31 марта 2020 года Европейский союз (ЕС) запустил новую операцию Общей политики безопасности и обороны (CSDP) в Средиземноморье под названием EUNAVFOR MED IRINI. Эта операция была учреждена для обеспечения выполнения резолюций Совета Безопасности ООН (СБ ООН) об эмбарго на поставки оружия в Ливию, заменив предыдущую операцию EUNAVFOR MED SOPHIA, которая с тех пор была закрыта. Основной целью EUNAVFOR MED IRINI является обеспечение соблюдения эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию путем использования воздушных, спутниковых и морских средств. В настоящее время в ЕС ведутся дискуссии о необходимости того, чтобы военные операции в Средиземноморье были больше сосредоточены на борьбе с торговлей людьми. Цель IRINI состоит как раз в том, чтобы уделять приоритетное внимание предотвращению торговли людьми и контрабанды. В то время как военная миссия ЕС IRINI действовала в международных водах Средиземного моря со второстепенными задачами по пресечению незаконного экспорта ливийской нефти, обучению ливийской береговой охраны и пресечению торговли людьми, предлагается, чтобы сейчас пограничный контроль усилил задачу операции IRINI, уделяя больше внимания борьбе с контрабандой людей. Операция IRINI сейчас проводит инспекции судов, подозреваемых в перевозке оружия в Ливию и из нее, а также отслеживает нарушения на воздушных и наземных маршрутах. Кроме того, она собирает информацию о незаконном экспорте нефтепродуктов из Ливии и способствует разрушению сетей, занимающихся контрабандой людей и торговлей людьми. Операция также отвечает за поддержку наращивания потенциала и обучения береговой охраны и военно-морского флота Ливии, однако реализация этих мероприятий была отложена из-за политической раздробленности в Ливии. EUNAVFOR MED IRINI активно отслеживает предполагаемые рейсы, аэропорты, морские порты. С момента ее начала ЕС представил несколько специальных докладов группе экспертов ООН по Ливии. Стоит отметить, что операция EUNAVFOR MED IRINI финансируется через Европейский фонд мира (EPF). EPF — это внебюджетный инструмент, контролируемый государствами-членами ЕС, предоставляющий финансовые ресурсы для поддержки различных мероприятий, связанных с миром и безопасностью, включая военные операции, наращивание потенциала и усилия по миростроительству. Этот механизм финансирования позволяет ЕС быстро и эффективно реагировать на возникающие кризисы и вызовы безопасности, гарантируя, что операции, подобные EUNAVFOR MED IRINI, получат необходимую финансовую поддержку для эффективного выполнения своих задач и внесения вклада в реализацию эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. В целом, финансирование, предоставляемое Европейским фондом мира, демонстрирует приверженность ЕС предотвращению конфликтов, построению мира и укреплению международной безопасности посредством таких операций, как EUNAVFOR MED IRINI.
Предполагаемое изменение профиля и функций сделало бы цель IRINI аналогичной цели военно-морской миссии ЕС (операция SOPHIA, которую она заменила, которая завершилась в марте 2020 года из-за высокого политического давления, вызванного ее участием в поисково-спасательных операциях (SAR). Операция SOPHIA, официально известная как Средиземноморские военно-морские силы Европейского союза (EUNAVFOR MED) SOPHIA — военная операция, начатая Европейским союзом в 2015 году. Ее основной целью было пресечение сетей контрабанды людей и торговли людьми, действующих в центральной части Средиземного моря. Кроме того, операция SOPHIA была направлена на укрепление потенциала и подготовку береговой охраны и военно-морского флота Ливии по борьбе с незаконным ввозом людей и торговлей людьми в их территориальных водах. Это включало мониторинг и отчетность о подозрительной морской деятельности, связанной с незаконной торговлей оружием. Военно-морские силы государств-членов ЕС были развернуты в Средиземном море в рамках операции SOPHIA для проведения различных мероприятий, которые включали в себя выявление, захват и утилизацию судов, используемых контрабандистами и торговцами людьми, а также сбор и обмен информацией для поддержки правоохранительных и судебных процессов. Операция SOPHIA также имела дополнительный мандат по содействию выполнению резолюций Совета Безопасности ООН об эмбарго на поставки оружия в Ливию. Это включало мониторинг и отчетность о подозрительной морской деятельности, связанной с незаконной торговлей оружием.
Таким образом, изменение профиля IRINI отвечает общему тренду Брюсселя на установление более тесным отношениям с третьими странами для решения проблемы миграции, и внешние аспекты миграции имеют решающее значение для успешной реализации. Это включает в себя установление партнерских отношений с ключевыми странами, устранение коренных причин миграции, предотвращение незаконных выездов, борьбу с незаконным ввозом мигрантов и увеличение числа возвращающихся. В этом контексте Европейский союз ставит в центр своих предполагаемых усилий в рамках IRINI борьбу с торговлей людьми через Ливию. Это связано с нестабильной ситуацией в Ливии, где вооруженные группы и преступные сети используют нестабильность для участия в незаконной деятельности, включая торговлю людьми.
В данном случае важно отметить два момента.
- Полное дистанцирование Анкары от этого процесса грозит серьезно нивелировать заявленные сейчас цели Брюсселя. Важно, что ни один представитель Турции не был приглашен на форумы IRINI, и на то есть веские причины. Помимо конфликта в Ливии, обеспечение безопасности этой зоны является одним из региональных приоритетов. Турция претендует на обширный суверенитет над водами Восточного Средиземноморья, включая прибрежные воды Кипра и Греции, где были открыты газовые месторождения. Контроль над этими водами был предметом соглашения, подписанного в ноябре 2019 года Реджепом Тайипом Эрдоганом и ливийским Правительством национального согласия во главе с Файезом Сарраджем, к которому Италия и Греция присоединились в июне 2020 года, подписав соглашение о разделе исключительных экономических зон.
- Это фактический провал июльской сделки в этом году между ЕС и Тунисом по вопросу борьбы с незаконной миграцией.. Сделка касалась не только отношений ЕС с Тунисом, но скорее была потенциальным планом для аналогичных соглашений с другими государствами, где ЕС надеялся совместить сотрудничество в области миграции с экономическим взаимодействием. Однако оптимизм по этому вопросу длился недолго. В начале октября правительство Туниса объявило, что оно отклоняет выделение средств от ЕС, включая прямую бюджетную поддержку и поддержку управления миграцией, посчитав это недостаточным выполнением как текста, так и духа июльского соглашения. По сути, проблемы со сделкой между ЕС и Тунисом вызваны продолжающимся отсутствием согласия и общей цели на нескольких уровнях. Первый уровень — это сам ЕС. Там отсутствует консенсус. Сделка в Тунисе была результатом работы Европейской комиссии, основанной на взглядах стран союза. Мелони, правый премьер-министр Италии, сыграла особую роль, продвигая как сделку, так и ее функцию в качестве плана для аналогичных договоренностей. Но это не было консенсусной позицией внутри ЕС. Это выразилось в разочаровании как самой сделкой, так и ее функцией в качестве модели для расширения с другими странами со стороны Европейского парламента и дипломатов из большого числа стран, включая Германию. Отчасти это разочарование носило процедурный характер; то, что комиссия продвигала соглашение без достаточных консультаций, могло противоречить собственным правилам ЕС. Другая оппозиция носит более нормативный характер, ссылаясь на серьезные нарушения прав человека в отношении мигрантов в Тунисе в последние месяцы, быстрое превращение страны в авторитарное правление и растущее число политических заключенных. Все эти вопросы вызвали сомнения у многих европейских политиков в целесообразности более глубокого партнерства в области миграции.