Как указывают турецкие эксперты, поскольку война в секторе Газа продолжается второй месяц на фоне жестоких израильских бомбардировок гражданского населения, важность сухопутного КПП «Рафах» между Египтом и сектором Газа. Этот контрольно-пропускной пункт является единственным средством доставки помощи в сектор Газа, который переживает гуманитарную катастрофу. На этом фоне растут вопросы и подозрения по поводу двусмысленности позиции Египта в отношении КПП «Рафах» ( на севере Синайского полуострова), который является единственным контрольно-пропускным пунктом, находящимся под контролем арабской страны и не подпадающим под контроль Израиля. Израиль контролирует два контрольно-пропускных пункта с Газой, которые он закрыл с начала войны 7 октября, а именно контрольно-пропускной пункт «Бейт-Ханун», предназначенный для передвижения людей, и контрольно-пропускной пункт «Керем-Шалом», предназначенный для перевозки товаров. Управление контрольно-пропускным пунктом на египетской стороне контролируется суверенными органами, возглавляемыми Управлением общей разведки и национальной безопасностью (агентством внутренней разведки), и обеспечивается силами армии и полиции. Израильские власти не имеют прямого контроля над КПП «Рафах», но они поддерживают координацию в области безопасности на высоком уровне с египтянами. Эта координация очевидна, поскольку закрытие Египтом КПП «Рафах» часто совпадает с ужесточением Израилем ограничений в отношении Газы. Также существовал и обмен информацией. Председатель Комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США Майкл Маккол сообщил, что Египет предупредил израильтян за три дня до нападения 7 октября о возможности такого события, но тот не воспринял предупреждение всерьез. Представитель египетской разведки на условиях анонимности заявил, что Каир неоднократно предупреждал израильтян о том, что из Газы планируется «нечто крупное», но они недооценили эти предупреждения.
Нынешняя позиция Египта по закрытию КПП «Рафах» проистекает из нескольких причин и соображений, первое из которых — безопасность, связанная с опасением проникновения вооруженных палестинских элементов на египетскую территорию, что сильно беспокоит Каир в последние годы, особенно с учетом того, что Египет страдает от напряженности в области безопасности на севере Синая из-за экспансии «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) через его местное отделение.
Вторая причина, по мнению египетского политолога Мухаммеда Анана, заключается в попытке не провоцировать Израиль, у которого рабочие отношения с режимом нынешнего президента АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси, основанные на взаимопонимании и координации между двумя сторонами. Эти договоренности сводились к тому, что израильским самолетам было разрешено участвовать вместе с египетскими силами в ряде военных операций, проводимых на Синае, с целью ликвидации находящихся там вооруженных групп и уничтожения туннелей между Синаем и Газой.
Третье соображение связано с желанием Египта в политическом, военном и стратегическом плане задушить движение ХАМАС и помешать его управлению сектором Газа, особенно с учетом того, что он считает ХАМАС филиалом движения «Братья-мусульмане», которое египетская армия отстранила от власти в результате государственного переворота 3 июля 2013 года.
По мнению наблюдателей, есть и четвертая мотивировка позиции Египта, которое может стоять за продолжающимся закрытием КПП «Рафах», и она связана с опасениями перемещения палестинцев из Газы на Синай. Каир отдает себе отчет, что открытие контрольно-пропускного пункта может быть подходящим мостом для реализации этого плана, и поэтому он выбрал простое решение, которое заключается в постоянном его закрытии. Несомненно, что открытие контрольно-пропускного пункта является картой на столе переговоров между региональными и международными посредниками и ХАМАСом в попытке оказать давление на него в обмен на освобождение заложников. А это означает, что решение об открытии контрольно-пропускного пункта может быть не чисто египетским решением, а скорее ожидающим «зеленого света» от США и Израиля. Министр иностранных дел АРЕ Самех Шукри прямо возложил ответственность за закрытие КПП «Рафах» на Израиль, сказав в заявлениях для СМИ, что он «еще не занял позицию, позволяющую открыть контрольно-пропускной пункт в Рафахе со стороны Газы».
Но, глядя на развитие событий в Газе, Каиру, который обеспокоен задержкой прибытия гуманитарных грузов и пропускает лишь незначительное количество помощи, могут потребоваться другие соображения, в то время как аэропорт Эль-Ариш (Северный Синай) заполнен самолетами с гуманитарной помощью и грузами из арабских и других стран. Общее количество грузовиков с гуманитарной помощью, полученных Палестинским Красным Полумесяцем, достигло 421, в то время как ввоз топлива в сектор Газа пока не разрешен. На данный момент в аэропорт Эль-Ариш прибыли 72 самолета из 17 арабских и зарубежных стран, на борту которых около 200 тонн продовольствия и медицинской помощи. Правительство Египта заявляет, что это связано с упорством израильской стороны в согласии на гуманитарное перемирие или предоставлении безопасных коридоров для оказания помощи, и что израильские самолеты уже бомбили машины скорой помощи и гражданские колонны, перевозившие раненых, которые направлялись к контрольно-пропускному пункту в Рафахе.
В течение месяца после начала 7 октября войны Израиля против ХАМАСа контрольно-пропускной пункт был открыт всего на несколько часов, которые были использованы для выезда владельцев иностранных паспортов, особенно американцев, в дополнение к десяткам тяжелораненых палестинцев, после утверждения Израилем списка их имен. В этой связи египетские источники указывают, что Каир хочет четких гарантий от Иерусалима и Вашингтона по следующим вопросам:
- Избежать массового исхода палестинцев из Газы.
- Обеспечить возвращение раненых палестинцев в сектор Газа после полного выздоровления.
- Внести изменения в согласованные меры безопасности на Синае, особенно в Зоне С (которая включает Рафах), по просьбе одной из двух сторон и с их согласия, в соответствии с Кемп-Дэвидским мирным договором, который был подписан между Египтом и Израилем в 1979 году.
В конечном счете Каир надеется устранить ХАМАС из сектора Газа и восстановить роль Палестинской национальной администрации во главе с Махмудом Аббасом в управлении контрольно-пропускным пунктом в Рафахе с палестинской стороны в соответствии с соглашением о контрольно-пропускных пунктах, подписанным между Израилем и ПНА в ноябре 2005 года. Соглашение предусматривает: «Контрольно-пропускной пункт находится под палестино-израильским контролем под эгидой ЕС, который следит за соблюдением права палестинской стороны пересекать границу и торговать таким образом, чтобы это не наносило ущерба безопасности Израиля». Согласно соглашению, «рабочий механизм на контрольно-пропускном пункте будет осуществляться таким образом, чтобы палестинские и израильские сотрудники службы безопасности могли следить за пересечением с помощью камер, которые дистанционно управляются из диспетчерской, управляемой Европейским союзом». После того, как ХАМАС взял под контроль сектор Газа в июне 2007 года, Египет закрыл контрольно-пропускной пункт и после этого периодически открывал его. Это произошло после вывода оттуда сил безопасности ПНА и отказа европейских наблюдателей иметь дело с сотрудниками, связанными с движением ХАМАС.
В свете этого контрольно-пропускной пункт в Рафахе и спор по поводу механизмов его функционирования, а также вопрос о его закрытии или открытии остаются ключевым моментом в ходе продолжающейся войны в Газе, при этом его открытие считается приоритетом для жителей сектора Газа в преодолении всеобъемлющей политической и экономической блокады. В свою очередь, его закрытие является стратегическим средством давления на ХАМАС с целью освобождения заложников и прекращения ракетных обстрелов израильской территории. Однако сохранение КПП «Рафах» открытым останется моральной и гуманитарной необходимостью, чтобы спасти 2,3 млн палестинцев от смерти из-за нехватки продовольствия, медикаментов и топлива.