- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации в Израиле в связи с сообщениями об отправке в ПНА американских вооружений и бронетехники

На днях из сообщений палестинских источников стало известно о получении Палестинской национальной администрацией вооружений и бронетехники от США. В рамках усилий по содействию укреплению органов безопасности ПНА, прежде всего т. н. Службы превентивной безопасности в Рамаллу было отправлено 8 бронемашин и около 1,5 тыс. винтовок. Посреднические усилия для того, чтобы поставка состоялась, приложила Иордания, с баз на территории которой и поступили американское оружие. Кроме того, если верить первоначальны данным, что Министерство обороны Израиля дало на то свое согласие. Предположительно, положительное решение было принято Иерусалимом по итогам пятисторонних встреч с участие США, Иордании, Египта и ПНА в Акабе и Шарм эш-Шейхе в феврале-марте текущего года, посвященным выработке совместных механизмов борьбы с насилием на Западном берегу р. Иордан.

Указанные сообщения спровоцировали напряженность в правительстве Б.Нетаньяху, поскольку ряд ключевых министров, включая главу Минфина Б.Смотрича и министра национальной безопасности И.Бен-Гвира, не были в курсе дела. Официальная версия Б.Нетаньяху состоит в том, что речь идет не о новом согласовании, а об исполнении решения, вынесенного еще предыдущим правительством. Впрочем, Я.Лапид с последним фактом категорически не согласен. Отрицает свою вовлеченность в вопрос и министр обороны  Й.Галант. Согласно комментарию, опубликованному от его имени в социальных медия, указанные заявления в прессе следует считать «ложными». А сам политик, цитируя заявление, уверяет, что «не одобрял и не осуществлял передачу оружия Палестинской национальной администрации с тех пор, как вступил в должность министра обороны».

Сложившаяся в связи с этим ситуация имеет значение для израильской внутренней и внешней политики по нескольким направлениям.

Первое из них – очередной кризис распределения полномочий между ведомствами, который вновь был вызван конфигурацией правительственной коалиции. Так, подозрения в адрес Й.Галанта и спекуляции вокруг его возможного сговора с Б.Нетаньяху за спиной у крайне правых членов кабмина не были случайными. Фактическое согласие на подобную передачу вооружений и техники производства США поступило от координатора действий правительства на территориях, занимающегося регулированием взаимодействия между правительством Израиля и ПНА. До недавнего времени офис координатора был структурным подразделением Министерства обороны, но после формирования новой коалиции часть функций была передана в ведение министра финансов. В результате управление данным ведомством стало «гибридным». Как следствие, сложно сказать, могли ли при подобном раскладе какие-либо решения пройти мимо Б.Смотрича, но именно он стал самым ярым критиком в адрес Б.Нетаньяху после обнародования информации о поставках оружия в ПНА.

В связи с этим возникло предположение, что в действительности за согласованием Иерусалимом получения Рамаллой американских вооружений и техники в реальности стоят попытки премьер-министра изменить состав коалиции без досрочных выборов. В частности, тот же Б.Смотрич обвинил Б.Нетаньяху в том, что разрешение на поставку вооружений было попыткой добиться расположения Б.Ганца, чья партия «Лагерь государственников» уверенно обходит Ликуд в последних по времени опросах общественного мнения, дабы затем создать новый альянс.

Наконец, у всей этой истории есть явный внешнеполитический контекст, относящийся к США. С одной стороны, независимо от того, идет речь об одобрении новой или о реализации ранее согласованной поставки в ПНА, Б.Нетаньяху не пошел на ее блокирование, вероятно, еще и потому, что хотел смягчить отношение к себе действующей американской администрации за счет поддержки инициативы Белого дома по стабилизации обстановки на Западном берегу р. Иордан. Так, на фоне вспышки насилия Вашингтон обратился к Рамалле с призывом принять соответствующие меры, на что ПНА ответила сообщением о недостаточности ресурсов, необходимых для противодействия вооруженным группировкам, особенно в Дженине. С другой стороны, умеренность в отношении палестинцев и готовность к возобновлению мирных переговоров воспринимается еще и как ключ к достижению основной цели, которую ставил перед собой Б.Нетаньяху на ближайшую каденцию, а именно нормализации отношений с Саудовской Аравией.

Заслуживает внимания и еще один факт. Согласно комментариям американского посольства в Израиле, Соединенные Штаты не предоставляют ПНА оружия и боеприпасов. При этом было подтверждено, что Вашингтон продолжает содействовать снижению уровня насилия в регионе. Кроме того, со стороны Госдепа прозвучала фраза о том, что о «конкретных трансферах» там не принято распространяться. Из сказанного можно сделать вывод, что администрация Дж.Байдена, несмотря на напряженный диалог с правительством Б.Нетаньяху, все же не хочет развала последнего, а потому готова поддержать премьер-министра ближневосточной страны на этапе возросшей критики в его адрес со стороны членов руководимой им коалиции.

Как бы там ни было, сложившаяся вокруг сообщений о поставке в ПНА американских вооружений и бронетехники обстановка в Израиле может свидетельствовать о попытке Б.Нетаньяху создать для себя и своего правительства имидж более умеренных, что значимо прежде всего с внешнеполитической точки зрения. Однако такой сценарий явно не устраивает те политические силы, благодаря которым лидер Ликуда вернулся к власти, что чревато нарастанием внутренней напряженности. А вот в контексте американо-израильских отношений это событие является очередным признаком неопределенности курса Белого дома, который по-прежнему не готов ни на явное сближение с Иерусалимом при Б.Нетаньяху, ни на то, чтобы сильнее дистанцироваться от него.