Вооружения и военная техника Турецкой Республики начали экспортироваться еще в 1998 году, однако ни технологические решения, ни объем производства не могли составить тогда конкуренции глобальным игрокам. Правящая Партия справедливости и развития, пришедшая к власти в 2002 году, начала активно наращивать военные расходы и выделять финансовые средства на НИОКР, благодаря чему ситуация существенным образом изменилась.
Эффективность турецких технологий, продемонстрированная всему миру в Сирии, Ливии и Азербайджане, спровоцировала настоящий бум экспортных контрактов. В 2022 году, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), Турция увеличила свою долю до 1,1% от мирового экспорта вооружений и военной техники. При этом стремительный рост наблюдается последние пять лет – прирост экспорта составил 69%, что уступает лишь данным по Бельгии и Польше. Успехи турецкой оборонной промышленности позволили ей сократить импорт вооружений почти вдвое.
В 2022 году география турецкого экспорта вооружений существенно расширилась: список заказчиков пополнили Албания, Алжир, Джибути, Кувейт, Мали, Северная Македония и Румыния. В 2023 году турецкие образцы достигли Латинской Америки – 20 БТР Cobra II были переданы Вооруженным силам Эквадора.
В июле 2023 года на открытии международной выставки оборонной промышленности в Стамбуле президент Р.Т.Эрдоган объявил цель по продажам вооружений в 6 млрд долл. Планка вполне реальная для турецких производителей, с учетом того, что стоимость недавно заключенного соглашения с Саудовской Аравией превышает 3 млрд долл. В своем предвыборном манифесте правящая партия и вовсе заявила о намерении достичь показателя экспорта в 15 млрд долл. до 2028 года.
Развитие оборонно-промышленного комплекса составляет неотъемлемую часть имиджа правящей партии. Цель правящих элит – превратить Турцию из средней державы в «центральное государство» – требовала достижения так называемой стратегической автономии, в том числе и в оборонной промышленности. В ходе предвыборной кампании Партия справедливости и развития делала ставку в том числе и на представление достижений оборонной промышленности как успеха своей политики, что, по оценкам аналитиков, должно было помочь получить 2-4% дополнительных голосов. По данным опроса независимого агентства Areda, около 72% респондентов удовлетворены результатами развития оборонно-промышленного комплекса. В то же время 58% опрошенных опасались, что развитие в этой сфере может замедлиться при смене власти. Родственные связи самого известного производителя турецких беспилотников с президентом – ни для кого не секрет.
Второй эшелон
Турцию принято считать производителем второго эшелона. В отличие от производителей первой группы (США, Россия, Франция, КНР), Турция производит ограниченное количество образцов военной техники, используя уже имеющиеся разработки лидеров. Это позволяет не только конкурировать по соотношению «цена-качество», но также адаптировать продукцию под нужды заказчика. Помимо этого, производство техники и ее поставки занимают значительно меньше времени и связаны с меньшим количеством политических условий, какие могут выдвигать передовые производители. Турецкие разработчики также получают выгоду от совместного производства с потенциальными потребителями, поскольку сокращают таким образом собственные расходы.
Дроны, бесспорно, стали «визитной карточкой» турецкого ОПК, однако ими турецкий военно-промышленный комплекс не ограничивается. Свою эффективность и востребованность еще задолго до их «минуты славы» – Второй Карабахской войны – доказали также легкая бронетехника, зенитные установки, электронные и прицельные системы, системы коммуникации и боеприпасы.
В 2022 году, по данным Турецкой ассоциации производителей оборонной и аэрокосмической промышленности, 26% экспорта пришлось на наземные/сухопутные платформы, а 21,67% – на боеприпасы. Популярность сухопутных систем легко объяснима: они доказали свою высокую эффективность в бою еще задолго до беспилотных аппаратов. Помимо того, турецкие производители этой категории куда более активно сотрудничают с потенциальными покупателями в плане совместных разработок и производства. С активизацией Анкары в Восточном Средиземноморье началось масштабное производство катеров и более крупных морских судов. До недавнего соглашения с Саудовской Аравией титул самого дорогого экспортного контракта в истории Турции носила сделка с Пакистаном на четыре корвета типа Milgem.
Определенное достижение турецкой компании Baykar Makina, передового производителя БПЛА в стране, – оснащение своей продукцией стран-членов НАТО. Свои первые беспилотники ожидают Тирана и Бухарест, обладателем уже является Польша. Высокий спрос на продукцию, вызванный в том числе ценовой доступностью, способствует развитию новых видов беспилотных аппаратов – в ходе выставки IDEF-2023 был презентован дрон-катер-камикадзе ULAQ KAMA производства Meteksan и верфи ARES Shipyard. Еще шесть проектов безэкипажных надводных аппаратов находятся в стадии разработки.
Новым направлением турецких производителей вооружений и военной техники станут подводные беспилотники. Свой прототип уже представила одна из ведущих турецких компаний в этой области Aselsan: проект получил название Derin Göz («Глубокий глаз») и, судя по всему, будет предназначаться для подводной разведки. Еще одна компания – STM, основной подрядчик по проектам ВМС Турции, в частности, по корветам Milgem, также заявила о том, что ее прототип будет готов к 2024 году. Расширение ассортимента предлагаемой продукции и наличие разных предложений будут способствовать увеличению экспорта в целом. С имеющейся широкой клиентурой, бесспорно, и эти новинки найдут своих потребителей.
Ключевыми партнерами Турции выступают страны Ближнего Востока, а также Юго-Восточной Азии, активно наращивается экспорт в Африку и страны бывшего СССР. Очевидна политическая мотивация выбора заказчиков: помимо диверсификации закупок посредством доступных образцов, страны заинтересованы в углубленном партнерстве с Анкарой ввиду религиозной, языковой, исторической или культурной близости. И хотя турецкие производители отрицают политическую направленность своей деятельности, все же такой подход не находит отклика у потенциальных потребителей продукции: так, Сербия отказалась от закупки турецких беспилотников и обратилась за аналогами к Китаю после объявления о поставках Bayraktar TB2 в Косово.