- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О китайско-пакистанском сотрудничестве в производстве кораблей для ВМС ИРП

Как известно, официальный Пекин и Исламабад имеют богатый опыт сотрудничества в области вооружения и военной техники для различных видов и родов войск, которые предприятия оборонно-промышленного комплекса КНР в приоритетном порядке разрабатывают и производят для нужд пакистанских военных. Вооруженные силы Исламской Республики Пакистан крайне ограничены в выборе поставщиков по различным причинам – внешние санкции, недостаток финансирования и т.д.

Одним из важнейших направлений сотрудничества двух стран является разработка и серийное строительство надводных и подводных кораблей для ВМС ИРП. В 2020 г. китайские кораблестроители подписали с ВМС Пакистана контракт на строительство 4 фрегатов проекта 054А/Р, 2 из которых построены на судостроительном предприятии Hudong-Zhonghua Shipbuilding в г.Шанхай, а еще 2 должны быть собраны силами пакистанских подрядчиков на верфях в г.Карачи в рамках соглашения о повышении квалификации специалистов судостроительного комплекса ИРП.

Следует отметить, что первые два корабля уже полностью освоены экипажами ВМС Пакистана и на регулярной основе несут службу в районах Индийского океана, поскольку только активная эксплуатация оборудования позволит экипажам накопить опыт, а также собрать информацию о недостатках и проблемных моментах кораблей при долговременной эксплуатации. Необходимо учитывать, что опыт ВМС НОАК по проведению операций по борьбе с пиратской угрозой в районах Индийского океана позволил китайским кораблестроителям устранить множество замечаний на кораблях нескольких проектов, тогда как специалисты в области повседневной служебно-боевой деятельности разработали новые рекомендации и руководства для личного состава.

Фрегаты проекта 054А/Р при водоизмещении около 4500 тонн являются самыми вооруженными надводными кораблями ВМС ИРП и оснащены сверхзвуковыми противокорабельными ракетами СМ-302, которые представляют серьезную угрозу для аналогичных или более тяжелых надводных кораблей ВМС Республики Индия, которые преимущественно оснащены корабельными зенитно-ракетными комплексами израильского производства «Барак-8». В свою очередь индийские военные могут применять сверхзвуковые ПКР «БРАМОС», российские аналоги которых активно применяют подразделения береговых войск и артиллерии ВМС РФ в ходе специальной военной операции на Украине.

С учетом численного перевеса ВМС РИ в надводных корабля типа фрегат Командование ВМС Пакистана приняло решение качественно повысить боевые возможности фрегатов проекта 054А/Р за счет модернизации ключевых элементов оснащения. Примечательно, что подобный комплекс работ в сжатые сроки и с приемлемым качеством возможно провести только у достроечной стенки  судостроительного/судоремонтного предприятия ОПК КНР, поскольку пакистанские инженеры не обладают подобным опытом.

Кроме того, столь сложные работы с привлечением значительного количества специалистов, способных оценить возможность и эффективность адаптации нового бортового оборудования должны проводиться при высоком уровне секретности с тем, чтобы избежать утечки информации до момента их завершения.

Согласно полученной информации, ВМС Пакистана рассчитывают на замену большинства радиолокационных станций на фрегатах указанного проекта. Так, стандартную для фрегатов серии 054А радиолокационную станцию кругового обзора «Тип 364» планируется заменить новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой, которая, вероятно, имеет обозначение «Тип 382». Для подобной модернизации китайским специалистам придется не только демонтировать старую РЛС, но и радикально переделать основную мачту корабля, поскольку новая станция состоит из четырех антенн разной площади. Вероятно, РЛС «Тип 382» будет выполнять не только поиск, классификацию и сопровождение надводных и воздушных целей, но и выступит в качестве станции управления огнем артиллерийского и зенитно-ракетного вооружения.

Вполне вероятно, что для повышения точности наведения и эффективности зенитного огня на крыше палубной надстройки и в верхней части авиационного ангара китайские специалисты разместят дополнительные активные фазированные антенные решетки, которые уже применяются в модернизации фрегатов ВМС НОАК по проекту 054AG.

Кроме того, ВМС Пакистана планируют заменить и РЛС дальнего действия «Тип 517», которая традиционно используется на кораблях ВМС НОАК для заблаговременного обнаружения надводных и воздушных целей. К настоящему моменту не представляется возможным установить обозначение новой модели корабельной РЛС, которая заинтересовала ВМС Пакистана.

Одновременно с модернизаций радиоэлектронного оборудования пакистанские военные рассчитывают на содействие китайской стороны в вопросе расширения боевых возможностей фрегатов проекта 054А/Р за счет включения в состав комплекса зенитного ракетного вооружения новых управляемых ракет под обозначением «Красное знамя-16FE», которые предназначены для перехвата аэродинамических целей на дальности до 100 км, что на 30% дальше, чем у стандартного корабельного ЗРК типа «Морское красное знамя-16».  Кроме того, планируется внедрение новых ячеек в состав вертикальной пусковой установки H/AJK-16, позволяющих осуществлять пуск новой ЗУР малой/средней дальности под обозначением «Небесный дракон-50».

Китайские специалисты последние семь лет работают над повышением плотности среднего рубежа ПВО корабля за счет размещения подобных компактных ракет в стандартной ячейке ВПУ по схеме «4 в 1» благодаря более компактной ЗУР, созданной на основе УР ВВ большой дальности. Следует отметить, что подобного подхода в создании новых ЗУР средней дальности придерживаются и западные конструкторы.  Достоверно известно, что ранее ЗУР «Небесный дракон-50» поставлялись только подразделениям ПВО СВ ВС иностранных государств, в частности в Королевство Марокко.

В рамках наблюдения за военно-техническим сотрудничеством КНР и Пакистана в секторе ВВСТ для национальных ВМС отметим прогресс в реализации контракта на строительство серии дизель-электрических подводных лодок проекта S-20P. Как известно, ранее немецкая компания MTU, в рамках политики официального Берлина по сдерживанию роста  совокупной мощи Китая, приняла решение прекратить поставки судовых дизельных двигателей, которыми  должны были комплектовать, как лодки проекта S20P, так и субмарины проекта S26T (экспортные версии лодки проекта 039.), предназначенные для ВМС Королевства Таиланд.  Военно-политическое руководство Федеративной Республики Германия еще в августе 2022 г. заблокировало продажу двигателей MTU396 в КНР.

Достоверно известно, что ВМС Пакистана требовали от китайских кораблестроителей придерживаться утвержденного проекта ДЭПЛ, в котором упомянуты исключительно двигатели немецкого производства, однако представителям ОПК КНР удалось  убедить пакистанских военных утвердить внесение изменений, а именно применение дизельных двигателей  китайского производства под обозначением CHD620V16CR.

Согласно имеющейся информации, двигатель CHD620V16CR отвечает требованиям третьего класса по экологии, обладает пониженным расходом топлива и оснащен новой аппаратурой управления, позволяющей выводить двигатель на максимальный режим за 90 секунд.

Некоторые китайские источники сообщают, что CHD620V16CR по всем параметрам превосходит немецкий двигатель серии 396, однако к настоящему времени достоверно известно, что удалось решить вопрос с уровнем шума двигателя, но проблемы с вибрацией остаются.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что специалисты различных предприятий ОПК КНР достаточно оперативно включаются в работу над контрактами с Исламской Республикой Пакистан, поскольку их успешная и оперативная реализация оказывает позитивное влияние на продвижении продукции на мировом рынке ВВСТ.