- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В ИРИ усиливаются репрессии против профессоров вузов и студентов

Многочисленные сообщения в фарсиязычных социальных сетях свидетельствуют о том, что накануне годовщины гибели Махсы(Жины) Амини и началом протестов под лозунгами гендерного и социального равноправия, в иранских городах усилены меры безопасности. Кроме крупных городов центра страны, заметна масштабная дислокация войск в городах провинции Курдистан, особенно в городе Саккез, месте рождения и захоронения Махсы Амини.

Одновременно с этим в стране продолжается протестная активность в той или иной мере связанная с участием в демонстрациях преподавателей и студентов иранских вузов. Иранские СМИ опубликовали на днях совместное заявление ряда научных ассоциаций страны, осудивших «массовые увольнения профессорско-преподавательского состава ведущих иранских вузов и репрессий против студентов», квалифицировав это «тотальной атакой на иранские научно-образовательные учреждения». Составителями документа являются такие научные структуры как Антропологическая ассоциация, Общество этики в науке и технологиях, Ассоциация культурных и коммуникационных исследований, Демографическая ассоциация, Юридическая ассоциация, Ассоциация конституционных прав и Социологическая ассоциация. Заявление указывает на то, что перечисленные выше   действия болезненно сказываются на научном сообществе страны, влияют на автономию учреждений высшего образования, препятствуют научному прогрессу Исламской Республики Иран, ставят под угрозу безопасное функционирование высшей школы. Такая политика проводится в жизнь путем не продления контрактов, принудительного изгнания  на пенсию высококвалифицированных и либерально настроенных профессоров, оказание давления и отчисление политически активных студентов. Указанные меры властей, подчеркивается в заявлении, наряду с попытками отстранения от учебы талантливой молодежи как потенциально способной подвергаться  влиянию оппозиционных сил, «плодят рост лженауки, уже привели и продолжают приводить к упадку  и эрозии человеческого капитала,  обесценивают горизонты всестороннего развития страны». В документе делается попытка расценить меры властей не как единичный и временный инцидент, а как «завершение процесса, целью которого является установление контроля над всем научным и образовательным  сообществом со стороны центров силы», изменение структуры и роли университетских и образовательных институций. В заявлении  научно-образовательных Ассоциаций делается обоснованный вывод о том, что «если в обществе как реакция на протестную активность и репрессии властей, распространятся суеверия, псевдонаучные убеждения, а университеты  превращаются в политические клубы и место раздачи бонусов исключительно лицам, показывающим лояльность политической системе», то результатом  таких процессов будет не что иное, как усиление отчаяния и неравенства, опустошение человеческого потенциала общества, что в конце концов ослабит страну.

Действительно, как видно из этого заявления, как и из других подобных документов, распространяемых в либеральных СМИ, в Иране возобновился процесс усиления контроля государственных структур над образовательными и научными учреждениями. Реалии послереволюционной истории Ирана наглядно демонстрируют, что исламский режим видит в университетах  своего врага. Вспомним знаменитую фразу вождя Исламской революции великого аятоллы Рухоллы Хомейни о том, что «все беды страны начинаются от университетов». Тогда, в начале послереволюционной декады, аятолла и его окружение испытывали подлинную злобу по отношению к ученым, вузам, лекциям, светским знаниям, ко всему, что дистанцировалось от законов шариата и шиизма, которое они рассматривали исключительно в качестве подлинного знания.  Университет как место знания противопоставлялся ими религиозной учености, хотя в первое время Хомейни ратовал за союз между университетами и религиозными медресе. По сути, он выступал за сближение светских и религиозных школ. Был организован так называемый «университетский джихад», в обязанности которого вменялось проведение программы исламизации вузов и реализации «революции образования». Он хотел также привлечь университетских студентов на реализацию целей исламского режима, но столкнулся не только с их нежеланием, но и подлинным восстанием. Студенческие общежития стали авангардом противорежимного сопротивления. Неизвестно, как много студентов пали жертвой в этом противостоянии.

В Иране у многих до сих пор свежи воспоминания о том, как на три года в стране закрыли вузы для того, чтобы их «очистить от скверны». Потом заменили состав профессуры и преподавателей, однако постепенно произошла либерализация и вот сейчас идет процесс нейтрализации тех, кто способствовал тому, что студенты вновь превратились в значительной мере оппозиционную силу, а университеты стали очагами вольнодумства и свободолюбия. На самом деле, в стране опять реализуется задача «очищения от скверны».  При нынешнем правительстве, где тон задают фундаменталисты во главе с президентом Э.Раиси, уже уволено, по данным газеты газеты «Эттемад», 52 профессора. При другом консерваторе – М.Ахмадинежаде, от работы были отстранены 157 профессоров университетов. Исламский либерал Х.Роухани значительно ослабил репрессии на профессуру, лишив должности лишь 14 профессоров.

Нынешний президент находится у власти всего два года, значительно подняв интенсивность и масштабы «чисток». Как видно, в наши дни «чистки» опираются на другие установки, но имеют те же цели, что что и 30 и 20 лет назад – избавиться от людей, стоящих в оппозиции исламскому строю, заменить вольнодумцев людьми, верными исламскому режиму и способными воспроизводить себе подобных. Доводы, которые применяются при чистках колеблются в широком диапазоне – некоторым профессорам предъявляют претензии с точки зрения недостаточной профессиональной компетенции, другим вменяют в вину различные прегрешения морального характера. Каков на деле результат такой политики государственных органов? Уволенные профессора довольно скоро решают уехать из страны туда, где их опыт и квалификация могут быть полезны. Опубликованные данные говорят о том, что такие специалисты, обладающие подчас мировой известностью, больше всего уезжают в США и Канаду, где быстро пополняют ряды научных работников и преподавателей, находясь на уровне современных требований. За последние десятилетия число иранских по происхождению специалистов в вузах этих стран составило достаточно высокий процент. Такое перетекание национального интеллектуального достояния на другие географические просторы, естественно, обедняет потенциал научно-образовательный ИРИ и вряд ли будет быстро восполнен. Разумеется, это влияет и на научный уровень и рейтинг ведущих иранских университетов, которые постепенно деградируют. Под различными предлогами отчисляют и  студентов, причем даже со старших курсов, которым остается немного времени до получения диплома.

Естественно, подобные процессы вызывают реакцию вузовского сообщества. Так, петицию против «волны увольнений профессоров и студентов» подписали в Университете Фердоуси во втором по величине городе страны – Мешхеде. В ней высказано требование отмены директивы о внедрении дальнейшей «гендерной сегрегации» в этом университете. Петиция требует немедленно вернуть уволенных и отчисленных, «публично попросив у них прощения и возместив причиненный ущерб».