- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об операциях ЕС по соблюдению эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию и борьбе с контрабандой и торговлей людьми

31 марта 2020 года Европейский союз (ЕС) запустил новую операцию Общей политики безопасности и обороны (CSDP) в Средиземноморье под названием EUNAVFOR MED IRINI. Эта операция была учреждена для обеспечения выполнения резолюций Совета Безопасности ООН (СБ ООН) об эмбарго на поставки оружия в Ливию, заменив предыдущую операцию EUNAVFOR MED SOPHIA, которая с тех пор была закрыта. Основной целью EUNAVFOR MED IRINI является обеспечение соблюдения эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию путем использования воздушных, спутниковых и морских средств. В настоящее время в ЕС ведутся дискуссии о необходимости того, чтобы военные операции в Средиземноморье были больше сосредоточены на борьбе с торговлей людьми. Цель IRINI состоит как раз в том, чтобы уделять приоритетное внимание предотвращению торговли людьми и контрабанды. В то время как военная миссия ЕС IRINI действовала в международных водах Средиземного моря со второстепенными задачами по пресечению незаконного экспорта ливийской нефти, обучению ливийской береговой охраны и пресечению торговли людьми, предлагается, чтобы сейчас пограничный контроль усилил задачу операции IRINI, уделяя больше внимания борьбе с контрабандой людей. Операция IRINI сейчас  проводит инспекции судов, подозреваемых в перевозке оружия в Ливию и из нее, а также отслеживает нарушения на воздушных и наземных маршрутах. Кроме того, она собирает информацию о незаконном экспорте нефтепродуктов из Ливии и способствует разрушению сетей, занимающихся контрабандой людей и торговлей людьми. Операция также отвечает за поддержку наращивания потенциала и обучения береговой охраны и военно-морского флота Ливии, однако реализация этих мероприятий была отложена из-за политической раздробленности в Ливии. EUNAVFOR MED IRINI активно отслеживает предполагаемые рейсы, аэропорты, морские порты. С момента ее начала ЕС представил несколько специальных докладов группе экспертов ООН по Ливии. Стоит отметить, что операция EUNAVFOR MED IRINI финансируется через Европейский фонд мира (EPF). EPF — это внебюджетный инструмент, контролируемый государствами-членами ЕС, предоставляющий финансовые ресурсы для поддержки различных мероприятий, связанных с миром и безопасностью, включая военные операции, наращивание потенциала и усилия по миростроительству. Этот механизм финансирования позволяет ЕС быстро и эффективно реагировать на возникающие кризисы и вызовы безопасности, гарантируя, что операции, подобные EUNAVFOR MED IRINI, получат необходимую финансовую поддержку для эффективного выполнения своих задач и внесения вклада в реализацию эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. В целом, финансирование, предоставляемое Европейским фондом мира, демонстрирует приверженность ЕС предотвращению конфликтов, построению мира и укреплению международной безопасности посредством таких операций, как EUNAVFOR MED IRINI.

Предполагаемое изменение профиля и функций  сделало бы цель  IRINI  аналогичной цели военно-морской миссии ЕС (операция SOPHIA, которую она заменила, которая завершилась в марте 2020 года из-за высокого политического давления, вызванного ее участием в поисково-спасательных операциях (SAR). Операция SOPHIA, официально известная как Средиземноморские военно-морские силы Европейского союза (EUNAVFOR MED) SOPHIA — военная операция, начатая Европейским союзом в 2015 году. Ее основной целью было пресечение сетей контрабанды людей и торговли людьми, действующих в центральной части Средиземного моря. Кроме того, операция SOPHIA была направлена на укрепление потенциала и подготовку береговой охраны и военно-морского флота Ливии по борьбе с незаконным ввозом людей и торговлей людьми в их территориальных водах. Это включало мониторинг и отчетность о подозрительной морской деятельности, связанной с незаконной торговлей оружием. Военно-морские силы государств-членов ЕС были развернуты в Средиземном море в рамках операции SOPHIA для проведения различных мероприятий, которые включали в себя выявление, захват и утилизацию судов, используемых контрабандистами и торговцами людьми, а также сбор и обмен информацией для поддержки правоохранительных и судебных процессов. Операция SOPHIA также имела дополнительный мандат по содействию выполнению резолюций Совета Безопасности ООН об эмбарго на поставки оружия в Ливию. Это включало мониторинг и отчетность о подозрительной морской деятельности, связанной с незаконной торговлей оружием.

Таким образом,  изменение профиля IRINI отвечает общему тренду Брюсселя на установление  более тесным отношениям с третьими странами для решения проблемы миграции, и внешние аспекты миграции имеют решающее значение для успешной реализации. Это включает в себя установление партнерских отношений с ключевыми странами, устранение коренных причин миграции, предотвращение незаконных выездов, борьбу с незаконным ввозом мигрантов и увеличение числа возвращающихся. В этом контексте  Европейский союз  ставит в центр своих предполагаемых усилий в рамках IRINI борьбу с торговлей людьми через Ливию. Это связано с нестабильной ситуацией в Ливии, где вооруженные группы и преступные сети используют нестабильность для участия в незаконной деятельности, включая торговлю людьми.

В данном случае важно отметить два момента.

  1. Полное дистанцирование Анкары от этого процесса грозит серьезно нивелировать заявленные сейчас цели Брюсселя. Важно, что ни один представитель Турции не был приглашен на форумы IRINI, и на то есть веские причины. Помимо конфликта в Ливии, обеспечение безопасности этой зоны является одним из региональных приоритетов. Турция претендует на обширный суверенитет над водами Восточного Средиземноморья, включая прибрежные воды Кипра и Греции, где были открыты газовые месторождения. Контроль над этими водами был предметом соглашения, подписанного в ноябре 2019 года Реджепом Тайипом Эрдоганом и ливийским Правительством национального согласия во главе с Файезом Сарраджем, к которому Италия и Греция присоединились в июне 2020 года, подписав соглашение о разделе исключительных экономических зон.
  2. Это фактический провал июльской сделки в этом году между ЕС и Тунисом по вопросу борьбы с незаконной миграцией.. Сделка касалась не только отношений ЕС с Тунисом, но скорее была потенциальным планом для аналогичных соглашений с другими государствами, где ЕС надеялся совместить сотрудничество в области миграции с экономическим взаимодействием. Однако оптимизм по этому вопросу длился недолго. В начале октября правительство Туниса объявило, что оно отклоняет выделение средств от ЕС, включая прямую бюджетную поддержку и поддержку управления миграцией, посчитав это недостаточным выполнением как текста, так и духа июльского соглашения.  По сути, проблемы со сделкой между ЕС и Тунисом вызваны продолжающимся отсутствием согласия и общей цели на нескольких уровнях. Первый уровень — это сам ЕС. Там отсутствует консенсус.  Сделка в Тунисе была результатом работы Европейской комиссии, основанной на взглядах стран союза. Мелони, правый премьер-министр Италии, сыграла особую роль, продвигая как сделку, так и ее функцию в качестве плана для аналогичных договоренностей. Но это не было консенсусной позицией внутри ЕС. Это выразилось  в разочаровании как самой сделкой, так и ее функцией в качестве модели для расширения с другими странами со стороны Европейского парламента и дипломатов из большого числа стран, включая Германию.  Отчасти это разочарование носило процедурный характер; то, что комиссия продвигала соглашение без достаточных консультаций, могло противоречить собственным правилам ЕС. Другая оппозиция носит более нормативный характер, ссылаясь на серьезные нарушения прав человека в отношении мигрантов в Тунисе в последние месяцы, быстрое превращение страны в авторитарное правление и растущее число политических заключенных. Все эти вопросы вызвали сомнения у многих европейских политиков в целесообразности более глубокого партнерства в области миграции.