- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Доклад миссии ООН о пытках в Афганистане. Часть 3

Реакция на отчет Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА) со стороны Министерства внутренних дел, Государственной службой безопасности (ГСБ), Управления тюрем и Верховного суда правительства талибов (движение «Талибан» запрещено в РФ) ясно демонстрируют понимание чиновниками того, что закон накладывает абсолютный запрет на пытки. Министерство внутренних дел сослалось на указы 1521 и 29 как запрещающие телесные наказания и пытки задержанных и сообщило, что Управление по правам человека ведомства также направило 16 комиссий в 60 полицейских подразделений в столице и провинциях для мониторинга ситуации. В ГСБ отметили, что в отчете МООНСА говорится о целенаправленном применении ее сотрудниками пыток как средства получения признаний, но, согласно кодексу ГСБ, это «запрещено, и во всех случаях пыток задержанных нарушители привлекались к ответственности». В управлении тюрем заявили: «к счастью, шариат, утвержденный для защиты и уважения фундаментальных исламских прав, запрещает пытки людей даже с целью получения истины». Все три органа представили подробные опровержения отчета, в том числе утверждения, что они выполняли свою работу на законных основаниях. Однако масштабы и очевидный рутинный характер пыток, о которых сообщает МООНСА, указывают на глубокое противоречие в том, что утверждают официальные лица, и что на самом деле происходит на местах.

Две рекомендации МООНСА заключались в том, что Верховному суду следует:

  1. Дать судьям четкие инструкции, обязывающие их гарантировать, что любое заявление обвиняемого в суде было сделано с полного и осознанного согласия, а также обеспечить, чтобы показания, полученные под принуждением или другим незаконным образом, ни при каких обстоятельствах не допускались и не использовались в качестве доказательств в ходе судебного разбирательства;
  2. Дать судьям четкие инструкции, обязывающие их гарантировать, что любые утверждения о полученных под принуждением или иным незаконным образом признаниях во время содержания под стражей, будут тщательно расследоваться с привлечением виновных к ответственности.

В ответ Верховный суд заявил, что «ценит прилагаемые МООНСА усилия», но  при этом отверг все обвинения, заверив, что поручает комиссиям следить за положением задержанных и имеет инспекционную группу, которая посещает провинции и следит за положением задержанных «с близкого расстояния». Верховный суд назвал сообщения МООНСА о пытках «далекими от реальности», поскольку такие действия «противоречат исламским принципам».

 

Закон и практика в Исламском Эмирате и Республике

В прошлом проблема пыток в Афганистане также заключалась не в отсутствии запрещающих их законов, а в их несоблюдении. При режиме республики существовало как минимум восемь правовых документов, запрещающих применение пыток. В их число входили договорные обязательства (которые все еще применяются) и различные законы. Тем не менее, применение пыток в отношении задержанных по-настоящему снизилось только после того, как внутри страны усилилось давление со стороны Международных сил содействия безопасности НАТО (ISAF). В конце концов, ISAF решили, что не могут передавать задержанных Управлению национальной безопасности (УНБ), пока оно не прекратит их пытать. Данная мера действительно снизила общее число случаев пыток, но после окончания активных военных действий ISAF в 2014 году оно снова возросло, хотя и никогда не достигло такого же высокого уровня. Применение пыток сократилось, но к ним все равно прибегали, особенно в некоторых учреждениях в последние годы республики. Пытки по-прежнему оставались безнаказанными: несмотря на все законы и красивые слова афганского правительства, сотрудники полиции и УНБ могли применять или разрешать пытки, не опасаясь судебного преследования, увольнения или понижения в должности. МООНСА отслеживала повышение по службе директоров УНБ и старших полицейских после того, как в отчетах было указано, что они командуют учреждениями, где применялись пытки. Аналогичным образом, по приказу президента США Джорджа Буша в 2002 году ЦРУ и американские военные применяли пытки в отношении задержанных, подозреваемых в терроризме или обладавших информацией о террористах. Пытки, применявшиеся в Афганистане и других странах, эвфемистически назывались «усиленными методами допроса». В 2014 году президент Барак Обама признался в применении пыток в США, но отказался привлекать кого-либо к ответственности. Он выступил перед публикацией данных комитета Сената США по разведке, которые задокументировали применение пыток ЦРУ. В более раннем докладе комитета Сената по вооруженным силам «Расследование обращения с задержанными, находящимися под стражей в США», также задокументировано применение пыток военнослужащими. Тем не менее, ни один американский чиновник не был привлечен к ответственности в суде, а расследования проводились только в отношении должностных лиц, обвиненных в использовании несанкционированных методов допроса. Даже тогда расследования носили скорее административный, чем уголовный характер, и любое наказание ограничивалось дисциплинарными мерами, даже если задержанные были убиты. Те, кто отдавал приказы, остались нетронуты законом. Неспособность правительства и судов США привлечь к ответственности тех, кто применял пытки и отдавал приказы о них, стала фактором, побудившим бывшего главного прокурора Международного уголовного суда Фату Бенсуду рекомендовать провести расследование МУС в 2017 году. В 2016 году она сообщила, что существуют разумные основания полагать, что военные США и ЦРУ «прибегали к методам, равносильным совершению военных преступлений, таких как пытки, жестокое обращение, оскорбление личного достоинства и изнасилования», а силы национальной безопасности Исламской республики Афганистан совершали «военные преступления, связанные с пытками и жестоким обращением». В то же время Бенсуда также рекомендовала МУС расследовать военные преступления и преступления против человечности, предположительно совершенные движением «Талибан». В эпоху 2002-2021 годов как американские, так и афганские политики и сотрудники служб безопасности, которые отдавали приказы или применяли пытки, пользовались безнаказанностью, равно как и те, кто находился у власти в Кабуле в предыдущие поколения. Чтобы разорвать этот порочный круг, МООНСА призывает обеспечить подотчетность, гарантии и изменить перечень доказательств, которые допускаются в суде. Помимо этого было выдвинуто множество практических предложений относительно того, как нынешнее афганское правительство может защитить достоинство и безопасность задержанных и обеспечить справедливые судебные процессы. Хотя правительство талибов в ответ продемонстрировало наличие свода правила на бумаге, воплощать их на практике оно пока не торопится.