10 сентября страшный удар стихии в виде шторма «Даниэль» пришелся на район города Дерна на востоке Ливии. Уже 11 сентября восточные власти Ливии объявили, что наводнения, вызванные продолжавшимися несколько дней проливными дождями, унесли жизни сотен человек. В последующие дни этот список только рос и достиг более чем 3,9 тысяч идентифицированных лиц. В это число не вошли те, кого хоронили в спешке сразу после трагедии. Число раненых превысило 5 тысяч человек, 10 тысяч пропали без вести, по меньшей мере 30 тысяч человек бежали из Дерны, общее число перемещенных лиц достигло 43 тысяч человек.
Городам на востоке страны был причинен огромный материальный ущерб. Восточные власти были вынуждены ввести комендантский час и закрыть школы. Национальная нефтяная компания NOC ввела на своих объектах на востоке страны «состояние максимальной тревоги». Она приостановила полеты летательных аппаратов между своими объектами и снизила активность в районах нефтедобычи.
Больше всего пострадал город Дерна с населением свыше 100 тысяч человек. Через него проходит устье уэда (реки) Вади Дерна, который и стал причиной всех бед города. На реке не выдержали две основных плотины, и стена воды обрушилась на город, смывая в Средиземное море целые кварталы. 11 сентября глава назначенного парламентом параллельного правительства Усама Хамад объявил Дерну «зоной бедствия». Чтобы помочь жителям города, в него были направлены команды спасателей и военные.
Позднее стало известно, что первой рухнула плотина Абу Мансур, находившаяся в 13 км от Дерны. В ее водохранилище находились 22,5 млн куб. м воды. Образовавшаяся волна смыла плотину Аль-Биляд в 1 км от города. Емкость его водохранилища была 1,5 млн куб. м воды.
В Триполи 1 сентября на экстренном заседании западного правительства Ливии премьер Абдель Хамид Дбейба объявил «3-дневный национальный траур», заявив об «единстве всех ливийцев» перед лицом этой катастрофы.
Ливийский авиаперевозчик компания Afriqiyah Airways организовала бесплатный воздушный мост для перевозки грузов помощи, врачей и спасателей из аэродрома «Митига» на уцелевшие аэродромы Восточной Ливии, и в частности, на аэродром «Бенина» в Бенгази и на аэродром «Лабрак» восточнее.
Мировое сообщество сразу же пришло на помощь Ливии. Свой вклад в эту работу внесли, в частности, Россия, Италия, Египет, Германия, Румыния, Финляндия, ОАЭ, Иран, Иордания, Кувейт, Греция, международные гуманитарные организации. Военные спасатели из Греции понесли даже потери. По ливийским данным, 4 человека из их состава погибли в ДТП.
Что касается России, то она направила в Ливию три самолета Ил-76 МЧС с грузами гуманитарной помощи и мобильным госпиталем.
Как сообщил 16 сентября генеральный прокурор Ливии Ас-Седдик ас-Сур, две плотины в Дерне находились в аварийном состоянии еще с 1998 г. Работы по их ремонту с 2010 г. вела турецкая компания, но с началом «революции» 2011 г. они были прекращены и с тех пор не велись. Тем не менее в 2014 г. турецкой компании были выплачены «диспропорциональные суммы» несмотря на то, что она не выполнила свои обязательства, предусмотренные контрактом.
25 сентября генпрокурор распорядился поместить в предварительное заключение 8 бывших и действовавших чиновников директората плотин, проходивших по делу о прорыве дамб, а также из числа местных властей. В частности, в предварительном заключении оказались снятый с должности мэр Дерны Абдулмонем аль-Гаити и члены муниципального совета.
18 сентября сотни уцелевших жителей Дерны вышли на манифестацию с тем, чтобы потребовать ответа от восточных властей Ливии, на которые они возложили ответственность за катастрофу.
Трагедия в Дерне привела к росту солидарности между простыми людьми ливийских Востока и Запада. Это произошло вопреки известными политическими и племенным разногласиями между Киренаикой и Триполитанией. Представляющие же их политики тут же возложили ответственность за происшедшее друг на друга. По оценкам аналитиков, народное возмущение, вызванное событиями в Дерне, никак не скажется на политической ситуации в стране, поскольку существующее статус-кво полностью устраивает оба лагеря.
Чтобы хоть как-то парировать сложившуюся ситуацию, восточные власти Ливии учредили Высший ливийский комитет по чрезвычайным ситуациям и быстрой реакции на них (HCERR). Они же 22 сентября объявили об организации 10 октября в Дерне «международной» конференции по восстановлению этого уничтоженного стихией города. В коммюнике, подписанном главой восточного правительства Усамой Хамадом, отмечалось, что «правительство приглашает мировое сообщество участвовать в конференции, которая планируется 10 октября в Дерне с тем, чтобы представить современные и быстрые проекты реконструкции города». Понятно, что возможное участие в такой конференции стало дипломатической головоломкой для ряда стран, поскольку восточное правительство не является признанным на международном уровне. Эта конференция должна была состояться ровно через месяц, как город Дерна был фактически снесен с поверхности Земли. Триполи изначально проигнорировал это приглашение.
27 сентября восточные власти Ливии объявили о создании специального фонда для восстановления Дерны. При этом не сообщалось о том, как будет финансироваться новоявленный фонд. Тем не менее международно признанный парламент к тому времени уже выделил 1,9 млрд евро в проекты реконструкции Дерны.
29 сентября восточные власти Ливии объявили, что намерены «в ближайшие дни» приступить к выплатам компенсаций пострадавшим в результате трагедии в Дерне. Предполагалось, что каждая семья, потерявшая жилье, получит по 19 тысяч евро.
Между тем 2 сентября бывший глава правительства Италии Джулиано Амато (1992-1993) обвинил Францию и США в том, что они ответственны за катастрофу 27 июня 1980 г. авиалайнера DC-9 авиакомпании Itavia над Тирренским морем близ острова Устика к северу от Сицилии. Самолет выполнял рейс из Болоньи в Палермо. Тогда погибли 81 человек. По данным экс-премьера, Франция и США сделали все возможное для того, чтобы скрыть правду о том катастрофе. В то время как родственники погибших продолжают требовать правды и наказания виновных.
По одной из версий экспертов, одновременно с лайнером в воздухе находились два ливийских истребителя МиГ-23, которых преследовали французские и американские самолеты. Ливийские самолеты попытались скрыться с экранов радаров, летя вслед за пассажирским самолетом. Поэтому авиалайнер могли сбить или по ошибке, либо он мог столкнуться с одним из ливийских самолетов. В интервью газете «Ля Репюбблика» экс-премьер поддержал эту версию. Что касается действий Франции и США, то они стремились сбить ливийские истребители, полагая, что на борту одного из них якобы мог находиться Муаммар Каддафи. Понятно, что подобное предположение было маловероятным. Тем более что об опасности такого полета ливийского лидера предупредил национальный секретарь Социалистической партии Италии Беттино Кракси.
26 сентября Ливийская национальная армия (ЛНА), ставшая называть себя Ливийские арабские вооруженные силы (ЛАВС), сообщила, что их командующий фельдмаршал Халифа Хафтар прибыл с визитом в Москву. В российской столице предполагалось обсудить ситуацию в Ливии и двусторонние отношения, про которые, мягко говоря, ранее много не говорилось. Известно, что Х.Хафтара принял заместитель министра обороны РФ Юнус-Бек Евкуров, который ранее неоднократно бывал на востоке Ливии. Их предыдущая встреча состоялась 17 сентября в Бенгази. 28 сентября Х.Хафтара принял В.Путин вместе с министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу. Об этом сообщили ЛАВС и Кремль.
30 сентября, несмотря на европейское эмбарго на полеты самолетов ливийских авиакомпаний в воздушном пространстве ЕС, впервые за более чем 10 лет возобновилось прямое воздушное сообщение между Ливией и Италией. Первый рейс выполнил самолет частной ливийской авиакомпании Medsky между аэропортом «Митига» близ Триполи и аэропортом «Фьюминико» в Риме. Компания Medsky начала работать в 2022 г. Она будет выполнять в Рим два рейса в неделю. Таким образом Италия стала второй страной после Мальты, с которой у Ливии появилось прямое воздушное сообщение.
В целом, трагедия в Дерне поставила восточные власти Ливии перед огромным вызовом, парируя который им придется доказывать собственную дееспособность. Получится ли это? Многое теперь будет зависеть и от Триполи, где по сути находится финансовый «кран», через который распределяются доходы от экспорта нефти.