- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Китайские специалисты о разработке в Израиле мобильной ствольной артиллерии

По данным китайских специализированных военно-технических источников, начиная с 1999 г., конструкторы израильской оборонно-промышленной компании Elbit Systems планомерно работают  над новыми образцами колесных самоходных артиллерийских орудий и по мере возможности продвигают их на внешний рынок.

В свою очередь артиллерийские подразделения Сухопутных войск Армии обороны Израиля (АОИ) более 40 лет эксплуатируют гусеничные САУ М109А5 Doher, которые являются классическим образцом продукции ОПК США, и к настоящему моменту данный вид вооружения уже не соответствует требованиям, которые предъявляет современный вооруженный конфликт на примере СВО России на Украине.

В противоборстве ствольных артиллерийских систем между собой, с РСЗО и дронами-камикадзе наибольшую живучесть демонстрируют высокомобильные САУ  с орудиями длиной не менее 52 калибра, в боекомплекте которых находятся боеприпасы повышенной дальности. Опыт СВО показывает, что подобное сочетание позволяет отдельным орудиям при грамотных действиях сохранять боеспособность в течение продолжительного периода времени.

Одной из первых разработок израильских конструкторов в данной области стала колесная САУ ATMOS 2000, которая представляет собой гибрид полуавтоматического орудия калибра 155 мм. (в зависимости от требований заказчика длина ствола может быть 39, 45 или 52 калибра), установленного на открытой платформе, и грузового автомобиля с колесной формулой 6х6 или 8х8., т. е. данная САУ может быть смонтирована на шасси марок КАМАЗ (РФ), ТАТRА (Чехия), OSHKOSH (США) или МАN (ФРГ).

Достоверно известно, что за последние пять лет подобные САУ приобрели для своих нужд ВС таких иностранных государств, как: Азербайджан, Королевство Тайланд, Руанда, Уганда и Ботсвана. В разработке САУ ATMOS-2000 израильские конструкторы придерживались ориентировки на создание образца артиллерийского вооружения, для транспортировки которого воздушным путем достаточно среднего  транспортного самолета  типа С-130.

Анализ информации по экспортным контрактам с указанными государствами позволяет установить, что средняя розничная стоимость одной САУ модели ATMOS-2000  составляет около 4,4 млн долл. США.

Обозреватели китайских изданий отмечают, что при таком ценовом параметре данный продукт ОПК Израиля практически не имеет конкурентов на международном рынке вооружений. Единственное исключение составляет гусеничная САУ К-9 Thunder южнокорейского производства, себестоимость которой составляет 2,8 млн долл. США, и в настоящее время именно это  орудие является самым распространенным в мире среди САУ со стволов длиной 52 калибра.

Китайские специалисты указывают, что помимо создания САУ для поставок на экспорт конструкторы компании Elbit Systems работают также в интересах Армии обороны Израиля. Так в мае 2019 г. был подписан контракт стоимостью 280 млн долл.США на разработку новой колесной САУ под обозначением ROEM. Несколько позже данной разработке было присвоено открытое обозначение SIGMA.

         Сотрудничество с немецкими партнерами

Согласно имеющейся информации, по контракту, заключенному между Elbit Systems и Rheimtetall AG в 2022 г., израильские конструкторы участвуют в разработке и производстве высокоавтоматизированной европейской САУ  в рамках проекта «Перспективная артиллерийская система средней дальности». Известно, что израильские конструкторы предложили башню с орудием в сборе от своей разработки под обозначением SIGMA, которая уже проходила испытания на полигоне «Шивта», расположенном на юге Израиля.

В марте 2023 г. на испытания был передан первый прототип данной САУ, которая представляет собой сочетание шасси HX3 (колесная формула 10х10) и необитаемой башни с орудием калибра 155 мм. (длина ствола 52 калибра) и автоматической системой заряжания, заимствованной у PzH2000. В башне предусмотрена возможность размещения 40 снарядов и 192 модульных метательных зарядов.  Именно из-за большого количества зарядов конструкторам пришлось удлинить корпус башни.

Представляется возможным сообщить, что максимальная скорострельность в автоматическом режиме составляет 8 выстрелов в минуту, тогда как в случае поломки автомата заряжания скорострельность снижается до 4 выстрелов в минуту.

Для перевода САУ из походного положения в боевое или в обратном порядке необходимо всего 20 секунд – скорость постановки/складывания четырех гидравлических упоров, стабилизирующих САУ во время стрельбы.

Достоверно известно, что в рамках работы над данной САУ специалисты двух компаний предусматривают два варианта ее модернизации, а именно: увеличение длины ствола до 60 калибров или создание активно-реактивного боеприпаса с новым донным ускорителем. Оба варианта должны обеспечить максимальную дальность ведения огня в диапазоне от 75 до 82 км.

Согласно имеющейся информации, немецкие разработчики в ходе работы над рассматриваемой САУ уже создали новый метательный заряд повышенной мощности под обозначением ERC, который существует в двух модификациях – массой 13 и 16 кг из расчета применения в орудиях с длиной ствола 39 и 52 калибра соответственно. Данный заряд обеспечивает  скорость снаряда при вылете из канала ствола в 1015 м/сек и увеличение дальности для имеющихся боеприпасов на 10-20% в зависимости от конструкции боеприпаса.

В настоящее время в боекомплект данной САУ входит два типа боеприпаса, а именно DM92 и DM121 с дальностью выстрела 30 и 40 км соответственно.

В дополнение к вышесказанному отметим, что сотрудничество Израиля с ФРГ в разработке новой САУ представляется вполне логичным, поскольку немецкие оружейники, выполняя контракты с правительством на поддержку боеспособности ВСУ, получили значительные объемы финансирования, направляемого на восстановление производственных линии по выпуску образцов вооружений и боеприпасов к ним.

В современной ситуации компания Rheimtetall AG предпринимает значительные усилия по:

– увеличению объема выпуска боеприпасов;

– восстановлению производственных мощностей кассетных противотанковых боеприпасов;

– ускоряет работы над активно-реактивными боеприпасами повышенной дальности.

Упомянутые работы важны для израильских оружейников, поскольку позволяют без лишних затрат провести испытания САУ на совместимость с новыми боеприпасами. В данном аспекте крайне важно, что собственные производственные мощности ОПК Израиля не позволяет в большом количестве выпускать боеприпасы, стоимость компонентов которых за последние два года выросла в 6 раз.

До февраля 2022 г. средняя стоимость осколочно-фугасного снаряда без детонатора составляла около 1000 долларов США. Для сравнения стоимость снаряда калибра 155мм, поставляемого из США в Израиль в рамках военно-финансовой помощи,  установлена на уровне 6000 долларов США. Достоверно известно, что Армия обороны Израиля получит не менее 300 000 снарядов указанного калибра.

Подобная тенденция обусловлена действиями крупных производителей компонентов боеприпасов, расположенных в США, Канаде, Индии и Польше, которые подписали с американскими производителями контракт на 1,5 млрд долл. США, согласно которому подрядчики из этих стран должны в приоритетном порядке поставлять свою продукцию американским производителям, а для внешних покупателей цена должна варьироваться в диапазоне от 6 до 8 тыс. долл. США.