- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О среднесрочной программе развития Турции на период 2023 – 2025. Часть 8

После завершения в Турции выборного периода мая 2023 года и формирования нового правительства настал черед обновления программных документов страны. Которые, прежде всего, вписаны в выборный цикл, а, во-вторых, учитывают фактор 2023 года как юбилея 100-летия провозглашения Турецкой Республики. Напомним, что все целеполагание руководства Турции последних лет делалось к юбилейному для Турции году.

Продолжаем анализировать Программу среднесрочного развития турецкой экономики, принятую на период с 2023 по 2025 год.

Часть 7 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=101712 [1].

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы рассмотрели раздел, посвященный государственным финансам Турции. Как мы отметили, важнейшим моментом является, с одной стороны, повышение собираемости налогов, с другой стороны, приведение налогового законодательства в вид, который может способствовать привлечению новых игроков в страну.

На этом заканчивается описательная часть Среднесрочной программы.

Подводя черту под серией наших публикации, отметим следующее: Турция находится в сложной экономической ситуации системной разбалансировки. Вновь вернувшийся в финансовый блок министр казначейства и финансов Мехмет Шимшек пытается обуздать ситуацию совместно с новым руководителем Центрального банка страны Хафизе Гайе Эркан.

Меры, предпринимаемые финансовым блоком, сводятся к ужесточению финансовой дисциплины, секвестру бюджета, отказу от излишеств, не приводящих к достижению текущих целей, с одной стороны. А, с другой стороны, Центральный банк Турции продолжает политику повышения процентной ставки, которая уже увеличена до 30%.

Отдельные совместные усилия как Министерства казначейства и финансов и Центрального банка заключается в том, чтобы убедить зарубежных инвесторов в предсказуемости турецкой экономической политики и в надежности размещения своих инвестиций в Турции. Впрочем, невозможно деполитизировать данный вопрос в условиях крайне непростых отношений Турции с Западом – как с США, так и с ЕС. Отдельных слов заслуживают и отношения Турции с инвесторами из другой части света – из стран Ближнего Востока, включая КСА и ОАЭ.

На наш взгляд, Турции в обозримой перспективе трудно рассчитывать на серьезный рост инвестиций в свою экономику, невзирая даже на ту серьезную репутацию которая есть у Мехмета Шимшека и ту интегрированность в американский финансовый мир, которая есть у главы ЦБ Турции Гайе Эркан.

По той причине, что Турция пока только возвращается к своей старой классической экономической политике и неясно сколько этот этап продлится (насколько президент Р.Т. Эрдоган, на этот раз, настроен слушать свой финансово-экономический блок, в отличие от прошлых лет – прим.). Тем более, что турецкая экономика ещё недостаточно стабилизирована.

Кроме того, речь идет ещё и о серьезных политических противоречиях между Турцией и Западом. Которые уже вылились в ведение американских санкций против ряда турецких компаний. Пока таких компаний — 5, но их может быть больше в обозримой перспективе, когда и если американцы продолжат наращивание давление на турецкую экономику.

Так что, с уверенностью рассчитывать Турция может только на внутреннюю экономическую перестройку. Или же, как вариант, на внешние заимствования у тех же международных финансовых институтов. Хотя условия составляют отдельный вопрос, да и, вряд ли, можно заимствования считать системным решением вопроса.

Здесь главным источником средств для турецкого руководства могли бы стать накопления турецких граждан, которые те хранят «под подушкой», чаще всего в конвертируемом золоте. Однако, граждане пойдут с этими средствами в банк лишь в том случае, когда они будут полностью защищены, как минимум, от любых нежелательных колебаний. И, вообще говоря, норма доходности по «золотым накоплениям» турецких граждан должна включать рыночные колебания (чаще всего рост) на золото на рынке плюс дополнительную норму доходности. Тогда можно будет рассчитывать на то, что турецкие граждане в банковскую систему золотом вложатся. В противном случае, это лишено смысла.

Второй момент заключается в том, чтобы упростить систему налогообложения и заставить выйти турецкий бизнес из тени. Нынешняя налоговая система такова, что она буквально вытесняет турецкий бизнес на периферию, заставляя «оптимизироваться». Кстати, та же самая налоговая система заставляет иностранных инвесторов задуматься о целесообразности инвестирования в турецкую экономику. Как мы писали, ОАЭ создает для иностранных инвесторов куда как более простые и привлекательные условия для работы.

Перечисленные вызовы – достаточно серьезные, чтобы можно было бы говорить о быстром преодолении Турцией существующих проблем. Тем более, что рецепты, предлагаемые в Программе сложно считать сколь-нибудь среднесрочными. Как то, к примеру, как переход Турции к массовому экспорту высокотехнологичной продукции. Для этого нужен качественный переход в промышленности, для которого попросту не хватает средств.