На сайте Вашингтонского Института Ближнего Востока была опубликована статья Билаля Сааба «Саудовские возможности сдерживания относительно Ирана». Автор статьи отмечает, что, несмотря на достигнутое в марте с. г. между КСА и ИРИ соглашение о нормализации отношений, Иран остается для Саудовской Аравии главной внешней угрозой, способной затруднить реализацию экономической программы «Саудовское видение-2030». По убеждению Сааба, у Эр-Рияда есть триварианта по сдерживанию Ирана и его возможных враждебных шагов. Это дипломатия, военные альянсы с другими государствами и расширение собственного военного потенциала. Далее он рассматривает все три возможности.
Билаль Сааб критически оценивает возможность КСА сдержать возможные агрессивные намерения Ирана дипломатическим путем. Затем он анализирует другой способ – внешнюю защиту, то есть обращение к внешнему покровительству. При этом двумя кандидатами на роль внешних гарантов безопасности КСА могут выступить США и, возможно, Китай. Несмотря на то, что Пекин выступил посредником в нормализации ирано-саудовских отношений, у него нет намерений «приручать» Иран. КНР также не хочет быть «смотрящим» за ходом выполнения этих договоренностей или осуществлять их мониторинг. По мнению эксперта, Китай не будет выбирать между Ираном и Саудовской Аравией. Он зависит в своем нефтяном импорте от обоих государств. КНР и ИРИ являются стратегическими партнерами (хотя непонятно, до каких пределов доходит это партнерство). Трудно представить себе, что Пекин заключит формальный альянс с Саудовской Аравией и будет защищать ее от Ирана. Пытаясь примирить Иран и КСА, китайцы скорее будут прибегать к дипломатии и мерам экономического воздействия.
Даже если представить себе, что стратегические расчеты руководства КНР изменятся и Китай для достижения своих долговременных интересов станет защитником Саудовской Аравии, у него пока нет достаточных военных возможностей для этого. У Народно-освободительной армии Китая (НОАК) нет также доступа или базирования в регионе для того, чтобы выполнить эту роль. Военные планы КНР подразумевают скоротечный по времени, но высоко интенсивный военный конфликт с США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) с применением высокоточных ракет, самолетов-«невидимок», современных военных кораблей и подводных лодок. Все эти средства КНР может эффективно применить недалеко от своей территории, но будет испытывать большие трудности с их развертыванием и поддержкой в глобальном масштабе.
Если шансы Саудовской Аравии заключить надежный оборонный пакт с Китаем весьма сомнительны, то получить такую поддержку от США на данном этапе они немногим лучше. Дело здесь не в нежелании саудовского руководства. Наоборот, по сведениям автора, в Эр-Рияде хотели бы этого. По его информации, на переговорах между наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом и госсекретарем США Блинкеном саудиты в обмен на признание Израиля запрашивали у американцев усиленные военные гарантии и доступ к гражданским ядерным технологиям.
Президент США Джо Байден не уверен в ценности такого обмена. В интервью CNN 19 июля 2023 года он отметил, что такая дискуссия преждевременна. В недавнем интервью журналисту New York Times Томасу Фридману он уклонился от ответа на вопрос о саудовской сделке. В администрации Байдена есть сторонники пойти на встречу требованиям Саудовской Аравии. В последние месяцы в Эр-Рияде побывали госсекретарь и помощник президента по национальной безопасности, которые вели там интенсивные переговоры. Республиканская оппозиция в Конгрессе также симпатизирует королевству. Сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм после нескольких встреч с Мухаммедом бен Сальманом заявил: «Я верю, что Республиканская партия будет счастлива работать вместе с президентом Байденом над улучшением американо-саудовских отношений».
Билаль Сааб пишет: «Теоретически саудовско-израильская нормализация внесет вклад в безопасность и экономическое процветание Ближнего Востока, что послужит на благо США и мира в целом. Однако Байден как главнокомандующий, принимающий решения (которые затем одобряются Конгрессом), не спешит заключать формальный оборонительный пакт с КСА. Он считает, что такой альянс только косвенно может послужить американским интересам. Кроме того, вряд ли он получит поддержку от Пентагона и других силовых структур США. Они не склонны направлять большие военные ресурсы на Ближний Восток, когда внимание американской армии занято прокси-войной против России на Украине и предстоящим столкновением с Китаем из-за Тайваня».
У американских силовиков могут возникнуть и другие серьезные вопросы по данному поводу.
Во-первых, каков будет ответ Вашингтона, если Иран избежит прямых военных действий против КСА, но будет продолжать операции в «серой зоне» руками своих прокси-групп? Должен Вашингтон отвечать или нет? Если перемирие между КСА и йеменскими хоуситами сорвется (возможно, как противодействие Ирана саудовско-израильской нормализации) и хоуситы станут наносить удары по саудовским гражданским целям, в кого стрелять американцам: в Иран или в хоуситов? Если взять более широко, хотят ли США воевать против Ирана за саудовские интересы?
Во-вторых, военный пакт усилит зависимость КСА от США и сорвет военные реформы, давно назревшие в королевстве. Военные действия саудовских вооруженных сил в Йемене показали, что их возможности неудовлетворительны и нуждаются в серьезных реформах. Одним из пожеланий США своим арабским партнерам является, чтобы они развивали собственные возможности в сфере обороны и могли бы себя эффективно защитить.
В-третьих, оборонный пакт с Саудовской Аравией может стать вызовом в отношениях США с их традиционными региональными партнерами: Израилем, Египтом и ОАЭ. Американцы должны будут объяснить этим странам, а также Украине и Тайваню, почему приоритет был отдан саудитам. Можно, конечно, распространить соглашения в сфере безопасности и на эти страны, но это приведет к перенапряжению сил США.
Остается третий путь – развитие эффективных военных возможностей королевства. Мухаммед бен Сальман озабочен этим больше, чем какой-либо правитель КСА до него, начиная с первого короля Абдель Азиза. По мнению эксперта, военная трансформация королевства должна быть всеобъемлющей. Саудиты должны не только покупать современное оружие, как они делали до этого, но и научиться его правильно и эффективно использовать. Они должны научиться, как создавать человеческие ресурсы и управлять ими; как эффективно использовать военный бюджет; как избегать разбазаривания и коррупции; как устанавливать командные цепочки; как правильно тренировать военнослужащих; как разрабатывать стратегию и оборонную доктрину; как организовать современную разведку. Однако все это масштабные задачи, рассчитанные не на одно десятилетие, а организовать эффективное сдерживание Ирана надо прямо сейчас.
Исходя из этого, Билаль Сааб предлагает королевству создать ракетные войска, оснащенные наступательными ракетами большого радиуса действия. В настоящее время лучшим и наиболее современным родом войск в саудовских вооруженных силах являются ВВС. Они же наработали большой опыт во время восьмилетней войны в Йемене. Но даже саудовская военная авиация не заточена под наступательные действия большого радиуса действия. Кроме того, если им надо будет вести боевые действия на иранской территории, они столкнутся с плотной и лучшей в регионе противовоздушной обороной.
Таким образом, единственный путь для КСА организовать эффективное сдерживание Ирана – это развивать баллистические ракетные возможности. При этом эксперт настаивает именно на наступательных возможностях. Он пишет: «Логика ведет к тому, что только наличие достаточного количества баллистических ракет, нацеленных на Тегеран, может защитить Саудовскую Аравию от иранского удара, удержав иранцев от такого соблазна. Вместо того, чтобы развивать ракетную оборону, которая является дорогостоящей и несовершенной, саудиты должны ответить угрозой огня».
По его информации, саудовское руководство уже отчасти осознало это. Об этом свидетельствуют данные американской разведки, оповестившей в 2019 году о том, что КСА в сотрудничестве с Китаем развивает баллистическую ракетную программу. О том же говорит и информация Центра Джеймса Мартина по нераспространению, опубликованная в 2022 году. Специалисты Центра установили местонахождение в 200 километрах от Эр-Рияда завода по производству твердого топлива для таких ракет по специфическим выбросам от сжигания отходов.
Конечно, такая оборонная стратегия чревата финансовыми и репутационным издержками. США не в восторге от распространения по миру технологий баллистических ракет и будут этому препятствовать. Одновременно Иран в последние годы достиг больших успехов в ракетных технологиях, и их появление у Саудовской Аравии может спровоцировать в регионе Ближнего Востока гонку вооружений. Однако это, по мнению эксперта, поправимо. В конце концов гонка вооружений как правил приводит к переговорам и сокращению вооружений. Прецедентами являются соглашения между США и СССР об ограничении стратегических вооружений 1972 года и соглашение об ограничении ракет среднего радиуса действия 1987 года.