- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: коалиция и оппозиция на фоне военной операции против ХАМАСа и создания чрезвычайного правительства

Все шире распространяется и получает многочисленные подтверждения мнение, что необходимость дать ответ на массированную террористическую атаку палестинской группировки ХАМАС против Израиля, произошедшую в минувшие выходные, сплотила нацию, нивелировав любые границы между правым и левым лагерем, возникшие в связи с продвижением судебной реформы. Вместе с тем, политически подобные различия сохраняются, что в том числе доказывает состав сформированного на днях чрезвычайного кабмина. Последнее в ряде израильских и западных источников получило еще и название «правительство национального единства», хотя назвать его таковым трудно, так как в составе отсутствуют такие заметные политики из  оппозиции как Я.Лапид и А.Либерман.

Обратить внимание хотелось бы прежде всего на то, что в состав расширенного правительства вошли два ярких представителя блока «Лагерь государственников» — Б.Ганц и Г.Айзенкот. Оба они имеют солидный опыт в рядах ЦАХАЛа, включая руководство Генштабом, что, безусловно, призвано повысить объективность принимаемых решений, касающихся борьбы с террористами ХАМАСа, особенно наземной фазы операции «Железные мечи». Если же оценивать ситуацию в контексте внутриполитической обстановки последних месяцев, то, во-первых, нельзя не вспомнить, что, с одной стороны, на этапе формирования нынешнего кабмина Б.Нетаньяху после выборов не исключалось подключение к коалиции Б.Ганца и его партии. Во-вторых, сама по себе израильская оппозиция по итогам того голосования за депутатов Кнессета оказалась расколота, в том числе и потому, что формально лидировавший в ней Я.Лапид не стал поддерживать потенциальных союзников из числа близких партий, предпочитая сконцентрироваться на продвижении собственного списка. Наконец, еще один фактор, требующий учета, — совместная работа лидеров Ликуда и на тот момент «Кахоль-Лаван» в кабинете, который руководил Израилем в период пандемии коронавируса.  Таким образом, сами по себе противоречия между Б.Нетаньяху и Б.Ганцем, как кажется, были не столь глубокими, чтобы воспрепятствовать их совместной работе, особенно перед лицом нынешнего вызова, брошенного государству.

Опросы общественного мнения, проведенные до агрессии  ХАМАСа 7 октября, показывали, что Б.Ганц заметно обходит Б.Нетаньяху по популярности. Так, сентябрьская статистика свидетельствовала, что «Лагерь государственников»  в случае выборов получила бы сейчас 29 мандатов, Ликуд — 26, а «Ешь атид» — 18, в то время как в совокупности партии, формирующие действующую коалицию, заняли ли бы 52 из 120 мест в парламенте. В новых реалиях чрезвычайного правительств этот расклад учтен. По сути, Б.Ганц получает теперь влияние, близкое к тому, что имеют Б.Нетаньяху и министр обороны Й.Галант, а его коллега по блоку Г.Айзенкот уравновешивает близкого соратника главы кабмина, министра по стратегическим вопросам Р.Дермера.

Подобное положение отвечает интересам глав обоих блоков. Б.Ганц, успешно проявив себя, имеет шанс еще больше укрепиться в политике, привлечь сторонников и в будущем побороться за ключевой пост, минимизируя зависимость от потенциальных партнеров, от которой он пострадал на последних выборах. Помимо этого, чрезвычайные кабинет – это еще и замораживание судебной реформы, с которым теперь также будет вольно или невольно ассоциироваться лидер «Лагерь государственников». Б.Нетаньяху, наоборот, забоится о своем настоящем, стараясь разделить ответственность за, пожалуй, один из самых трудных и опасных этапов ответа ХАМАСу – наземную операцию. Как мы помним, существенная доля критики в адрес главы правительства в прошлую его каденцию в 2014 г. касалась именно старта наземной фазы «Нерушимой скалы». В результате, для Ликуда формируются две политические возможности: при неудачном исходе разделить вину с оппозицией, при удачном – попытаться мягко отбросить радикальных правых партнеров, без которых Б.Нетаньяху не сформировал бы нынешний кабмин, в пользу более умеренных центристов, если с последними удастся преодолеть принципиальные разногласия работая в чрезвычайное обстановке.

Я.Лапид, наиболее активно призывавший к расширению кабмина в последние дни, в итоге его ряды не пополнил. Объяснил свой шаг лидер парламентской оппозиции тем, что из состава правительства не были удалены И.Бен-Гвир и Б.Смотрич, в то время как решение Б.Ганца и Г.Айзенткота он назвал «ошибочным». В целом, глава «Еш атид» в комментарии по ситуации подчеркнул, что, на его взгляд, эффективной работы добиться не удастся, поскольку «вместо одного кабинета будет два кабинета, враждующих друг с другом». В итоге, по мнению политика, в текущих обстоятельствах возможна лишь отставка Б.Нетаньяху, министра национальной безопасности и главы Минфина.  Кому и как в таком случае он предлагает передать полномочия по управлению страной, Я.Лапид не упомянул. Помимо этого оппозиционный политик указал на то, чем хочет заниматься его партия. Свою миссию они видят в поддержке военнослужащих посредством сбора средств, в предоставлении «возможности высказаться для семей погибших и похищенных», во взаимодействии с гражданским обществом и в ведении «информационной войны на международной арене».

Наконец, А.Либерман, прежде также заявлявший о возможности включения в чрезвычайное правительство, выдвинул в качестве условия ликвидацию ХАМАСа, всеобщую мобилизацию, сокращение, а не расширение состава кабмина за счет удаления из него тех же фигур при назначение главой оборонного ведомства И.Брика, ветерана Войны Судного дня, участвовавшего в тяжелых боях у Суэцкого канала, который неоднократно публично говорил о снижении боеспособности ЦАХАЛа и ошибочности концентрации военно-политического руководства лишь на иранской угрозе. Неспособность договориться с А.Либерманом, как кажется, может быть обусловлена несколькими причинами. Среди них предыдущий опыт партнерства НДИ с Ликудом, завершившийся разрывом и переходом первых в активную оппозицию, малый электоральный вес партии «Наш дом — Израиль», а также предъявление требований, напрямую затрагивающих военное планирование, посредством которых А.Либерман, судя по всему, пытался косвенно доказать эффективность своего руководства оборонным ведомством в 2016-2018 гг.

В целом нынешний этап в политическом контексте является поворотным и с точки зрения будущего лидерства в стране, заявку на которое вновь явно сделал Б.Ганц. При этом он продемонстрировал политическую гибкость и готовность оставить позади прежние разногласия в интересах прямой вовлеченности и участия в определении будущего Израиля. Другие же оппозиционные деятели, а особенно лидер лагеря противников действующей власти Я.Лапид, как кажется, выбрали то, в чем нередко упрекают самого Б.Нетаньяху, а именно отдали предпочтение громким высказываниям и публичным акциям.