- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иранская ядерная программа: состояние и перспективы

Несомненно, что иранская ядерная проблема носит политизированный характер. В этих условиях достаточно сложно понять реальное состояние соответствующей программы, а тем более оценить ее перспективы. По-видимому, только объективная оценка данных, полученных Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), позволяет, конечно в некотором приближении, получить желаемый результат. Потребность в таком анализе обусловлена имеющимися у США и Израиля планами боевого применения авиационных и ракетных средств с целью уничтожения иранских ядерных объектов.

В Исламской Республике Иран (ИРИ) реализуются как урановая, так и плутониевая программа. Наибольшую опасность для международного сообщества представляет иранская урановая программа, которая может позволить в некоторой перспективе выйти на производство ядерного оружия. На конец января 2010 года в ИРИ было накоплено 2065 кг низкообогащенного урана (НОУ, степень обогащения по изотопу уран-235, в основном, 3,5%). При дообогащения этого материала до 80%, что достаточно для уверенного подрыва ядерного боезаряда, может быть изготовлено две-три атомные бомбы. При сохранении нынешних темпов производства НОУ к концу 2010 года накопленные запасы могут составить 3273 кг, что достаточно для производства четырех-пяти ядерных боезарядов.

С весны 2004 года в Исфахане действует производство по переводу окиси-закиси урана в гексафторид (завод по конверсии урана, этот процесс необходим для газодиффузионного обогащения урана). Планируемые объемы ежегодного производства: 280 тонн гексафторида урана. Там же будут выпускаться некоторые побочные продукты, включая металлический уран.

Промышленное обогащение урана осуществляется только на газовых центрифугах первого поколения малой мощности (Р-1, иранское название – IR-1). Одновременно в опытной эксплуатации находятся более мощные газовые центрифуги: IR-2 и IR-4. Крайне настораживает, что на предприятии в Натанзе количество газовых центрифуг не только не увеличивается, а даже уменьшается. Так, в период со 2 ноября 2009 года до 29 января 2010 года количество центрифуг уменьшилось на 82. Это может свидетельствовать как о качестве производимых центрифуг, так и их складировании вне рассматриваемого предприятия. Еще более беспокоит тот факт, что из смонтированных в Натанзе 8610 газовых центрифуг используются только 3772. Вполне возможно, что в случае необходимости эти неиспользуемые центрифуги будут демонтированы и перевезены на другой ядерный объект. В целом созданная в Иране инфраструктура, по-видимому, позволяет, при наличии соответствующих материалов, ежегодно производить порядка 3 тыс. газовых центрифуг, что достаточно для оснащения такого ядерного объекта, который был выявлен вблизи города Кум. Вполне возможно, что сейчас идет процесс скрытого накапливания газовых центрифуг.

Ранее предполагалось, что в Натанзе за 4-6 месяцев НОУ в виде гексафторида (газ) может быть дообогащен до 80%. Затем приблизительно такое же время потребуется для перевода материала в металлическую форму и изготовления полусфер. Исходя из этого Тегеран в течение одного года мог выйти на ядерное испытание устройства на основе высокообогащенного урана. Но инспекции МАГАТЭ выявили неготовность ИРИ к дальнейшему дообогащению НОУ в промышленных масштабах. В частности, для такого процесса на экспериментальном предприятии в Натанзе используется один каскад газовых центрифуг, то есть 164 центрифуги. Это свидетельствует об экспериментальном характере выполняемых работ.

Более того, международное сообщество располагает лишь предоставленными со стороны Ирана результатами масс-спектрометрии, согласно которым 9-11 февраля 2010 года на указанном экспериментальном предприятии был достигнут уровень обогащения 19,8% по изотопу урана-235. В этой связи можно обсуждать только принципиальную возможность такого обогащения, не подтвержденную со стороны инспекторов МАГАТЭ. Скорее всего, переданные МАГАТЭ данные были сфальсифицированы, о чем, в частности, могут свидетельствовать многочисленные временные неточности и нежелание допускать к этому процессу инспекторов МАГАТЭ (масс-спектрометрия проводилась при отсутствии представителей Агентства), а также демонстративная перевозка 1950 кг НОУ на приемный пункт экспериментального предприятия.

По имеющимся данным, иранские специалисты пока не могут обеспечить промышленное производство гексафторида нужного качества и необходимые скорости вращения газовых центрифуг. Это будет крайне затруднять дальнейшее дообогащение урана, поэтому необходимо ждать подтверждения факта дообогащения до 19,8% со стороны МАГАТЭ. Но даже факт экспериментального дообогащения еще не будет говорить о технической возможности реализации такого процесса в промышленных масштабах, то есть на уровне килограммов.

С другой стороны, иранские специалисты уже значительно продвинулись по пути обогащения урана, поэтому было бы опрометчиво преувеличивать имеющиеся у них технические проблемы. Конечно, срок в один год до ядерного испытания, который нужно отсчитывать с момента прекращения взаимоотношений ИРИ с МАГАТЭ (косвенный признак принятия Тегераном решения о создании ядерного оружия), по-видимому, недостижим. Но срок в два года может быть вполне достаточен для выхода на ядерное испытание после принятия соответствующего политического решения. Причем, по мере наращивания ядерной инфраструктуры этот срок будет все более сокращаться.

Следует отметить, что помимо двух предприятий в Натанзе (предприятие по обогащению урана, где нарабатывается НОУ, и экспериментальное предприятие по обогащению урана, на котором осуществляется тестирование новых типов газовых центрифуг) с 2006 года в Фордо, вблизи города Кум, создается еще одно предприятие по обогащению урана. Это предприятие расположено на территории иранской военной базы и хорошо защищено от воздушного удара. По данным на 16 февраля 2010 года на предприятии отсутствуют газовые центрифуги, но подведены все необходимые коммуникации. Вполне возможно, что ядерный объект в Фордо предназначен для рассредоточения некоторой части газовых центрифуг из Натанза.

Определенное беспокойство вызывает реализация иранской плутониевой программы. В Араке с сентября 2004 года строится исследовательский тяжеловодный реактор IR-40 мощностью 40 МВт, который сможет нарабатывать ежегодно порядка 9 кг плутония. 17 августа 2009 года Иран после неоднократных запросов МАГАТЭ предоставил Агентству доступ к этому реактору. Острая потребность в проведении инспекции состояла в том, что после завершения строительства соответствующих сооружений проводить необходимый мониторинг по спутниковым данным стало затруднительно. В ходе инспекции было выявлено отсутствие корпуса ядерного реактора. Его установка планируется на 2011 год. Ввиду отказа в продаже специального оборудования, в том числе манипуляторов для горячих камер, Иран рассматривает вопрос об его изготовлении внутри страны. По иранским оценкам, строительные работы по этому объекту выполнены на 95%, а работы по монтажу оборудования осуществлены на 63%.

Строящийся ядерный реактор уже обеспечен как ядерным топливом, так и тяжелой водой. Для этого, в 2006 году в Араке был запущен завод по производству тяжелой воды, а к февралю 2009 года – завершена установка технологической линии по производству соответствующих таблеток из природного урана и сборке из них топливных стержней. В тоже время Иран до сих пор не обладает производственными мощностями для регенерации отработанного ядерного топлива и выделения плутония в промышленных масштабах. Помимо этого у инспекторов МАГАТЭ имеются сомнения в иранском происхождении имеющихся запасов тяжелой воды. Эти сомнения усилились после того, как им запретили взять соответствующие пробы для последующего анализа.

Созданная ИРИ ядерная инфраструктура не внушала бы такого беспокойства, если бы не следующие обстоятельства.

Во-первых, реализуемая Ираном программа по обогащению урана экономически плохо обоснована, так как единственный в стране энергетический реактор полностью обеспечивается российским ядерным топливом. Осуществление же планов по созданию других энергетических мощностей или продаже за рубеж производимого ядерного топлива не подтверждается практическими действиями, а также не обеспечивается собственными запасами природного урана. В этих условиях международное сообщество имеет право критично рассматривать исключительно мирную направленность иранской ядерной программы, особенно с учетом продолжающейся тайной деятельностью в этой сфере.

Во-вторых, параллельно с ядерной достаточно быстрыми темпами реализуется иранская ракетная программа. В ИРИ на боевом дежурстве находятся мобильные жидкостные одноступенчатые ракеты «Шехаб-3», при разработке которых активно использовались конструкторские решения северокорейских баллистических ракет типа «Нодон». Принципиально возможно оснащение этих ракет ядерным боезарядом на основе оружейного (высокообогащенного) урана. В этом случае дальность их стрельбы составит 1,3-1,5 тыс. км.

В-третьих, государственной идеологией нынешнего иранского руководства является ортодоксальный «хомейнизм», проявлениями которого является крайне провокационная антизападная и антиизраильская внешняя политика и активная поддержка радикальных исламистских группировок. На фоне нерешенности региональных проблем, это существенно усугубляет ситуацию в сфере международной безопасности вблизи от стратегически важных для РФ регионов Кавказа и Центральной Азии.

Таким образом, иранская ядерная программа пока не находится на завершающей стадии. До получения подтверждающих со стороны МАГАТЭ данных говорить о технической готовности иранских специалистов к промышленному дообогащению НОУ было бы преждевременным, а без этого невозможно наработать на иранской территории расщепляющиеся материалы оружейного качества. Следовательно, нынешнюю ситуацию не надо драматизировать, что позволяет использовать дипломатические и экономические пути решения иранской ядерной проблемы.