ряд вопросов, основной из которых – прозрачность расходования средств. Так, по данным последнего ежеквартального отчета Управления специального генерального инспектора США по восстановлению Афганистана (SIGAR), «Талибан» проводит курс на установление контроля над внешним финансированием, по таким направлениям, как обеспечение прямого доступа к деньгам, регулирование занятости и корректировка содержания таких программ. Причем делает это, с точки зрения SIGAR, довольно успешно, что, в свою очередь, позволяет использовать иностранную донорскую помощь, действовать в интересах ухода с рынка труда женщин, менять содержательное наполнение образовательных инициатив. Как следствие, обеспечить прозрачность использования поступивших из Германии средств не так легко, как утверждает федеральное министерство экономического сотрудничества и развития.

В целом вопрос финансовой помощи для Афганистана, которую ФРГ оказывает, в том числе для сдерживания миграционного потока в Европу, ставит правительство О.Шольца в непростое положение по нескольким причинам. С одной стороны, если говорить о гуманитарной составляющей, появляется еще одно направление для критики в адрес Берлина, основанной на том, что он недостаточно пристально контролирует то, как на месте расходуются немецкие деньги. Нарастание внимания к данному вопросу чревато недовольством собственных граждан, чьи налоги фактически уходят за рубеж, и вытекающими из этого призывами общественности свернуть все сотрудничество в целях развития, а ведь именно на него была сделана ставка в Сахеле. С другой стороны, возобновление указанного компонента контактов с Афганистаном актуализирует вопрос о возможности диалога с режимом талибов.  К примеру, к подобному шагу призвал внешнеполитическое ведомство глава следственного комитета по Афганистану Р.Стегнер (СДПГ), утверждая, что только таким образом удастся обеспечить влияние на внутриафганскую ситуацию.