- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об актуальных проблемах взаимодействия между афганскими талибами и международным сообществом. Часть 2

Ряд политических игроков сходятся во мнении, что, как это ни парадоксально, афганское движение «Талибан» (запрещено в РФ) готово к международному диалогу. Существуют свидетельства того, что талибы опасаются стать жертвой китайской модели иностранных инвестиций и хотят установить сбалансированные отношения с Западом во избежание полного поглощения Пекином. Само это желание, даже если оно неравномерно присутствует среди руководства «Талибана», предполагает, что у США и их союзников действительно имеются рычаги воздействия на нынешний афганский режим. Однако данные рычаги могут быть активированы только посредством взаимодействия. Более того, «Талибан» не является монолитной структурой: ни для кого не секрет, что в рядах движения присутствуют внутренние разногласия. Хотя чиновники из Кабула не руководят процессом принятия решений в Кандагаре, они и главы других провинций влияют на комплексную реализацию политики движения. Тем не менее, прошлой весной умеренное крыло талибов, публично критиковавшее политику эмирата и, как известно, поддерживающее образование девочек, все же предпочло лояльность эмиру отставке со своих постов. Однако конфронтация в рядах движения позволяет предположить, что в какой-то момент смягчение политики талибов станет возможным. Что касается вопросов безопасности, то на периодических встречах между чиновниками США и «Талибана» обе стороны обсуждают вопросы борьбы с терроризмом и вопросы содержания под стражей радикальных элементов. Однако окно возможностей для взаимодействия не может быть открытым на постоянной основе. Политики должны стремиться избегать пути, повторяющего судьбу Северной Кореи, Ирана или Кубы. Десятилетия карательной политики не смогли побудить эти режимы изменить свой курс, но непреднамеренно привели к катастрофическому уровню бедности и страданию населения этих стран.

Аргументы «за» и «против» взаимодействия

Все вышеперечисленные факторы являются аргументом в пользу более последовательного взаимодействия международного сообщества с талибами. Логика заключается в том, что, проводя регулярный диалог и принимая меры по укреплению доверия в нескольких направлениях, США и их партнеры смогут оказывать больше поддержки афганскому народу и защищать собственные интересы в сфере безопасности. Эта логика предполагает, что определенная форма отношений с «Талибаном» может привести к постепенному достижению взаимных интересов, в то время как изоляция вряд ли изменит поведение талибов. Более того, изоляция может дать обратный эффект, усилив позиции сторонников жесткой линии и ослабив тех, кто открыт для сотрудничества с Западом. Также существуют серьезные опасения по поводу рисков взаимодействия. Некоторые эксперты призывают к меньшему участию  в судьбе Афганистана и выдвижении более строгих условий в отношении талибов, прежде чем станет возможным использование каких-либо рычагов западного влияния. Они утверждают, что более активное взаимодействие усилит легитимность режима. Иностранные помощь и участие часто заканчиваются конфликтами по причине уступок политическим соперникам, неудачных переговоров о власти и ресурсах, а также ограничения прав или уступок гражданам. Вопросы о взаимодействии с «Талибаном» вызвали раскол среди западного гражданского общества и правозащитников. В ходе опроса, проведенного в августе изданием Foreign Affairs, более 50 авторитетным американским, афганским и международным экспертам по Афганистану был задан вопрос: «Следуют ли Соединенным Штатам нормализовать отношения с Талибаном?» Подавляющее большинство высказались против нормализации, но ответы спровоцировали более тонкую дискуссию об определении понятия «взаимодействие». Многие эксперты, решительно выступающие против нормализации отношений с талибами, писали, что необходим определенный уровень взаимодействия – в форме гуманитарной помощи, целевых усилий в области развития и сотрудничества в борьбе с терроризмом. Большинство наблюдателей, похоже, согласны с двумя ключевыми принципами:

– человеческие и финансовые затраты на поддержку вооруженной оппозиции «Талибану» будут слишком велики;

– полная изоляция неприемлема, поскольку она повлечет за собой еще более глубокий гуманитарный кризисом и не оставит возможности диалога по вопросам террористической угрозы.

Фактически прослеживается заметный консенсус относительно необходимости взаимодействия, ориентированного на результат, прежде всего в том, что касается интересов сферы безопасности. Таким образом, основной вопрос заключается не в том, стоит ли взаимодействовать с талибами, а в том, как и когда это делать, каковы должны быть инструменты взаимодействия, какие политические средства следует использовать и стоит ли поддерживать это взаимодействие, несмотря на серьезные нарушения талибами прав человека. В этой связи крайне необходима долгосрочная стратегия действий по решению афганского вопроса. Вот почему генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) назначил специального координатора Феридуна Синирлиоглу из Турции возглавить независимую комиссию, которая предоставит «рекомендации для комплексного и последовательного подхода» международного сообщества к Афганистану. Ожидается, что оценка, которая должна быть опубликована в ноябре, будет содержать в себе призыв к более тесному взаимодействию с «Талибаном». Важно помнить, что диалог с движением не исключает более обширной работы международного сообщества в области прав человека и политических свобод. Самая важная задача для США и стран-единомышленников по-прежнему будет заключаться в том, чтобы помочь афганскому народу добиться того, чего большинство афганцев хотят для своей страны, одновременно привлекая к ответственности правительство «Талибана» за его репрессивное поведение.