- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Глобальная инициатива по борьбе с транснациональной организованной преступностью о связях между организованной преступностью и государственными органами Турции

Глобальный индекс организованной преступности 2023, недавно опубликованный Глобальной инициативой по борьбе с транснациональной организованной преступностью (GI-TOC), пролил свет на давние и запутанные связи между организованной преступностью и отдельными лицами, внедренными в турецкое государство. Утверждения в отчете, датируемые десятилетиями, свидетельствуют о том, что турецкое правительство использовало различные криминальные рынки для своей собственной выгоды и политических целей. Речь идет о рынках, связанных с торговлей золотом и нефтью, контрабандой людей и торговлей оружием. В зависимости от преобладающих политических обстоятельств и геополитических отношений с другими странами, турецкое правительство, по слухам, ужесточает или ослабляет контроль над организованной преступной деятельностью. Вызывает тревогу то, что, несмотря на серьезные обвинения в коррупции при заключении правительственных контрактов и причастности государственных чиновников к преступной деятельности, судебные иски или расследования по этим вопросам инициируются редко. Помимо политической элиты, подозрения распространяются на сотрудников правоохранительных и таможенных органов, которые, как полагают, имеют связи с вышеупомянутыми криминальными рынками.

В докладе также утверждается, что мафиозные группировки в Турции, созданные по образцу традиционных мафиозных организаций, установили обширные связи с правительственными чиновниками и политиками, которые в некоторых случаях, по-видимому, защищают их от контроля правоохранительных органов и судебной системы. Однако эти группы рискуют попасть в немилость, если их действия привлекут слишком много внимания. Свободные преступные сети активны в определенных регионах Турции, занимаясь разнообразной трансграничной контрабандой, начиная от наркотиков и заканчивая мигрантами. В последние годы произошел всплеск их потенциала и влияния, а также их сотрудничества с преступными сетями в соседних странах и за их пределами. Эти сети отражают эволюционирующий характер как легальной, так и незаконной торговли, процветающей в условиях вакуума безопасности, усугубляемого системной коррупцией. В то время как местные преступники доминируют в организованной преступности в Турции, иностранные преступники также вторглись, особенно в трансграничную контрабанду мигрантов, наркотиков, оружия и торговлю людьми. Их операции в основном сосредоточены вдоль сухопутных границ страны, со значительной степенью сотрудничества между иностранными и местными организованными преступниками. Приток иностранных мафиозных групп и незаконных вооруженных формирований, включая террористические организации, участвующие в организованной преступной деятельности, усилился из-за побочных эффектов конфликтов в соседних странах, что привело к росту их роли в операциях по торговле людьми и контрабанде в Турции. Примечательно, что многие преступные сети и внедренные государством субъекты, вовлеченные в эти незаконные рынки, предположительно используют законные предприятия для отмывания своих доходов, полученных криминальным путем, и сокрытия своей преступной деятельности. Кроме того, по слухам, некоторые лица из законного частного сектора были вовлечены в определенную преступную деятельность, соблазненные перспективами быстрой и существенной прибыли.

По иронии судьбы, примерно в то время, когда был опубликован отчет, известный главарь мафии Айхан Бора Каплан, предположительно связанный с бывшим министром внутренних дел Турции Сулейманом Сойлу, был арестован при попытке покинуть страну Каплан, который предстал перед судом 12 сентября, был обвинен в «создании преступной организации», «умышленном нанесении телесных повреждений», «вооруженном ограблении», «лишении свободы» и «пытках». Главная прокуратура Анкары опубликовала заявление по поводу  задержания, отметив, что предпринимаются усилия по расследованию других предполагаемых преступлений, связанных с  организацией Каплана. Помимо Сойлу, предполагаемая сеть Каплана включала группу коррумпированных чиновников, в том числе бывшего начальника полиции Анкары Сервета Йылмаза и бывшего главного прокурора Анкары Юкселя Коджамана, которые, как утверждается, сотрудничали, чтобы защитить Каплана от правоохранительных органов и воспрепятствовать уголовному расследованию в отношении него. Во время пребывания Сойлу на посту главы МВД Турция столкнулась с обвинениями в причастности к международному наркотрафику, в значительной степени связанными с главарем турецкой мафии Седатом Пекером. В 2021 году Пекер сделал драматические заявления в видеороликах, обвинив Сойлу и других высокопоставленных чиновников в защите сетей незаконного оборота кокаина и пособничестве им.

В прошлогоднем Глобальном индексе организованной преступности также упоминались сложные связи Турции между внедренными в государственные органы  лицами и организованной преступностью. В докладе отмечается роль Турции в производстве и незаконном обороте героина, ослабление сотрудничества с Управлением по борьбе с наркотиками США (DEA), рост незаконной торговли оружием и обеспокоенность по поводу торговли людьми. В связи с недавним переизбранием президента Реджепа Тайипа Эрдогана и перестановками в правительстве, есть предположение, что новое руководство в Министерстве внутренних дел может не обеспечить такой же уровень защиты торговцам кокаином, как это якобы имело место во время пребывания Сойлу в должности. Ситуация продолжает развиваться по мере продвижения расследования. Еще один повод для обеспокоенности в докладе – это легализация преступных доходов через механизм, используемый турецким правительством для привлечения незаконных средств, а также законно полученного, но незадекларированного богатства, который упоминается в турецком законодательстве как «амнистия богатства», или «варлык барыши» на турецком языке. Закон об амнистии богатств неоднократно принимался турецким парламентом, благодаря тому, что президент Эрдоган контролирует большинство в законодательном органе. Последнее по времени принятие подобной амнистии произошло в прошлом году, когда правящая Партия справедливости и развития (ПСР) Эрдогана внесла в повестку дня парламента поправку к законопроекту. В парламентском процессе наблюдалось полное отсутствие прозрачности и преднамеренная попытка избежать проверки в отношении поправки об амнистии богатства. Законопроект не содержал никаких положений о такой амнистии, и никакие поправки, связанные с ним, не предлагались и не обсуждались в соответствующем парламентском комитете до того, как он был вынесен на голосование. Очевидной целью было обойти любое обсуждение потенциальных обвинений в отмывании денег или спорных аспектов поправки.

В докладе также затрагиваются существующие соглашения Турции о сотрудничестве и международные договоры, связанные с организованной преступностью, которые в значительной степени отражают ее историческую связь с западными союзниками. Несмотря на наличие договоров об экстрадиции со многими странами, отмечается обеспокоенность по поводу того, как турецкое правительство применяет эти процедуры. В последние годы Турцию критиковали за то, что она подает все большее число «красных уведомлений» ИНТЕРПОЛА в политических целях, в частности, для преследования журналистов, активистов и политических оппонентов, проживающих за рубежом, несмотря на продолжающиеся усилия по международному сотрудничеству.