- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы борьбы с «Аш-Шабаб» в Сомали. Часть 1

 

по материалам Центра Суфана (TSC), США

После серии клановых восстаний против «Аш-Шабаб» в центральных районах страны в августе 2022 года федеральное правительство Сомали, действуя совместно с клановыми ополченцами, известными под общим названием «Макависли», начало наступление против группировки. Большая часть этих боевых действий была сосредоточена в центральных регионах страны, особенно в федеральных землях (FMS) Хиршабелле и Галмудуге. В партнерстве с ополчением кланов и при поддержке иностранных участников наступление принесло некоторые заметные успехи, включая освобождение ключевых территорий от «Аш-Шабаб» в этих районах. Однако в последние месяцы правительственные силы и ополченцы столкнулись со значительными неудачами, и «Аш-Шабаб» доказала свою способность проводить атаки и распространять контроль на районы, которые она ранее потеряла. Еще большее беспокойство вызывает отсутствие четкой стратегии правительства по удержанию недавно освобожденных территорий и управления ими. Это повторяющаяся проблема, которая привела к ситуации, когда территории, недавно отвоеванные правительственными силами, затем быстро отбиваются «Аш-Шабаб». Тем не менее, несмотря на эти проблемы, федеральное правительство планирует распространить свое наступление за пределы центральных территорий и на южные опорные пункты «Аш-Шабаб» в федеральных штатах Юго-Западный штат (ЮЗШ) и Джуббаленд. Ожидается, что эта следующая фаза наступления, названная операцией «Черный лев», привлечет дополнительные войска из Кении, Эфиопии и Джибути для усиления сомалийских сил. Однако по мере того, как правительство пытается закрепить свои достижения в центральных регионах и продвигается вперед в реализации запланированного второго этапа, возникают две проблемы, которые необходимо решить, прежде чем операция «Черный лев» сможет привести к долгосрочному успеху.

Во-первых, это взрывоопасная социально-политическая динамика в ЮЗШ и Джубаленде, которая без значимого политического урегулирования и примирения, подорвет успешное наступление. По сравнению с центральными регионами страны клановая динамика в ЮЗШ и Джуббаленде значительно более сложная и взрывоопасная, характеризующаяся давними обидами, соперничеством и напряженностью между местными кланами. «Аш-Шабаб» извлекает выгоду из этой динамики, часто манипулируя местными недовольствами и клановыми спорами для вербовки, управления и проведения своих операций. Без значимого политического урегулирования и

примирения освобождение территорий в Джуббаленде и ЮЗАО почти наверняка приведет к к столкновениям между местными общинами, а также между силами государств-членов и местным клановым ополчением за политический контроль.

Во-вторых, это отсутствие четкой стратегии удержания территории и управления ею в южных оплотах «Аль-Шабаб». Больше внимания следует уделять той роли, которая армия и местные силы могут сыграть в удержании возвращенных территорий и обеспечении долгосрочной безопасности. Такие силы, хорошо знающие местную местность и имеющие родственные и культурные связи в тех местах, где они действуют, могут использовать сравнительное преимущество в обеспечении безопасности местных сообществ и завоевании доверия населения. Однако без четкой стратегии привлечения государств-союзников и местных сил в качестве важных компонентов более широкой стратегии национальной безопасности наступательные усилия будут разрозненными, приведут только к краткосрочным тактическим успехам и стимулируют  политическое соперничество и фрагментацию, от которых выигрывает «Аш-Шабаб».

Военное наступление правительственных сил против «Аш-Шабаб»

В конце марта 2023 года президент Хасан Шейх Махамуд объявил о начале второго этапа военного наступления в южных районах Сомали. Однако из-за усиления сопротивления со стороны «Аш-Шабаб» центре страны, особенно в Хиршабелле, в сентябре с. г. правительственные силы по-прежнему были сосредоточены на закреплении своих завоеваний в Среднем Шабелле и Хираане, а не на продвижении вниз к ЮЗШ и Джуббаленду. Из этого наступления в центральном регионе можно извлечь важные выводы, которые могут послужить основой для дальнейших действий. На нынешнем этапе наступление правительства в Хиршабелле и Галмудуге против «Аш-Шабаб» принесло самые существенные территориальные завоевания с середины 2010-х годов, ознаменовав значительный прорыв в войне, которая бушует уже более пятнадцати лет. Уникальный набор событий обеспечил успех этого наступления. В частности, принудительная и репрессивная тактика «Аш-Шабаб» в Центральном Сомали стимулировала к сопротивлению  местные кланы, особенно подклан Хабер Гедир/Салебаан ( клана Хавийе), членом которой является президент Махамуд. В городе Бакдо и его окрестностях в штате Галмудуг в течение последних нескольких лет «Аш-Шабаб» приказывала молодым людям, принадлежащим к Салебаан, записываться в качестве боевиков. Когда община отказалась подчиниться, «Аш-Шабаб» предприняла ряд ответных мер, включая конфискацию скота, похищение старейшин и нападение на общину в июне 2022 г.  Этот шаг спровоцировал ополченцев из подклана организовать оборону, что привело к тяжелым потерям среди боевиков «Аш-Шабаб». Примерно в тот же период в регионе Хираан штата Хиршабелле, к западу от Галмудуга, историческая напряженность между подкланами Хавадле ( клан Хавийе) и «Аш-Шабаб» также достигли апогея. Ранее группировка боевиков не только взяла под контроль дорогу, которая соединяла столицу Хирана, Беледвейн, с Галмудугом, но и  заблокировала дорогу, соединяющую Могадишо с Беледвейном, ограничивая тем самым поступление важнейших поставок в район, который в течение многих лет серьезно страдал от засухи. Общины в регионе еще больше разочаровались в «Аш-Шабаб» после того, как боевики группировки убили старейшину Хавадла в Беледвейне в мае 2022 года. Этот шаг побудил сообщество мобилизовать силы ополчения для отпора «Аш-Шабаб». В ответ на противодействие сообщества «Аш-Шабаб» усилила свои репрессивные действия, которые только вызвали еще большее негодование среди сообщества. Помимо Хиршабелле и Галмудуга, «Аш-Шабаб» также провела в августе 2022 года нападение на известный отель «Хайат» в Могадишо, в результате которого погибло более 20 человек. На подавление боевиков в отеле правительственным войскам потребовалось 30 часов. Эти события, растущее недовольство «Аш-Шабаб» среди местных кланов в центральных регионах, а также крупное нападение в Могадишо в период, когда президент столкнулся с критикой в связи с «недостаточной реакцией» правительства на осаду отеля, вынудили правительство направить вооруженные силы в Хираан, чтобы сражаться бок о бок с силами ополчения клана Хавадла в августе 2022 года. К октябрю того же года правительственные войска, поддерживаемые ополченцами («Макависли») отбили у «Аш-Шабаб» большую часть территории  в Хираане к востоку от реки Шабелле. Воспользовавшись этими первыми успехами, правительственные войска и местное ополчение расширили наступление на Галмудуг, при этом правительство сотрудничало с видными членами общины, чтобы побудить через них другие местные кланы в регионе мобилизовать своих боевиков для этой борьбы. Как и в случае с Хираном, правительственные силы руководили операциями, в то время как ополченцы кланов участвовали в совместных операциях и получали материально-техническую поддержку. 22 иностранных субъекта также оказывали поддержку наступлению правительства. Примечательно, что Соединенные Штаты предоставили военную помощь в виде оружия и боеприпасов и путем нанесения авиаударов в поддержку сил «Данаб», специального ударного подразделения Сомалийской национальной армии, подготовленного силами США. Турция также нанесла удары беспилотниками  в районах Нижнем и Среднем Шабелле. На сегодняшний день наступление правительства в партнерстве с клановым ополчением  и при поддержке иностранных субъектов привело к некоторым заметным успехам, включая освобождение ряда стратегических территорий от «Аш-Шабаб». В соответствии с данными Проекта сбора данных о местоположении и событиях (ACLED), во время этой первой фазы наступления сомалийские силы безопасности отбили более 215 населенных пунктов, ранее контролировавшихся «Аш-Шабаб», в основном расположенных в Хиршабелле и Галмудуге. Примечательными примерами успеха наступления  являются захват  в декабре 2022 года регионального центра «Аш-Шабаб» в рамках  операции в Адан-Ябаале в Среднем Шабелле, а также установление контроля  в январе 2023 года, над стратегически важными городами Силь-д’Хир и Харардхире в Галгадуде.  В августе 2023 года армия  захватила города Вабхо и Эль-Буур в Галгадуде, что привело к сокращению физического присутствия «Аш-Шабаб» в регионе. Более того, сотрудничество правительства с местными клановыми формированиями в центральных регионах также способствовало укреплению связей между федеральным правительством и местными общинами. Вместо того чтобы самостоятельно мобилизовывать местную поддержку, правительственные силы теперь могут действовать через «Макависли», которое имеет важные связи с местным населением. Эти связи через местное клановое ополчение также позволили правительству получить более широкий доступ в сельские районы, а военым — более глубокое знакомство с местностью.

Заметные проблемы

Однако, несмотря на эти успехи, в наступлении правительственных сил есть несколько заметных проблем, которые могут повлиять на его следующий этап. С одной стороны, несмотря на потерю ключевой территории, «Аш-Шабаб» по-прежнему способна совершать нападения и демонстрировать силу в тех областях, которые она потеряла. В январе 2023 года группа установила по меньшей мере 12 самодельных взрывных устройств на транспортных средствах в городах, расположенных в центральной части Сомали. В ходе одного из таких нападений в Галкаде (штат Галмудуг) силы «Данаб» понесли значительные потери, включая заместителя командира подразделения, что привело к остановке наступления в центральной части Сомали в последующие недели. Аналогичным образом, группа смогла нанести удар по «Макависли» в небольших поселениях в регионе Хираан. В мае 2023 года «Аш-Шабааб» вновь атаковала сомалийские силы в Массагавейне, регион Галгадуд (штат Галмудуг). Группировке также удалось вернуть утраченную территорию в Хиршабелле, поскольку наступление распространилось на штат Галмудуг. Совсем недавно, в августе 2023 года, правительственные силы столкнулись со значительным поражением после того, как «Аш-Шабаб» совершила  нападение на недавно захваченную деревню Каусвейн в Галгадуде, которое заставило правительственные войска отступить из ряда городов и деревень, захваченных ими в последние месяцы.  В сентябре 2023 года «Аш-Шабаб» совершила крупные теракты в Хиране, включая взрыв заминированного грузовика в городе Беледвейн, в результате которого погибло, по меньшей мере, 20 человек. Всего несколько дней спустя после этого  была проведена серия терактов с использованием  смертников в городе Булобарде, что стало самым большим числом взрывов смертников (14), совершенных «Аш-Шабаб» за месяц с 2006 года. Помимо способности «Аш-Шабаб» совершать нападения на территориях, которые она потеряла, существует риск того, что клановые ополченцы представляют угрозу безопасности и стабильности в регионе. В районах, освобожденных от «Аш-Шабаб», местные общины неизбежно будут стремиться извлечь выгоду из создавшегося вакуума власти, что может привести к более широким клановым конфликтам по поводу управления и контроля освобожденной территории. Более того, в своем отчете о наступлении, опубликованном ранее в этом году, эксперт Стиг Джаргл Хансен отметил, что «члены некоторых кланов, не участвующих в текущем наступлении, уже проявили некоторые подозрения и нерешительность, например, на юго-западе». Задача, стоящая перед правительством, заключается не только в том, как продолжать мобилизовывать местные общины против «Аш-Шабаб», но делать это таким образом, чтобы избежать разжигания кланового соперничества и фрагментации, которые в конечном итоге подрывают безопасность и  приносит пользу «Аш-Шабаб».

Наконец, ключевая задача, стоящая перед  наступлением в Центральном Сомали, является стратегия правительства по «удержанию» и «строительству» возвращенной территории. К настоящему времени федеральные силы  доказали свою способность очистить от «Аш-Шабаб» территорию в центральной части Сомали, но еще предстоит сформулировать стратегию, которая должна дать понимание о том, какие силы будут нести ответственность за удержание освобожденных районов и какую роль в этом, как ожидается, сыграет «Макависли». Отсутствие у правительства такой сдерживающей силы является повторяющейся проблемой. Несколько ключевых городов, поселков и деревень, разбросанных по центральной и южной части Сомали, постоянно переходят  из рук в руки различных вооруженных группировок, включая правительственные силы и силы партнеров, «Аш-Шабаб» и местного ополчения. Например, город Адан Ябааль в Среднем Шабелле, который правительственные силы отбили в декабре 2022 года, с 2016 года неоднократно переходил из рук в руки.  Вабхо – еще одна критически важная территория, расположенная в Галгадуде, которая с 2014 года неоднократно захватывалась то  эфиопскими войсками, то  «Аш-Шабаб».  Совсем недавно правительственные силы, поддерживаемые «Макависли», успешно захватили стратегический район Руун-Ниргуд, крупный центр «Аш-Шабаб» в Среднем Шабелле  12 августа 2023 года, но всего две недели спустя «Аш-Шабаб» отбила эту территорию. Этот обмен контролем подчеркивает закономерность временных побед и быстрых поражений. Соответственно, неспособность правительства поддерживать сильное присутствие заставляет местных жителей неохотно сотрудничать с правительственными силами из-за страха столкнуться с возмездием «Аш-Шабаб» после ухода армии. В сельских районах Хираана и других регионах некоторые подкланы сочли необходимым достичь соглашений с «Аш-Шабаб» для обеспечения своей безопасности. В декабре 2022 года старейшины кланов из подклана Хабер Гедир/ Салебаан в городе Харардхире в регионе Мудуг достигли такого соглашения с «Аш-Шабаб». Тем временем, в апреле 2023 года «Аш-Шабаб» утверждала, что заключила аналогичное соглашение с подкланом Хавадл Галибл Хасан Агун и с семью другими подкланами, проживающими в районе Було-Бурто. Эти соглашения принципиально влияют на способность правительства продолжать заручаться поддержкой на местном уровне. Эти проблемы усугубляются сообщениями о том, что Кения, Эфиопия и Джибути могут не участвовать в запланированных военных операциях в рамках второй фазы наступления. В августе 2023 года командующий армией Сомали генерал-майор Ибрагим Шейх Мухудин сказал, что ему не показалось, будто войска из Джибути, Кения и Эфиопия приняли бы «немедленное, прямое участие» в новом наступлении. Представитель Министерства обороны Кении сообщил, что их позиция не изменилась и что они по-прежнему привержены участию в операции.

По мере того, как правительство обращает свое внимание на южные опорные пункты «Аш-Шабаб», эти проблемы — устойчивость «Аш-Шабаб», соперничество кланов и фрагментация, а также отсутствие у правительства стратегии сдерживания — неизбежно станут более очевидными. Ключевые вопросы будут решаться по мере продвижения правительством второго этапа операции «Черный лев»: 1) какова стратегия правительства в отношении политического урегулирования и примирения между различными клановыми общинами в южных штатах; 2) какие силы будут действовать в качестве удерживающих и управляющих сил на возвращенной территории и каковы более широкие планы по внедрению долгосрочных механизмов безопасности и управления в возвращенных районах?

Операция «Черный лев» и сложная политика и клановая динамика в южных оплотах «Аш-Шабаб»

Повторить динамику наступления правительства в Восточном Хираане и некоторых частях Галмудуга в ЮЗШ и Джуббаленде сложно.

Во-первых, спонтанное и органичное восстание кланов против «Аш-Шабаб», возникшее в центральных регионах, вряд ли произойдет на юге. По сравнению с центральными регионами клановая динамика в южных штатах значительно более сложная и взрывоопасная из-за разнообразия племенных сообществ и их давних обид. «Аш-Шабаб» извлекает выгоду из этой динамики, часто манипулируя местными недовольствами и клановыми спорами для вербовки, управления и проведения своих операций. Федеральное правительство предприняло усилия для удовлетворения потребности в примирении между общинами в других регионах, таких как Восточный Шабелле, а также координировало свои действия с армией в рамках поощрения ряда национальных Консультативных советов переориентировать свои усилия с политического соперничества на противодействие «Аш-Шабаб». Однако необходимо сделать больше для содействия урегулирование споров и примирение  в ЮЗШ и Джуббаленде.

Стратегия взаимодействия с кланами «Аш-Шабаб» и ее влияние на юге

Взаимодействие с кланами является неотъемлемым аспектом военной и политической деятельности «Аш-Шабаб». Группа заявляет, что выходит за рамки кланового соперничества, не отдавая предпочтения ни одному клану перед другими и ставя религию превыше всего остального. Безусловно, ее надклановая идентичность очевидна в его межклановом членстве, включающем кланы меньшинств, а также ее многоклановое руководство. Тем не менее, в действительности динамика кланов более важна для ее членов, чем часто признает группа, и играет определенную роль в том, как она управляет, вербует членов и проводит свои военные операции. Стремясь укрепить свою легитимность на местном уровне, группа предприняла целенаправленные усилия по привлечению старейшин кланов. Это включает в себя формирование Совета старейшин кланов в 2016 году, чтобы заручиться поддержкой общин путем распространения уважения и легитимности на старейшин кланов в рамках своей организации. 55 старейшин кланов продолжили играть ключевые роли в переговорах о гуманитарном доступе, прекращении огня с правительством и освобождении заложников и задержанных, среди прочего. 56 старейшин также были вовлечены в местные структуры управления «Аш-Шабаб», которые были  наделены полномочиями подавать петиции по инфраструктурным проектам, собирать налоги, запрашивать помощь для своих общин, разрешать споры и многое другое.  «Аш-Шабаб» также назначила губернаторов и командиров из некоторых местных кланов как инструмента получения более широкого доступа к территории клана. В в других случаях группа назначала членов клана, которые не являются резидентами, для управления районами, которые она контролирует, в попытке подорвать местную клановую динамику. Кроме того, «Аш-Шабаб» также оказывала поддержку определенным кланам в их борьбе с соперничающими кланами. Группа также успешно использовала в своих интересах недовольство общин государством, что особенно проявляется среди меньшинств и мелких кланов. Некоторые общины были мотивированы поддерживать, терпеть или вступать в сговор с группой в результате своего разочарования злоупотреблениями правительства и коррупцией, а также провалом правительства для обеспечения надлежащего управления и предоставления социальных услуг. Представляя себя в качестве эффективной альтернативы государству, региональные администрации «Аш-Шабаб», особенно те, которые находятся под ее территориальным контролем, обеспечивают суровую, но стабильную обстановку, которая привлекает некоторых сомалийцев. Группировка обеспечивает правосудие, которое считается более эффективным, прозрачным и подлежащим исполнению, чем государственные альтернативы. Эта динамика проявилась и в других охваченных конфликтами государствах, включая Афганистан. Кроме того, «Аш-Шабаб» обеспечивает безопасность, позволяя местному бизнесу функционировать с большей предсказуемостью и стабильностью. Группа также предоставляет социальные услуги, включая образование и здравоохранение, причем отчеты свидетельствуют о том, что налоговые поступления, собираемые группой в определенных регионах, такие как Адан-Ябааль в Среднем Шабелле, использовались для покупки продуктов питания. Исследования также показали, что некоторые общины считают, что налоги «Аш-Шабаб», хотя и более суровые, в определенной степени относительно предсказуемы и справедливы.