С первых дней эскалации вооруженного конфликта в секторе Газа Брюссель оказался не готов сформулировать и представить единую и четко сформулированную позицию по арабо-изральскому кризису. В преддверии предстоящего 26-27 октября внеочередного саммита ЕС по ситуации в Газе эти противоречия еще более обнажились, несмотря на предпринимаемые бюрократами в Брюсселе интенсивные попытки консолидации и согласования единой позиции европейцев по конфликту.
Быстро принятое решение Европейской комиссии об увеличении в три раза объемов гуманитарной помощи Газе – с нынешних 25 млн до 75 млн евро остается на сегодня единственной согласованной акцией. Это решение было анонсировано 14 октября президентом Европейского союза по итогам телефонного разговора с генеральным секретарем ООН вкупе с заявлениями о важности открытия гуманитарных коридоров для доступа и поступления помощи в Газу.
Но даже с учетом достигнутого консенсуса по гуманитарным поставкам, из уст различных высоких представителей ЕС продолжали звучать противоречивые заявления. Председатель Европейской комиссии У. фон дер Ляйнен, побывавшая с визитом в Израиле, подверглась критике за неспособность публично призвать Израиль к проявлению сдержанности при военных атаках на Газу. При этом комиссар ЕС по вопросам соседства и расширения заявил в социальных сетях о том, что Еврокомиссия намерена «осуществить полный обзор всего пакета помощи развитию для Палестины, бюджет которого составляет почти 700 миллионов долларов». Как впоследствии пояснили источники в ЕС, речь не идет о гуманитарных поставках и не преследует цель добиваться приостановки помощи, однако определенный пересмотр возможен.
Ранее, по итогам неформальной экстренной встречи министров иностранных дел ЕС по ситуации в Газе было озвучено весьма неоднозначное заявление, в котором подтверждалось «право Израиля на самозащиту в соответствии с нормами международного гуманитарного права» и одновременно проводился четкий водораздел между ХАМАСом как «террористической организацией» и палестинскими властями, которые являются «партнерами» Брюсселя. Примечательно, что при этом сразу несколько лидеров стран ЕС, в том числе премьер-министр Бельгии, выступили с заявлениями, в которых по сути призвали Израиль уважать принципы международного права в своем военном ответе на атаку ХАМАСа.
Однако серьезным камнем преткновения в согласовании позиции ЕС стал вопрос о том, как сформулировать призыв к сторонам о заключении мира. Он рассматривался на последующей встрече глав внешнеполитических ведомств ЕС в Люксембурге 23 октября. После острых дебатов была одобрена формулировка с обращением к сторонам о введении «гуманитарной паузы», которая позволит обеспечить доступ в сектор Газа гуманитарной помощи в необходимом количестве. Достигнутый консенсус позволяет ЕС наконец сформулировать хоть какую-то общую позицию по нынешней гуманитарной ситуации в Газе, которая в целом созвучна с американской позицией. По итогам встречи глав МИД верховный представитель ЕС Ж.Боррель пообещал, что согласованная позиция будет также доведена до Израиля.
Неуверенная, противоречивая позиция Европейского союза вызвала большой негативный резонанс среди гражданского общества. Многие международные, в том числе европейские правозащитные неправительственные организации сразу же выступили с осуждением позиции Брюсселя, обвиняя его в мягкотелости и неспособности публично заявить о необходимости добиваться полного прекращения боевых действий и долгосрочного, устойчивого мира.
За исключением гуманитарной составляющей, Брюссель оказался неспособен согласовать позицию по ключевым политическим вопросам, включая право палестинцев на создание независимого государства. Предлагаемая гуманитарная пауза не смотрит в корень существующих проблем. Суть ее видится европейцами в том, чтобы помочь экстренно доставить в Газу медикаменты, воду, продовольствие. Однако, гуманитарная пауза едва ли станет устойчивым решением: при возобновлении военных действий гуманитарные усилия будут сведены на нет. За последнюю неделю удалось обеспечить доставку двух гуманитарных конвоев в Газу через КПП «Рафах» на границе с Египтом. С учетом растущих гуманитарных потребностей, эти поставки пока лишь являются каплей в море и не смогут в обозримой перспективе выправить гуманитарную ситуацию.
Предстоящий саммит стран ЕС по Газе едва ли станет переломным. По неофициальным данным, в итоговую политическую декларацию ЕС попытаются заложить некоторые важные, но по-прежнему обтекаемые формирулировки, такие как «немедленное освобождение всех заложников» и необходимость «предотвращения эскалации конфликта в регионе». В то же время, сомнительно, что Брюссель сможет согласовать единую позицию по принципиальным политическим вопросам, с учетом имеющихся разногласий. В отсутствие такой позиции, крупные страны ЕС ангажируют свои национальные подходы к конфликту. Накануне лидеры Испании и Франции в унисон выступили со схожими позициями, заявив о недопустимости эвакуации палестинцев из Газы против их желания, что стало бы несоответствием международным нормам, и по сути призвали к формуле «двух государств» как единственно возможному решению конфликта. С другой стороны, Австрия подчеркивает «право Израиля на самооборону», а Чехия считает, что договариваться о прекращении огня в Газе не с кем, так как там «все контролируется террористической организацией ХАМАС».
Резюмируя, откровенно слабая, противоречивая позиция Евросоюза по палестино-израильскому конфликту указывает на неспособность ЕС играть одну из ключевых посреднических ролей в преодолении кризиса и поиске консенсусных решений. Последние недели откровенных несостыковок и несогласованных заявлений брюссельских чиновников показали, что у ЕС нет на сегодня единого подхода ни по одному из ключевых политических вопросов в контексте этого кризиса. Предстоящий саммит ЕС по Газе не станет в этом смысле объединяющим: вероятно, страны смогут лишь договориться о неких обтекаемых формулировках, однако едва ли достигнут успеха в формулировании сильных политических позиций, способных оказать серьезное воздействие на стороны конфликта. Являясь ведущим донором по оказанию гуманитарного содействия Палестине, Евросоюз сосредоточит свои усилия на гуманитарном треке, где ему также придется балансировать и искать внутренние компромиссы.