Специальный следственный комитет парламента ФРГ, созданный летом прошлого года для анализа событий, связанных с выводом сил Бундесвера из Афганистана во временном интервале с 29 февраля 2020 г. по 30 сентября 2021 г., на днях опубликовал данные второй части своего последнего по времени сентябрьского заседания, которые включают продолжение опроса свидетелей из Министерства иностранных дел. На этот раз для участия в открытых слушаниях была приглашена руководитель (на момент исследуемых событий) специализированного отдела иммиграционного права МИД (Referat 508), которое отвечает за гуманитарные вопросы и предоставление убежища.
В рамках продолжения сбора данных о деятельности федерального внешнеполитического ведомства более подробно комитетом была проанализирована практика работы по предоставлению права на въезд в ФРГ для афганцев, сотрудничавших с немецкими военными и гражданскими службами в рамках миссии в данной стране. По словам свидетеля, на этапе захвата власти в Кабуле движением «Талибан» (запрещено в РФ), МИД был вовлечен в выдачу виз лишь частично, занимаясь первичной обработкой запросов и пересылкой документов заявителей в МВД. Все обратившиеся классифицировались по профессиям, далее подлинность предоставленным афганцами данных и соответствие претендентов критериям для въезда проверяли другие отделы Министерства иностранных дел, после чего они уходили в Министерство внутренних дел. Обмен информацией между МИД и МВД осуществлялся на ежедневной основе.
По словам опрошенной, на момент событий середины августа 2021 г., то есть перехода Кабула под контроль талибов, процесс формирования списков афганцев, претендующих на получение убежища, шел по трем каналам. Первый – данные, поступающие непосредственно от ведомств, нанимавших местных сотрудников. В данном случае речь идет, судя по всему, лишь о тех, кто имел трудовые контракты с Бундесвером и Немецким обществом международного сотрудничества, осуществлявшего наем от имени Министерства экономического сотрудничества и развития. Второй канал – список тех, кто имел право на статус беженца по соображениям соблюдения принципов защиты прав человека. Его составление как раз курировал Referat 508. Наконец, третьим каналом стал своего рода открытый почтовый ящик, куда обращались все желающие. Можно предположить, что в последнюю категорию попали также афганцы, работавшие на ФРГ через местных подрядчиков, и те, чьи трудовые контракты с немецкими правительственными структурами к тому моменту уже истекли, что не давало права быть включенным в первую группу. Кроме того, сотрудница внешнеполитического ведомства сообщила, что в качестве отдельной категории принимались лица, которых ФРГ была заинтересована по «внешнеполитическим соображениям». Однако как именно формировалась и обрабатывалась данная часть запросов, она не пояснила.
Свидетель обратила внимание, что сложность работы с первичной документацией состояла в том, что ряд заявителей направляли информацию о себе по двум или трем каналам одновременно, а это, в свою очередь, затягивало процесс составления списков для МВД. Помимо этого, было подчеркнуто, что в специализированных отделах МИД проверяли особенно тщательно случаи, когда запрашивался въезд в составе большой семьи. Здесь, в частности, сотрудники дополнительно могли обратиться за уточняющими данными к НПО, работавшим в Афганистане. Помимо этого, вновь прозвучало, что права на въезд в ФРГ не имели взрослые дети лиц, подпадающих под критерии получения немецкой поддержки как местный персонал. Однако в дополнении к этому на слушаниях прозвучало, что все заявители были оповещены о данном факте. Тем самым, вероятно, она пыталась обратиться к критике в адрес Германии на том основании, что часть афганцев так и не воспользовалась правом на убежище из-за того, что не была обеспечена возможность эвакуировать всех членов семьи.
Отчитываясь непосредственно о работе своего отдела, свидетель сказала, что составление списка второй группы, прибывавшей в рамках международных обязательств Германии по защите прав человека, было завершено 31 августа 2021 г. Также в соответствии с описанной выше процедурой сведения своевременно поступили в министерство внутренних дел. Данные оговорки, судя по всему, прозвучали для того, чтобы показать, что ФРГ и особенно внешнеполитическое ведомство приложили максимальные усилия для поддержки тех, кому угрожала наибольшая опасность. В том же, что касается оставшихся категорий, о которых рассказала на слушаниях опрошенная, ответственность за них, с точки зрения федерального внешнеполитического ведомства, несли прежде всего те правительственные структуры, которые курировали их наем.
Наконец, свидетель сообщила, что МИД, в том числе Referat 508 принимал участие в составлении т.н. отчета о ситуации с предоставлением убежища, на основании которого принималось решение о депортации нарушителей в Афганистан. По словам опрошенной, последние обновления таких сведений направлялись вверенным ей подразделением 11 и 12 августа, с 15 августа сбор таких данных был остановлен. Сказанное представляет, как кажется, особый интерес. По имеющимся в открытых источниках данным, последний депортационный рейс, намеченный на 3 августа 2021 г., был отменен из-за теракта в Кабуле, а после вплоть до захвата афганской столицы талибами шла речь о его переносе на неопределенный срок. Вместе с тем, если статистика для регулярного отчета продолжала поступать, то возникает предположение, что в правительстве планировали не только отправить несостоявшийся 3 августа рейс, но и совершить новые, причем подобная идея существовала именно вплоть до окончательного падения Кабула.
В целом Министерство иностранных дел, что видно из приведенных выше данных, старается, хотя бы частично нивелировать звучащую в его адрес критику за бездействие при приеме афганцев. Для этого, в частности, отмечается, что внешнеполитическое ведомство выполнило обязательства перед лицами, которым право на убежище было гарантировано по соображениям защиты прав человека, в то время как за тех, кто подвергался преследованиям талибов на основании своей профессиональной деятельности, должны были отвечать министерства обороны или экономического сотрудничества и развития. Надо сказать, что подчеркнутое отстаивание репутации МИД имеет значение не только для бывшего, но и для нынешнего его руководства. Связано это с тем, что еще весной текущего года внешнеполитическое ведомство подверглось осуждению как со стороны правозащитников, так и самих афганцев, когда после временной приостановки приема последних на основании подозрений в возможных злоупотреблениях выяснилось, что в числе тех, кому был заблокирован въезд в ФРГ, оказались активистки местных правозащитных женских организаций, к моменту описываемых событий успевшие добраться лишь до Ирана.