- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о факторах, ограничивающих широкомасштабное участие ливанской «Хизбаллы» в войне Израиля против ХАМАСа

Как указывают американские эксперты в области безопасности, после нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября американские, региональные и международные дипломаты стремились не допустить, чтобы ответные действия Израиля в секторе Газа переросли в региональный конфликт. Успех их усилий и ход конфликта вполне может определить ливанская «Хизбалла»,  являющаяся союзником Исламской Республики Иран. На данный момент «Хизбалла», похоже, пытается с помощью ракетных обстрелов, ударов вооруженных полетов беспилотников и ограниченных наземных рейдов сковать значительную часть ЦАХАЛа на северной границе Израиля. Предположительно, «Хизбалла» рассчитывает, что это помешает наземной военной операции  Израиля против ХАМАСа в секторе Газа. На сегодняшний день «Хизбалла» воздержалась от применения своего значительного арсенала, поставленного Ираном и насчитывающего до 150 000 ракет, некоторые из которых модернизированы с возможностью точного наведения, по городам Израиля. Лидеры «Хизбаллы» также не отдавали приказа своим силам, закаленным десятилетием боевых действий на стороне режима Башара Асада в Сирии, проводить крупное наземное вторжение в Северный Израиль. Тем не менее, было нанесено несколько ударов – 30 октября ракета «Хизбаллы» пробила израильскую систему ПРО «Железный купол» и попала в здание в поселении Кирьят-Шимоне на севере Израиля. Полномасштабное наступление «Хизбаллы», несомненно, повлияло бы на ход конфликта, напрягая возможности ЦАХАЛа сражаться на двух фронтах одновременно. «Хизбалла» обладает способностью подавлять израильские ракеты и противоракетную оборону, включая «Железный купол», в гораздо большей степени, чем ХАМАС. Такой сценарий приведут к беспрецедентному числу жертв среди гражданского населения Израиля. Ранее «Хизбалла» также продемонстрировала способность вести свою борьбу с Израилем за пределами региона, включая террористические атаки посольства Израиля и еврейского общинного центра в Буэнос-Айресе в 1992 и 1994 годах соответственно и убийства израильских туристов в Европе совсем недавно, в 2012 году. В годы своего становления «Хизбалла» совершала акты международного терроризма главным образом против Соединенных Штатов, включая взрыв казарм морской пехоты, взрыв посольства США в Бейруте и удержание (а иногда и убийство) американских заложников в 1980-х годах.

У «Хизбаллы» есть мотивы для эскалации против Израиля, но есть и существенные факторы, которые могут ее удержать  в основном в стороне от этой борьбы. Если «Хизбалла» вступит в войну, ее мотивы будут в первую очередь направлены на предотвращение поражения ХАМАСа, что значительно ослабит рычаги влияния «Хизбалла» и ее иранского союзника на Израиль. Иран смог оказать давление на Израиль  и Соединенные Штаты,  объявив о своей поддержке широкой «Оси сопротивления», состоящей из различных вооруженных группировок на границах Израиля и в других частях ближневосточного региона. И «Хизбалла», и ХАМАС являются ключевыми опорами «Оси сопротивления», и разгром последнего будет представлять собой неудачу как для Ирана, так и для «Хизбаллы». Более того, решение генерального секретаря «Хизбаллы» Хасана Насраллы не участвовать в боевых действиях поставит под сомнение идентичность партии как центральной силы «движения сопротивления» Израилю, сформированной, когда основатели «Хизбаллы» мобилизовались на борьбу с вторжением Израиля в Ливан в 1982 году. Позиция «Хизбаллы» в том, что она представляет сопротивление Ливана Израилю, служит оправданием для сохранения независимого ополчения в качестве признанного исключения из Таифских соглашений 1989 года, которые подразумевали роспуск всех ливанских вооруженных ополчений.

Тем не менее, риски присоединения «Хизбаллы» к боевым действиям ХАМАСа весьма велики. Восприятие проблем, стоящих перед «Хизбаллой», может объяснить нежелание Насраллы, пока находящегося в кризисе, конкретно угрожать вмешательством, если Израиль вторгнется в сектор Газа. 23 октября, в 40-ю годовщину нападения смертника «Хизбаллы» на казармы морской пехоты США в Бейруте, Насралла встретился с высокопоставленными лидерами ХАМАСа и «Исламского джихада». Согласно заявлению «Хизбаллы», стороны «договорились о следующих шагах», которые они, наряду с другими поддерживаемыми Ираном боевиками, должны предпринять на этом «чувствительном этапе» на Ближнем Востоке. Однако «Хизбалла» не уточнила, какие шаги договорились предпринять стороны, предполагая, что она не хотела выступать с угрозами, которые она не намеревалась реализовывать. Лидеры «Хизбаллы», похоже, серьезно воспринимают предупреждения США – подкрепленные дополнительным развертыванием американских авианосных ударных групп, войск, батарей ПВО и боевых самолетов – о том, что антиизраильские силы региона не должны стремиться к расширению конфликта. Война с ЦАХАЛом разрушат бОльшую часть военной инфраструктуры «Хизбаллыа», а боевые действия с Соединенными Штатами – если таковые произойдут — вполне могут подорвать позиции «Хизбаллы» как значительной силы в Ливане и во всем регионе в обозримом будущем.

«Хизбалла» также страдает от политических проблем, которые не обязательно касаются ХАМАСа. В Ливане «Хизбалла» стала главным представителем мусульман-шиитов, которые составляют значительную часть, но не большинство населения Ливана.  Среди шиитского сообщества многие отвергают «Хизбаллу» как своего представителя из-за ее тесной связи  с Ираном, этнически состоящим в основном из персов, а также из-за ее приверженности исламистской идеологии и неоднократного использования насилия для достижения политических целей. Во время войны 2006 года между «Хизбаллой» и Израилем многие ливанцы выступали против ее желания» – без голосования ливанского парламента или разрешения президента или премьер–министра — спровоцировать войну с Израилем, которая привела к широкомасштабному разрушению инфраструктуры Ливана и его экономического потенциала. В конце октября посол США в Ливане Дороти Ши сослалась на широкую оппозицию самопровозглашенной роли «Хизбаллы» как «государства в государстве», заявив: «Мы [Соединенные Штаты] отвергаем, и ливанский народ отвергает угрозы некоторых втянуть Ливан в новую войну. Мы по-прежнему отказываемся от любых попыток формировать будущее региона с помощью запугивания, насилия и терроризма». С 13 депутатами, заседающими в парламенте из 128 членов, несколькими десятками союзников в этом органе и некоторыми из его членов, выполняющими функции кабинета министров, «Хизбалла» является частью структуры управления Ливана и несет ответственность за безопасность и экономическое благосостояние всех ливанских граждан.

Расчеты «Хизбаллы» осложняет осознание ее лидерами того, что она не пользуется широкой поддержкой в арабском мире или международном сообществе. В отличие от ХАМАСа, «Хизбалла» не может претендовать на роль представителя народа, который  страдает от израильской оккупации и израильской политики. В 2000 году, частично из-за нападений «Хизбаллы», Израиль вывел войска со всей оставшейся территории в Южном Ливане, которую он оккупировал после 1982 года. Возможно, что более важно, арабский мир и мусульманский мир в целом в подавляющем большинстве являются суннитами, а «Хизбалла» рассматривается как исключительно шиитское движение, связанное с главной шиитской державой региона — Ираном. Многие арабские государства, особенно Саудовская Аравия, пытались, с переменным успехом, политически ослабить «Хизбаллу» в Ливане в рамках своей более широкой борьбы против Исламской Республики Иран. В то же время некоторые арабские государства сейчас имеют мирные договоры с Израилем, заключенные в значительной степени для противодействия Ирану, и не поддержали бы «Хизбаллу», если бы она вступила в ближневосточную войну в полную силу. Факторы, выступающие против эскалации действий «Хизбалла» против Израиля, по крайней мере, на текущей фазе этого конфликта, перевешивают те соображения, которые могут вынудить «Хизбалла» присоединиться к ХАМАСу в тотальной битве с Израилем.

Основные выводы

— Региональные и политические ограничения до сих пор не позволяли ливанской «Хизбалле»  полностью открыть новый фронт против Израиля, поскольку ЦАХАЛ начинает наземные атаки против ХАМАСа в секторе Газа.

— Лидеры «Хизбаллы», а также их покровители в Тегеране опасаются прямого военного конфликта с США.

— В Ливане значительная часть населения была бы возмущена присоединением «Хизбаллы» к войне против Израиля, что неизбежно привело бы к разрушениям и дальнейшему экономическому ухудшению в стране.

— Военное крыло «Хизбаллы» гораздо более боеспособно в военном отношении, чем ХАМАС, но «Хизбалла» не пользуется поддержкой и сочувствием более широкого арабского мира.