- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о проблеме заложников в войне Израиля против ХАМАСа

Как указывают американские эксперты в области безопасности, и без того сложная ситуация значительно усложняется большим числом заложников (по израильской информации 155 человек –авт.), удерживаемых ХАМАСом в секторе Газа.  ХАМАС угрожал казнить некоторых из удерживаемых заложников если боевые действия не прекратятся. Несмотря на предположения, правительство Израиля, скорее всего, пытается оценить и подтвердить вероятность того, что ХАМАС доведет эту угрозу до конца, прежде чем менять свою военную стратегию. Приоритетом в отношении заложников является полная идентификация каждого из них, попытка найти и выследить их внутри Газы, провести идентификацию и отслеживание похитителей, удерживающих каждого заложника, и установление образа их жизни. Это будет непросто, поскольку ХАМАС  рассредоточил заложников по нескольким местам и даже использует некоторых в качестве «живого щита». Далее израильтяне попытаются разместить средства разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) над Газой, чтобы полностью раскрыть сеть захватчиков и разработать первоначальные концепции операций по освобождению заложников, чтобы при необходимости включить крайние варианты. Одновременно израильтяне, вероятно, начнут переговоры при содействии третьей стороны, обладающей легитимностью в регионе, небольшой группы стран, в которую могут входить Египет, Катар и / или Турция. Учитывая круг иностранных граждан, которых, возможно, удерживают в качестве заложников, крайне важно, чтобы переговоры и сообщения СМИ между иностранными партнерами были синхронизированы (такие переговоры уже ведутся с катарскими и египетскими спецслужбами – авт.). Эта ситуация ставит перед израильским правительством практически неразрешимую дилемму, которую оно должно решить: предпринять ли вооруженную спасательную операцию, которая сопряжена с риском, или подождать дольше, пока ХАМАС не будет ослаблен авиаударами, а затем заключить с ним сделку.  ХАМАС, возможно, захочет освободить своих заключенных женщин и подростков, содержащихся в израильских тюрьмах. Однако он захочет извлечь максимальную выгоду от заложников, требуя самую высокую цену за их освобождение, если состоятся переговоры. Этот кризис с заложниками не является беспрецедентным в истории конфликта между Израилем и ХАМАСом или другими палестинскими группировками. За десятилетия Израиль освободил тысячи заключенных в обмен на захваченных или тела погибших военных или гражданских лиц. Одной из наиболее заметных сделок стал обмен Гилада Шалита, подписанный 11 октября 2011 года. Шалит был молодым капралом израильской армии, который был захвачен боевиками ХАМАСа в июне 2006 года после того, как они проникли в Израиль по туннелю и напали на израильский аванпост недалеко от границы с Газой. ХАМАС удерживал его без связи с внешним миром более пяти лет, без визитов Красного Креста или какой-либо другой гуманитарной организации. Единственными признаками жизни были три письма, аудиокассета и видеокассета, которые ХАМАС публиковал на протяжении многих лет в качестве доказательства того, что он все еще жив. В ходе сделки Израиль согласился освободить 1027 палестинских заключенных в обмен на свободу Шалита. Список заключенных, подлежащих освобождению, был определен ХАМАСом, но при условии одобрения Израилем. Среди заключенных были некоторые видные фигуры, такие как Ахлам Тамими и Яхья Синвар, который позже стал военным лидером ХАМАСа в Газе. Обмен состоялся 18 октября 2011 года. Шалит был переведен из Газы в Египет, где его передали израильским чиновникам. Затем он перешел границу Израиля и воссоединился со своей семьей. Палестинские заключенные были освобождены из израильских тюрем и перевезены в Газу, на Западный берег или в другие страны, которые согласились принять их. Обмен был отмечен обеими сторонами как победа: израильтяне приветствовали Шалита как национального героя, в то время как палестинцы приветствовали заключенных как мучеников и героев.

По словам координатора Совета национальной безопасности США по стратегическим коммуникациям Джона Кирби, из 17 американцев, которые в настоящее время числятся пропавшими без вести после нападения ХАМАСа, число тех, кого, по мнению администрации Байдена, в настоящее время удерживает ХАМАС, «очень мало — меньше, чем горстка». Многие из тех американцев, которые числятся пропавшими без вести, как полагают, имеют двойное израильско-американское гражданство. Тот факт, что заложники содержатся в зоне активных боевых действий и в районе, который в настоящее время подвергается массированным бомбардировкам израильских ВВС, делает этот случай довольно нетипичным и чреватым опасностью для безопасности заложников. Соединенные Штаты обязаны отреагировать на ситуацию, когда граждане США находятся в заложниках. Крупные реформы последовали за казнью американских заложников «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России)  в 2014 году, что побудило Вашингтон провести обще правительственный обзор, целью которого было разработать более гибкую американскую политику реагирования на захват заложников, наряду со значительными организационными и структурными изменениями для обеспечения скоординированных действий правительства в случае захвата заложников. Ключевым результатом реформ стало усиление скоординированных действий правительства по борьбе с захватом заложников во всех сферах политики, дипломатии, разведки, правоохранительных органов и вооруженных сил. Примечательно, что в рамках обновленной политики по освобождению заложников было создано несколько новых структур: Группа реагирования на заложников (HRG), которая работала в поддержку Совета национальной безопасности (СНБ) и базировалась в Белом доме; Межведомственная объединенная группа по освобождению заложников (HRFC), которая располагалась в Федеральном бюро расследований (ФБР), но принимала участие во всех действиях федерального правительства; и Специальный представитель президента по делам заложников (SPEHA), назначенный руководить дипломатическими действиями правительства и базирующийся в Белом доме. Именно через офис SPEHA межведомственное ведомство правительства США возглавит усилия по формированию многостороннего комплексного реагирования, которое будет сотрудничать и координировать действия международных партнеров и, при необходимости, представителей частного сектора. Офис возглавляет авторитетный  дипломат и бывший офицер спецназа США Роджер Карстенс, который работал в администрациях Трампа и Байдена при двухпартийной поддержке. Тем не менее, принятие ответных мер потребует времени, поскольку при составлении графика совместного планирования и совместного реагирования учитывается множество факторов.

По данным издания The Wall Street Journal, по оценкам, от 500 до 600 граждан США проживают в Газе, и некоторые в настоящее время ищут безопасный выход, скорее всего, через пограничный переход Рафах с Египтом. Со своей стороны, Каир намекнул, что любая сделка должна быть улицей с двусторонним движением, когда гражданским лицам разрешается покидать территорию в соответствии со строгими критериями, а гуманитарной помощи разрешен въезд.  Гуманитарный кризис в Газе уже крайне негативно сказывается на секторе здравоохранения, который изо всех сил пытается справиться с наплывом раненых и больных. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), большинство медицинских учреждений пострадали в результате израильских авиаударов, а запасы медикаментов на исходе. Гуманитарный кризис в Газе также влияет на сектор образования, который был подорван насилием и перемещением населения. По данным ЮНИСЕФ, более 600 000 детей в Газе не имеют доступа к обычному школьному образованию, а многие школы используются в качестве приютов для перемещенных семей. Гуманитарный кризис в Газе ставит под угрозу жизни гражданских лиц, поскольку они подвергаются неизбирательным нападениям со стороны Израиля. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, более 90% жертв в Газе — гражданские лица, в том числе более 300 детей.

Каир требует, чтобы для тех гражданских лиц, которым разрешен выезд, должны быть введены жесткие ограничения (только для лиц с двойным гражданством определенных стран, больных и тяжелораненых), чтобы предотвратить массовый исход или ситуацию с беженцами, которая может выйти из-под контроля. Израиль перекрыл доступ к электричеству, воде, продовольствию и топливу, усугубляя и без того тяжелую ситуацию на территории сектора Газа. С точки зрения международного права, ведение осадной войны может быть нарушением Женевских конвенций, если нарушаются права осажденного мирного населения. Некомбатантам / гражданским лицам должно быть предоставлено право покинуть территорию, если не ведутся боевые действия. Раненые, больные, немощные люди и беременные женщины должны быть эвакуированы из осажденного района. Должен быть гарантирован безопасный проход медицинского персонала, доставка предметов медицинского назначения и религиозного культа. Использование голода мирных жителей как метод ведения боевых действий запрещено. Если гражданское население испытывает неоправданные трудности из-за нехватки предметов снабжения, необходимых для его выживания, необходимо предпринять беспристрастные действия по оказанию гуманитарной помощи.

Наличие заложников у ХАМАСа вполне может оказаться стимулом для скромного, но все же важного прогресса в гуманитарных вопросах, по крайней мере, в качестве отправной точки для облегчения условий для гражданского населения.  В некоторых ситуациях с захватом заложников возникает вопрос о том, являются ли захватившие заложников теми, за кого себя выдают, и имеют ли они тот доступ, на который претендуют. Освобождение заложников — это способ доказать, что доступ возможен, и, в некотором смысле, может быть истолковано как мера укрепления доверия для последующих шагов. И хотя переговоры по поводу заложников могли бы помочь ускорить взаимодействие по смежным вопросам, в первую очередь по оказанию гуманитарной помощи, любые переговоры, выходящие за рамки этого отдельного вопроса, скорее всего, не приведут к окончанию конфликта. Традиционно, если / когда израильские граждане / военные были похищены палестинскими группами или ливанской «Хизбаллой», израильское правительство рассматривало этот вопрос как сделку и проводило обмен военнопленными или захваченными. Однако есть и другие исторические случаи, такие как рейд в июле 1976 года в Энтеббе, Уганда, который демонстрирует готовность Израиля предпринять односторонние действия, когда это необходимо. Это влечет за собой целый ряд рисков, в том числе для жизни самих заложников, само присутствие которых является препятствием для наступательных операций Армии обороны Израиля в Газе.

Основные выводы

— И без того напряженная и сложная ситуация значительно усложняется присутствием неизвестного числа заложников, удерживаемых ХАМАСом в Газе после разрушительного теракта в Израиле 7 октября.

— По словам координатора Совета национальной безопасности США по стратегическим коммуникациям Джона Кирби, из 17 американцев, пропавших без вести после нападения, число тех, кого, по мнению администрации Байдена, в настоящее время удерживает ХАМАС, «очень мало — меньше, чем горстка».

— По оценкам, в Газе проживает от 500 до 600 граждан США, некоторые из которых в настоящее время ищут безопасный выход, скорее всего, через пограничный переход Рафах с Египтом.

— Наличие заложников вполне может оказаться стимулом для скромного, но все же важного прогресса в гуманитарных вопросах, по крайней мере, в качестве отправной точки для облегчения некоторых страданий гражданского населения.