- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о голосовании израильских граждан за рубежом

С начала февраля текущего года в Израиле, практически незаметно для внешнего мира, бушует очередной политический ураган. Причиной его стали заявления премьер-министра Биньямина Нетаньяху и министра иностранных дел Авигдора Либермана о том, что в апреле на обсуждение кнесета будет вынесен законопроект депутата Алекса Миллера (партия «Наш дом – Израиль») «Голосование граждан за рубежом». Этот законопроект, представляющий собой небольшую поправку к действующему закону о выборах, принятому еще в 1969 г. и предусматривает предоставление права участвовать в парламентских выборах израильтянам, находящимся за рубежом. В настоящее время голосовать за рубежом имею право только те израильские граждане, которые находятся за пределами своей страны в качестве ее официальных представителей (прежде всего, дипломаты).

Законопроект Алекса Миллера, к которому присоединились депутаты Давид Ротем, Моше Маталон, Орли Леви-Абукасис и Фаина Киршенбаум (все – НДИ), сопровождается кратким разъяснением причин, по которым автор законопроекта считает необходимым его принятие:

«В эпоху глобализации, когда многие граждане находятся в день выборов за рубежом в связи со своими делами, следует предоставить им возможность принять участие в выборах через посредство израильских представительств, в соответствии с нормами, существующими в большинстве демократических государств мира, как то: Великобритания, Германия, Испания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Сходные по своей сути законопроекты, выдвигались в кнесете пятнадцатого созыва депутатом Моше Аренсом, в кнесете шестнадцатого созыва депутатом Элиэзером Коэном, в кнесете семнадцатого созыва депутатами Михаэлем Эйтаном и Эфи Эйтамом».

К сказанному в этом пояснении следует добавить, что рассматриваемый вариант законопроекта о предоставлении избирательного права израильским гражданам, находящимся за рубежом, был выдвинут в нынешнем, восемнадцатом кнесете 5 апреля 2009 г., то есть почти год назад. И только сейчас, премьер-министр Биньямин Нетанияху, представляющий партию Ликуд, являющуюся ядром нынешней правящей коалиции, громогласно заявил о своей поддержке этого законопроекта, выдвинутого возглавляемой Авигдором Либерманом партией «Наш дом – Израиль». На заседании фракции Ликуда Нетаньяху разъяснил, что он поддержит этот законопроект, поскольку предлагаемые в нем изменения будут «способствовать укреплению связи Израиля с его гражданами, проживающими за рубежом, и укреплению мощи самого Израиля».

Принятие закона о предоставлении избирательного права израильтянам, проживающим за рубежом, является одним из элементов коалиционного соглашения, подписанного между Ликудом и партией «Наш дом – Израиль» при формировании нынешнего правительства. НДИ последовательно поддерживает идею предоставления избирательного права находящимся за рубежом израильтянам. Уместно напомнить, что выдвинувший аналогичный законопроект в кнесете шестнадцатого созыва Элиэзер (Чита) Коэн так же, как и Алекс Миллер, был депутатом от НДИ.

Но эта идея не чужда и Ликуду. Впервые выдвинувший законопроект такого рода в кнесете пятнадцатого созыва Моше Аренс был депутатом от Ликуда. Представителями Ликуда были и депутаты Михаэль Эйтан и Эфи (Эфраим) Эйтам (Файн), выдвинувшие подобный законопроект в семнадцатом кнесете.

Предыдущие попытки проведения упомянутой поправки в израильский закон о выборах в кнесет провалились из-за сопротивления левого лагеря. За прошедшие годы ничего не изменилось. Как и следовало ожидать, израильские левые яростно обрушились на законопроект Алекса Миллера. Как уже было упомянуто, законопроект был представлен кнесету около года назад, но никакого шума по его поводу не возникало до недавних заявлений премьер-министра Б.Нетаньяху и министра иностранных дел А.Либермана. Нельзя сказать, что эти заявления вызвали бурные дискуссии среди израильских политиков. Просто все начало развиваться по заранее известному сценарию: фракция входящей в правящую коалицию лево-центристской партии Авода, возглавляемая министром обороны Эхудом Бараком, поторопилась заявить, что проголосует против этого законопроекта.

Против законопроекта Алекса Миллера выступила и лидер израильской оппозиции, председатель номинально центристской, но, по сути, лишенной какой-либо идеологической основы и тяготеющей к радикально-левому лагерю партии Кадима Ципи Ливни. В интервью популярном израильскому интернет-сайту Y-net она, в частности, заявила, что «этот закон не выражает демократии». Сделав такое заявление, Ципи Ливни пообещала возглавить борьбу против принятия кнесетом данного законопроекта.

Особенно резко против законопроекта НДИ выступил лидер радикальной левой партии МЕРЕЦ Хаим Орон. По его словам, «избранное руководство страны и ее облик должны определять только те, кто живет в этой стране».

Учитывая вышесказанное, закономерно, что активную кампанию против предоставления избирательных прав израильтянам, находящимся за пределами своей страны, развернула газета «Гаарец», служащая рупором левых элит. Ее редакционная статья в номере от 11 февраля сего года была посвященная полемике вокруг законопроекта Алекса Миллера и открывалась заголовком, после которого не требовалось читать саму редакционную статью, чтобы понять позицию редакции: «Опасная игра в голосование».

Чем вызвано столь явное разделение мнений по данному вопросу между правыми и левыми израильскими партиями? Казалось, что можно было бы ожидать, что правые партии, именующие сами себя «национальным лагерем» и называемые их идеологическими противниками «националистами», будут резко отмежевываться от покинувших страну израильских граждан, которые отступили от классической сионистской идеологии и добровольно оставили Эрец Исраэль ради жизни в диаспоре, в Галуте, то есть «Изгнании», согласно традиционной еврейской терминологии. А израильские левые, отмежевывающиеся от национализма, неустанно восхваляющие права человека и призывающие израильское общество брать пример с западных демократий, должны были бы голосовать за такой законопроект обеими руками. Однако все получается точно наоборот.

Обе стороны развернувшейся полемики приводят массу убедительно звучащих доводов, опирающихся на универсальное понятие о справедливости, правах человека, национальных интересах и эмоционально окрашенные случаи из жизни.

Левые заявляют, что «решать судьбы страны, вопросы войны и мира должны те, кто живет в этой стране, платит ей налоги и служит в ее армии». Правда, в упомянутой редакционной статье в «Гаарец» после последнего пассажа следует довесок: «или законным образом получают освобождение от армейской службы». Данный довесок необходим израильским левым, поскольку арабские граждане (за исключением друзов, считающихся в Израиле отдельной национальностью) обязательному призыву на службу в ЦАХАЛ не подлежат.

Правые отвечают на это, что предоставление израильским гражданам, проживающим за рубежом, права принимать участие в выборах в законодательный орган Израиля укрепит их связь со страной. А относительно армейской службы напоминают, что во времена серьезных военных конфликтов Израиль не раз становился свидетелем массового возвращения на родину израильтян, проживающих за рубежом, которые считали своим долгом принять участие в военных усилиях своей страны. Эти люди бросали свои дела и покупали билеты на рейсы, уходящие в Израиль, чтобы кровью заплатить за свое право называться израильтянами. Особенно ярко это проявилось во время тяжелейшей арабо-израильской войны 1973 года, однако подобные примеры имели место и год назад, во время операции «Литой свинец».

Подобного рода идеологически-эмоциональные споры могут вестись в Израиле до бесконечности, но практическая подоплека их очевидна: По оценкам израильского министерства абсорбции в настоящее время за пределами страны проживают порядка 750 тысяч граждан Израиля. Около полумиллиона из них, относятся к возрастным категориям, имеющим избирательное право. Эти полмиллиона потенциальных избирателей сводят на нет электоральный потенциал арабской общины Израиля.

Израильские граждане, проживающие за пределами своей страны, не являются однородной группой. Среди них есть студенты, выехавшие для учебы, специалисты, работающие по временным контрактам, а есть и эмигранты, всерьез и надолго обосновавшиеся за рубежом. Есть уроженцы Израиля, продолжающие и за рубежом общаться между собой на иврите и говорить на этом языке со своими детьми, а есть и репатрианты, не прижившиеся на родине предков и вернувшиеся в страну исхода, не успев толком выучить иврит.

Неоднородны они и по своим политическим пристрастиям. Среди израильских граждан на Западе встречаются левые радикалы, призывающие к бойкоту своей страны. Но в данном случае речь идет о маргиналах. Основная масса проживающих за рубежом израильтян абсолютно лояльна и даже патриотически настроена по отношению к Израилю как еврейскому демократическому государству. Если эта масса получит право голоса на выборах в кнесет, левый лагерь в Израиле лишится своего постоянно действующего преимущества перед правым лагерем.

Традиционно израильские левые могут рассчитывать на голоса арабских избирателей. Эти голоса могут быть отданы за левые еврейские партии или за антисионистские арабские партии. Во всяком случае, израильским правым (за редкими исключениями) они не достанутся. Характерное для израильской демократии последних трех десятилетий примерное равенство сил левого и правого лагерей существует именно по этой причине. Среди еврейского населения страны правые и религиозные партии имеют больше сторонников, чем левые.

В случае предоставления избирательного права израильтянам, проживающим за рубежом, неустойчивое равновесие между левыми и правыми, существующее так долго в израильском кнесете, окажется нарушенным. Роль арабских голосов окажется, как уже было сказано выше, сведенной на нет. Правые получат очевидный перевес во внутриизраильской политике, а левые лишатся даже иллюзорных шансов прийти к власти демократическим путем. Именно этими обстоятельствами и объясняется нынешний накал страстей по поводу законопроекта Алекса Миллера.

Абстрагируясь от соображений израильских политиков, продиктованных борьбой за власть, следует отметить, что сам по себе факт законодательной инициативы такого рода является косвенным следствием глубочайших перемен, произошедших за последние десятилетия и в израильском обществе, и в мировом еврействе в целом.

С одной стороны, израильское общество после отстранения социалистов от безраздельной власти в стране в результате исторической победы Менахема Бегина на выборах 1977 года постепенно стало более открытым и менее догматичным. На смену господствующей идеологии, ставившей во главе угла абстрактные интересы нации и пренебрегавшей интересами отдельной личности, пришло осознание того, что еврейский национальный коллектив состоит из отдельных личностей, имеющих индивидуальные права и интересы. Это нашло свое отражение, в частности, в более терпимом отношении к языкам новых репатриантов, пришедшем на смену эпохе агрессивного насаждения иврита. Другим проявлением этого же процесса стало осознание того, что в эпоху глобализма в маленьком Израиле, являющемся частью свободного мира, неизбежно найдутся люди, чьи профессиональные, экономические или семейные интересы заставят их обосноваться на тот или иной продолжительный срок за рубежом. И этих людей не следует автоматически рассматривать в качестве предателей.

С другой стороны, все больше дает о себе знать процесс израилизации еврейской диаспоры в целом. Современный иврит в его израильском произношении почти полностью вытеснил традиционные языки еврейской диаспоры, прежде всего идиш, в качестве символа еврейской этнической идентичности. Связи евреев диаспоры с Израилем вышли далеко за пределы ностальгической любви к Эрец Исраэль в качестве родины предков и Святой земли. Миллионы евреев диаспоры бывали в Израиле, имеют там друзей и родственников, экономические интересы, а некоторые из них и израильское гражданство. Евреи диаспоры превратились из группы «эмигрантов ниоткуда» в обычную этническую диаспору, имеющую не абстрактно-идеологическую, а вполне материальную этническую родину, подобно, например, ирландской, армянской или греческой диаспоре.

В этих условиях эмигранты из Израиля не могут не быть органической, а нередко и самой активной частью еврейских общин диаспоры, сохраняя при этом прочные связи с Израилем. В новых условиях вопрос о предоставлении им права голосовать на выборах в кнесет Израиля, подобно тому, как проживающие в Израиле граждане России могут голосовать в российскую Думу, а граждане Украины – в Верховную Раду, является лишь вопросом времени. Если этого не произойдет сейчас, в 2010 году, это должно произойти в последующие годы.

Помимо левых и правых, на израильской внутриполитической арене действует и еще одна влиятельная сила: ультраортодоксальные религиозные партии, крупнейшей из которых является, сефардская ШАС. Наряду с Ликудом, НДИ и Аводой, она является одной из основных составляющей ныне правящей коалиции. Религиозные израильтяне менее светских склонны к эмиграции, поэтому ШАС в меньшей степени, чем светские правые партии Ликуд и НДИ, может рассчитывать на расширение своего электората в случае, если законопроект Алекса Миллера будет принят. В то же время ШАС тяготеет в целом к правому лагерю. Ее лидер, министр внутренних дел Эли Ишай заявил, что его партия поддержит несколько видоизмененный вариант законопроекта, который предоставит право голосовать за рубежом только официальным посланникам Государства Израиль и гражданам, находящимся за рубежом короткий период. Насколько кратким должен быть этот период (Заграничная командировка продолжительностью в месяц? А, может быть, постоянное проживание за рубежом не дольше 10 лет?) израильским парламентариям предстоит решать в ходе торга, который, несомненно, возникнет между партнерами по коалиции.

Лидер партии НДИ Авигдор Либерман продемонстрировал свою способность жестко и эффективно добиваться выполнения обещаний, данных ему Ликудом в коалиционном соглашении. Наглядным образом эта способность проявилась в проведении недавнего решения о преобразовании колледжа Иудеи и Самарии в Ариэлем в университетский колледж, идущий по пути превращения в полноценный университет. Открытие университета в Ариэле было обещано НДИ Ликудом в коалиционном соглашении, и Либерман добился выполнения этого обещания, несмотря на отчаянное сопротивление левых, в том числе Аводы, являющейся партнером Ликуда и НДИ по правящей коалиции.

Поддержка со стороны ультраортодоксальной сефардской партии ШАС и ашкеназских ультраортодоксов крайне необходима Ликуду и НДИ, чтобы преодолеть сопротивление левых и арабских фракций и провести поправку Алекса Миллера к закону о выборах в кнесет, способную радикально изменить соотношение сил в их пользу. Поэтому следует ожидать, что если поправка будет принята, то только с учетом интересов партии ШАС.