- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблема безопасности египетских коптов: позиция властей

В период подъема радикального исламистского движения в Египте в начале 1990-х гг. жертвами исламистских группировок довольно часто становились представители коптской общины. После того как правительство подавило радикальные группировки число нападений на коптов существенно сократилось. Тем не менее, в последние годы в Египте продолжали происходить отдельные нападения на коптов именно как на представителей христианской конфессии. Подобные случаи относительно немногочисленны, однако каждый из них вызывает значительный общественный резонанс среди представителей коптской общины (и египтян, и эмигрантов). В связи с этим, целесообразно рассмотреть каким образом правительство Египта реагирует на подобные инциденты. Действительно, в этих случаях правительство оказывается перед сложной дилеммой: с одной стороны, власти стремятся сохранить баланс межконфессиональных отношений и не позволить негодованию коптской общины принять форму действенного протеста, с другой стороны – не дать мусульманскому большинству населения страны поводов обвинить руководство государства в пристрастном отношении к христианскому меньшинству. Соответственно, при формировании официальной версии преступления и его мотивов египетские власти всеми способами стремятся показать, что нападения на коптов не являются проявлениями межконфессиональной нетерпимости, но обусловлены причинами какого-либо иного характера. Еще одним способом «сгладить» остроту подобных преступлений является официальное признание преступника невменяемым.

Так, в апреле 2006 года в Александрии во время коптской пасхальной недели мусульманин Махмуд ‘Абд ар-Разек, вооруженный ножом, напал на коптов, выходивших из церкви. Он нанес ножевые удары нескольким коптам; от полученных ран один из коптов, 78-летний Нуши ‘Атта Гиргис, скончался. Нападение повлекло за собой волну коптского возмущения – копты резко осуждали нападение на невинных людей, религиозный экстремизм, неспособность правительства и сил госбезопасности защитить коптов как граждан Египта от подобных происшествий. Ар-Разек был арестован и по официальной версии признан невменяемым. Этот факт вызвал резкое несогласие коптов: по мнению представителей коптской общины власти объявили преступника сумасшедшим, дабы уйти от необходимости признать наличие в Египте религиозных экстремистов, жертвами которых становятся христиане.

В сентябре 2009 года в маленьком городе Багур провинции Менуфия был убит 63-летний копт Абду Гурги Юнан, владелец магазина. Он чистил участок улицы перед своим магазином перед утренним открытием, когда к нему подъехал на мотоцикле 35-летний мусульманин Усама аль-Бухаги (Усама Наср Эрбан), спешился, ударил его ножом, а затем отрезал ему голову. Затем аль-Бухаги направился в деревню Бахмаи (примерно в 12 км), где атаковал другого копта, нанеся ему три ножевых раны в лицо и две в грудную клетку. 40-летний Адиб Массиха Булус был госпитализирован в тяжелом состоянии. Третьей жертвой стал еще один копт, кузнец Хани Барсум в деревне Мит-‘Афиф (7 км от Бехмаи), который также получил ножевые ранения, однако его подмастерье сумел отпугнуть преступника. Аль-Бухаги был найден и арестован. На похоронах Абду Юнана присутствовали тысячи коптов, архиепископ диоцеза Менуфийя и 17 представителей духовенства. Собравшиеся выкрикивали лозунги, резко осуждавшие действия госбезопасности и неспособность правительства защитить коптов от радикальных исламистов. Аль-Бухаги также был передан медицинским экспертам для определения состояния его рассудка.

Одно из самых громких нападений на коптскую общину за последнее десятилетие произошло 7 января 2010 года, когда православные копты праздновали Рождество. Когда копты, проживающие в деревне Нага Хаммади (64 км от г. Луксор, Кена, Верхний Египет), по окончании рождественской службы выходили из церкви Мар-Юханна (св. Иоанна) люди в масках из проезжавшей мимо машины открыли по прихожанам автоматный огонь. От полученных ранений семь человек скончались на месте – 6 из них принадлежали к коптской общине, один был мусульманином, пришедшим поздравить своего коптского друга с праздником. Еще 11 человек получили ранения разной степени тяжести и были доставлены в больницу.

Коптская община Нага Хаммади выразила свое негодование попустительством полиции, которая не смогла предотвратить преступление, в акциях уличного протеста. В ходе коптского протеста были разбиты витрины местных магазинов, пострадала также полицейская машина. Возмущенные копты также бросали камни в здание больницы и подожгли две машины скорой помощи, выражая свое недовольство тем, что тела погибших слишком медленно готовят к погребению, а пострадавшим медленно оказывают помощь.

По некоторым данным, забирать тела погибших из больницы пришли около 1 000 местных коптов. Шестеро убитых коптов были похоронены в одной могиле, которая среди местных коптов получила название «могилы жертв». На похоронах собралось, по некоторым данным, до 5 000 коптов; собравшиеся выкрикивали лозунги, осуждавшие преследование коптов в Египте. Во время похорон шестерых убитых коптов между деревенскими мусульманами и коптами произошли столкновения, после чего в деревню были введены силы госбезопасности и объявлен комендантский час.

Нападение имело значительный резонанс по всему Египту. В деревнях, расположенных близ Нага Хаммади, также происходили коптские волнения (например, в деревне Рахманийя, находящейся в 7 км от Нага Хаммади).

Христиане Каира провели 13 января массовую акцию протеста перед главным коптским храмом в Аббасийе, обвиняя власти в неадекватной реакции на происходящее и требуя наказания для преступников. В акции протеста приняли участие около 2 000 каирских коптов. Протестующие, обращаясь к президенту Х.Мубараку, заявляли, что в Египте ущемляют права религиозных меньшинств.

Трое преступников были задержаны спустя 2 дня после расстрела прихожан Мар Юханна; им предъявлено обвинение в преднамеренном убийстве. Полиция арестовала еще 16 мусульман и 13 христиан в связи с участием в уличных беспорядках, в ходе которых было подожжено несколько домов и магазинов.

Премьер-министр АРЕ Ахмед Назиф нанес визит главе коптской церкви папе Шинуде III дабы выразить солидарность с коптами (и предотвратить дальнейшие волнения). Министр по делам парламента Муфид Шихаб заявил, что расследование происшествия не выявило религиозной мотивации. Спикер парламента Фатхи Сурур заявил, что один отдельный инцидент не может служить доказательством религиозного конфликта.

С другой стороны, член парламента от правящей НДП коптка Джоржетт Келлини настаивала на том, что инцидент должен рассматриваться как межконфессиональный конфликт, чем вызвала несогласие других парламентариев от НДП.

Министерство внутренних дел Египта выдвинуло официальную версию событий, согласно которой убийство прихожан в Нага Хаммади явилось местью за изнасилование коптом мусульманской девушки Йусры в одной из соседних деревень, Фаршут, в ноябре 2009 года (тогда в деревне был задержан копт Гиргис Баруми, хотя девушка не смогла опознать в нем своего обидчика). Таким образом египетские власти старались подчеркнуть, что инцидент носил не межконфессиональный, а криминальный характер, возводя его к практике кровной мести на оскорбление чести и достоинства; такая практика достаточно широко распространена в Верхнем Египте.

Однако представляется маловероятным, что расстрел прихожан в Нага Хаммади действительно был местью за изнасилование мусульманки, имевшее место в другой деревне. Более того, даже если преступники действительно руководствовались мотивом мести, жертвы были выбраны именно по конфессиональному признаку, ведь ни один из убитых коптов не имел отношения к оскорблению чести мусульманской девушки. Единственное, что объединяло убитых в Нага Хаммади коптов с осужденным в Фаршуте Г. Баруми – принадлежность к одному и тому же вероисповеданию. Соответственно, месть была направлена не против обидчика девушки, а против всех коптов в целом, что свидетельствует о нарастающей конфессиональной сегрегации египетского социума.

Таким образом, очевидно, что правительство Египта выработало определенную стратегию, согласно которой выстраивается официальная реакция на нападение на представителей коптской общины. В целом, правительство не признает межконфессиональный характер инцидента, с одной стороны выискивая иные мотивы происшествия, с другой – подчеркивая (в многочисленных заявлениях политических деятелей), что единичный инцидент не является показателем напряженности в межконфессиональных отношениях и не нарушает баланса в добрососедских отношениях христиан и мусульман Египта. В особенно громких случаях (к каковым относятся все три случая, рассмотренные выше) преступников, как правило, находят. Однако до вынесения приговора дело доходит редко – как правило, либо преступника обвиняют невменяемым, либо процесс рассмотрения дела затягивается и не доходит до суда. В деле Нага Хаммади преступники уже задержаны, но приговор еще не вынесен. Суд должен состояться в феврале, однако представляется более чем вероятным, что процесс будет тянуться еще долгое время.

 

 

Источники:

U.S. Copts Association. 07.01.2010. Egyptians riot after 7 killed in church attack. U.S. Copts Association. Shukry A. 17.01.2010. In Nag Hammadi and its vicinity. U.S. Copts Association. U.S. Copts Association. 07.01.2010. Egyptians riot after 7 killed in church attack. U.S. Copts Association. Bel Aiba I. 19.01.2010. Egypt Says Coptic Killings Were Criminal, Not Sectarian Egypt. U.S. Copts Association. Awad M. 13.01.2010. Copts protest Christmas killings at Cairo cathedral. U.S. Copts Association. U.S. Copts Association. 07.01.2010. Clashes in Egyptian town after Coptic killings. U.S. Copts Association. Abdelmassih M. 07.01.2010. 8 Coptic Christians in Egypt Shot Dead As They Left Christmas Mass. Assyrian International News Agency. BBC. 15.04.2006. Clashes follow Egypt Copt funeral. BBC News. URL: www.bbc.co.uk. Seel C. 05.2006. The Interfaith Blame Game. Egypt Today. Shukry N. 20.09.2009. Horrendous Crime in Bagour. Watani International. Abdelmassih M. 21.09.2009. Muslim Man Beheads Christian in Egypt. Assyrian International News Agency.