- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Кадровая чистка в ФАТХ

ФАТХ вновь сотрясают внутренние скандалы. К публичным обвинениям руководства организации и коррупционным махинациям (а проще — к хищению международных грантов) прибавилась реальная угроза открытого военного мятежа.

Речь идет, конечно, не о Западном береге р. Иордан, а о Ливане. Попытка М.Аббаса сместить ветерана боевого движения организации в ливанских лагерях беженцев Мунира Махди натолкнулось «на непонимание» последнего. В этот раз М.Аббас видимо чего-то не просчитал, или не осознал. А, скорее всего и первое, и второе. У него в этом вопросе не очень объективные советники в виде «связки» Дахлан – Раджуб, которым М.Аббас поручил восстановить в Ливане «былое могущество ФАТХ и минимизировать растущее влияние ХАМАС». В качестве одного из объектов предполагаемой кадровой чистки «за недостатки в идеологической работе» была выбрана очень неудачная кандидатура руководителя всеми боевыми отрядами организации в этой стране М.Махда который руководит боевиками ФАТХ уже более двадцати лет, и в период обострений ситуаций даже зачастую самостоятельно их финансировал, без всяких дотаций из «центра». Теперь «центр» расплачивается за свою жадность и недальновидность. Более того, своими амбициозными и непродуманными действиями фактически «подталкивает» очень могущественного функционера в лагерь своих злейших оппонентов из движения ХАМАС. «Если Рамалла считает, что я являюсь оружием в руках ХАМАС, то я горжусь этим», — заявил опальный полевой командир. Действительно, с какой стати влиятельный эмиссар («настоящий полковник» по фатховской иерархии) должен самостоятельно в силу каких-то амбиций Дахлана уходить с «насиженного места»?

Сейчас в его подчинении находится 2,5 тыс. абсолютно лояльных ему бойцов, которых он, к тому же на 80%, кормит за свой счет. Никаких попыток со стороны этих бойцов присягнуть на верность присланному из Рамаллы наместнику М.Аббаса Султану Абу Ани, который является классическим «тусклым» политическим функционером, замечено пока не было.

При всем при этом попытка устранить М.Махду со своего поста была предпринята Дахляном-Раджубом по предварительной договоренности с рядом лиц из администрации ливанского премьер-министра С.Харири и президента М.Сулеймана. Махде предлагали серьезные откупные плюс обеспечение выезда на ПМЖ в ОАЭ, от чего он категорически отказался. Формально ливанские власти мотивируют свои действия политическими резонами. Мол, М.Махда не хочет разоружать палестинских боевиков, дружит с «Хизбаллой» и ХАМАС и т.п. Это конечно все так, но палестинский полевой командир превратился в реально серьезного бизнесмена, который имеет в своем распоряжении очень внушительную по ливанским меркам вооруженную силу. Это весьма серьезный конкурент уже по чисто коммерческим вопросам. Нельзя сказать, что Махда чрезвычайно сильно склоняется в своих симпатиях к ХАМАС или «Хизбалле», он просто поддерживает со всеми довольно продуктивные деловые отношения, что позволяет ему занять свою нишу основного хранителя баланса сил. То же ливанское руководство со спокойной душой отдало ему «на откуп» охрану порядка в палестинских лагерях беженцев, что он прекрасно обеспечивает. Потенциал для решения этой задачи присланного из Рамаллы С.Абу Ани сильно сомнителен.

Представляется, что в ливанском руководстве должны по идее это просчитать и выбрать «из двух зол» меньшее. В крайнем случае, не стимулировать этот процесс, который сам по себе может вылиться в серьезный вооруженный конфликт. Что же касается ливанских хамасистов, то М.Махда в состоянии договорится с ними и не допустить никаких обострений.

По некоторым данным, еще одним из поводов убрать М.Махду, помимо чисто меркантильного интереса, было ярое противодействие со стороны полевого командира содействовать созданию в ливанских лагерях легендированных исламистских палестинских групп, которые должны были «расколоть» и «оттянуть» сторонников от ХАМАС.

Это излюбленная манера Дахлана. То же самое с разной степенью успеха он уже пытался предпринимать и в секторе Газа, плодя там через своих сторонников различные «Джунуд Ислам» и «Джунуд Алла». В числе его «заслуг» и печально знаменитая «ФАТХ аль-Ислам» в Ливане, с которой очень долго потом воевала ливанская армия. Даже уже покойный Дагмуш, который основал «Палестинскую Аль-Каиду» и участвовал в похищении израильского военнослужащего Г. Шалита, делал это с подачи и при поддержке Дахлана.

К слову сказать, этот процесс активно продолжается. По данным ХАМАС, до 80% членов ФАТХ после переворота в секторе Газа перебрались «под знамена» различных исламистских группировок, и. прежде всего, «Исламского джихада». На кого работают в большинстве своем эти перебежчики тоже понятно. Все последние ракетные обстрелы израильской территории – это их рук дело. Мотив тоже понятен: постоянно добавлять «градус» напряженности.

Следует отметить, что активность Дахлана имеет, в общем-то, довольно прозаичный смысл. Он создает и стимулирует ячейки исламистов с целью создать для израильтян (и всего мирового общественного мнения) законный повод для того, чтобы покончить с мятежниками в секторе Газа военным способом раз и навсегда. То же похищение Шалита боевиками — «каидовцами» абсолютно беспринципного контрабандиста Дагмуша, тоже по большому счету преследовало именно эту цель. Кстати, Дагмуш цинично продал (в буквальном смысле этого слова) похищенного Шалита ХАМАС за 21 млн долларов США. Интересно, сколько из этой суммы «перепало» куратору Дагмуша Дахлану?

Стоит отметить, что эти попытки сами по себе не просто «игрушки в хитроумные комбинации». На сегодняшний день ХАМАС четко выраженное националистическое, исламистское течение, которое ориентировано на решение, прежде всего, «внутрипалестинских проблем». Боевики ХАМАС не воюют ни в Чечне, ни в Афганистане, ни в Ираке. Вновь создаваемые при помощи Дахлана ячейки исламистов ассоциируют себя уже с «мировым джихадом», что прекрасно доказал тот же «ФАТХ аль-Ислам. Своими действиями М.Аббас и М.Дахлан просто-напросто создают очень опасные прецеденты искусственного рождения исламистского монстра, который в отличие от ХАМАС «кусать» будет всех без разбору. То, что искусственно создаваемые террористические группы рано или поздно выходят из-под контроля своих хозяев – это уже практически аксиома.

Сначала Израиль боролся с ФАТХом, который долгие годы называл террористической организацией, затем уже с ФАТХом против ХАМАС (который тоже возник не без помощи тех же израильтян), а в перспективе не исключено, что вместе с ХАМАСом против палестинцев-«каидовцев». Вот такая «мудрая» стратегия.