- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы борьбы с «Аш-Шабаб» в Сомали. Часть 2

по материалам Центра Суфана (TSC), США

Территории в ЮЗШ и Джуббаленде, которые считаются оплотами «Аш-Шабааб», имеют более смешанный клановый состав по сравнению с территориями в центральной части, такими как Средний Шабелле, Хииран и Галмудуг. Различные кланы, в т. ч. Хавийе, Дарод, Дигил-Мирифле и Дир, а также меньшинства такие общины, как банту, населяют 70 южных районов. Со своей стороны, «Аш-Шабаб» умело управляет этой сложной и часто изменчивой динамикой. Там, где между кланами и подкланами существуют давние обиды и напряженность, «Аш-Шабаб» разработала стратегию сближения с маргинализированными общинами. Например, «Аш-Шабаб» приписывают прекращение насильственных нападений на меньшинство банту, проживающая в округе Джилиб в регионе Средняя Джубба в Джуббаленде. Группа также выступает посредником в конфликтах между различными кланами, и, взаимодействуя со всеми кланами и решая проблемы недовольства, позиционирует себя как стабилизирующую силу на этих территориях. «Аш-Шабаб» также не гнушается применением силы и запугивания против кланов, неохотно принимающих ее политику. Опираясь на насилие и переговоры, «Аш-Шабаб» угрожала насильственным перемещением, убивала членов общины, похищала их членов и конфисковывала домашний скот в качестве инструмента принуждения того или иного сообщества вести с ней переговоры. В Нижней Джуббе боевики «Аш-Шабаб» убили членов клана и  забрали домашний скот, принадлежащий подклану Аврамале (клан Дарод) в декабре 2016 года, потому что они отказались выплачивать закят. У «Аш-Шабаб» также был конфликт с кланом Бийомаале в Нижнем Шабелле, в результате чего в 2016-2018 годах были конфискованы тысячи голов скота, принадлежащего клану. Соответственно «Аш-Шабаб» глубоко укоренилась в местной политике и обычном управлении в районах, которые она контролирует. Местные элиты активно участвуют в проекте управления, который предложен  группировкой ради своих личной и общественной выгоды, а кланы конкурируют за благосклонность «Аш-Шабаб» и ресурсы. Это особенно верно в отношении ее южных опорных пунктов. В таких районах, как Джилиб, где общины жили под контролем «Аш-Шабаб» почти 15 лет,  она не только пустила глубокие корни внутри общины, но и смогла обеспечить строгий контроль над населением посредством наблюдения и сурового применения наказаний. Следовательно, в пределах ее южных оплотов, сочетание взрывоопасной клановой динамики, которая выгодна «Аш-Шабаб» и способности группировки добиваться строгого соблюдения требований сообщества, невозможного в других местах, затрудняют проведение масштабного и скоординированного восстания местных общин, как это произошло в Хиираане и Галмудуге.  В июле 2022 года региональная администрация в Джуббаленде объявила, что в сотрудничестве с федеральным правительством она начинает наступление против «Аш-Шабаб». В ноябре того же года министр обороны Сомали посетил город Кисмайо в Джуббаленде и встретился с президентом Джуббаленда Ахмедом Мохамед Ислам «Мадобе». Месяц спустя, министр обороны Кении также посетил Кисмайо и встретился с президентом региона, чтобы  обсудить безопасность границ, а также борьбу с «Аш-Шабаб». Однако столкновения между общинами, проживающими в Джуббаленде, и длительное присутствие «Аш-Шабаб» в регионе исторически подрывали усилия по противодействию этой группировке.

Состав кланов в Гедо, Средней Джуббе и нижней части Джуббаленда

Регионы Джуббаленда невероятно разнообразны. Район Гедо, расположенный в юго-западной части Сомали, граничащей с Эфиопией и Кенией, населен кланом Марехан (Дарод), которая является крупнейшей и наиболее влиятельной в политическом и военном отношении общиной в регионе. Другие общины включают Гарре и Раханвейн (обе из клана Дигил-Мирифле) и Хавийе. Столкновения между общинами являются обычным явлением в этом регионе, причем Марехан часто конфликтуют с кланами Гарре и Раханвейн из-за власти и контроля над ресурсами. Между тем, среди Марехан также существуют субклановые разногласия, приводящие к частым столкновениям. Этот регион также имеет стратегическое значение для «Аш-Шабаб» из-за его границы с Кенией и Эфиопией. Она активно вербует  рекрутов из этого региона, особенно среди Марехаан, что создает разногласия среди клана.

Средняя Джубба – расположена на юге Сомали, прямо между Гедо и Нижней Джуббой – почти полностью находится под контролем «Аш-Шабаб», а город Джилиб функционирует в качестве региональной штаб-квартиры группировки. Сомалийская община банту является здесь самой крупной этнической общиной, в то время как кланы Аулихан (Дарод) и Мохаммед Зубьер/Огаден (Дарод), проживающие на западном берегу, обладают сильнейшим политическим и военным влиянием в регионе. Другие кланов включают в себя Раханвейн и несколько субкланов Хавийе, в то время как восточный берег региона является наиболее этнически разнообразным и сложным. В данном случае «Аш-Шабаб» успешно действует здесь как стабилизирующий элемент, подавляя межклановые столкновения.

Нижняя Джубба, расположенная в самом южном регионе Сомали, и ее столица Кисмайо де–факто являются резиденцией администрации Джуббаленда. Общины, населяющие регион, включают сомалийских банту, Бийомаал (Дир), Тунни (Дигил-Мирифле), Мохаммед Зубье/Огаден (Дарод), Гальджаал, Харти (Дарод), этническая группа баджуни, и небольшого числа других кланов. Кисмайо имеет сложный состав общины и очень разнообразен по своему клановому составу. Клан Мохаммед Зубье/Огаден имеет политическое, экономическое и военное господство в столице штата. Региональное правительство штата Джуббаленд сохраняет контроль над Кисмайо и территориями в непосредственной близости от него, а также несколькими городами в Нижней Джуббе, в то время как «Аш-Шабаб» контролирует большинство отдаленных районов.

Давние политические споры между администрацией Джуббаленда, возглавляемой президентом «Мадобе» из клана Огаден, базирующийся в Кисмайо, и политиками и правительственными чиновниками (преимущественно Марехан), базирующиеся в Гедо, также подорвали усилия по противодействию «Аш-Шабаб». Подкланы Марехан и Огаден борются за контроль над стратегическим портовым городом Кисмайо и, в конечном счете, за политический контроль над регионом с 1990-х годов. Напряженность между политиками Гедо и властями Джуббаленда обострилась в 2020 году, когда федеральное правительство, возглавляемое тогда Махамедом Абдуллахи Махамедом «Фармаджо», развернуло федеральные силы в Гедо. При поддержке местного ополчения Марехан, выступающего за федерализацию, эти федеральные силы вступили в столкновение с силами, союзными властям Джуббаленда, вытеснив более 50 000 человек в регионе Гедо. Хотя недавняя федеральная администрация сомалийского президента Махамуда приложила больше усилий, чем его предшественник, для налаживания более тесных отношений сотрудничества с региональными администрациями, такими как Джуббаленд, напряженность между политиками Марехан в Гедо и региональной администрации Джуббаланда, расположенной в Кисмайо, продолжает иметь место.  В частности, сенатор Абдуллахи Исмаил Фартанг и Абдирашид Хасан Абдинур «Джанан» в одностороннем порядке объявили в марте 2023 года о своих усилиях по мобилизации местного кланового ополчения в районе Бардхере в Гедо для участия в наступлении против «Аш-Шабаб» в Гедо и Средней Джуббе. Министр безопасности Джуббаленда генерал Юсуф Думаал в свою очередь отверг такие планы по вербовке местного ополчения для борьбы с «Аш-Шабааб». Региональная администрация Джуббаленда обеспокоена тем, что вооружение местного ополчения Марехан в Гедо  «изменило бы баланс сил» в пользу субклана Марехан. На данный момент наступление в Джуббаленде против «Аш-Шабаб» остается разрозненным. С одной стороны, силы безопасности Джуббаленда продолжали проводить военные операции против «Аш-Шабаб»», иногда в сотрудничестве с федеральными силами, без поддержки местных общин в районах Нижней Джуббы. Ранее в этом году власти Джуббаленда объявили, что федеральные и региональные силы захватили базу  «Аш-Шабаб» в Джана-Кабдалле, примерно в 52 километрах к северо-западу от Кисмайо. Позже, в июле 2023 года, Джуббаленду и федеральным силам удалось войти в контролируемый «Аш-Шабаб» город Хагар (Хагара) в регионе Нижняя Джубба. Это было важными шагами в рамках  наступления, поскольку контроль над базой Яна Кабдалле и потенциальный захват Хагара обеспечили бы правительственным силам выгодную позицию для атаки и вытеснения «Аш-Шабаб» из Джилиба, ее оплота, и Буале, официальной столицы Джуббаленда, а также региональной столицы Средней Джуббы, которая находится под контролем «Аш-Шабаб» более 15 лет. Однако без координации действий с местными кланами как в Гедо, так и в Средней Джуббе остаются вопросы о том, смогут ли силы Джуббаленда удерживать такие стратегические районы, если и когда им удастся вытеснить оттуда «Аш-Шабаб». Без каких-либо значимых усилий по устранению сохраняющейся региональной напряженности между местными общинами в регионе, освобождение территорий почти наверняка приведет к столкновениям между силами Джуббаленда и клановым ополчением в Средней Джуббе и Гедо за политический контроль над территориями. Как и в случае со столкновениями, произошедшими в 2020 году, эти политические потрясения только создадут возможности для «Аш-Шабаб» извлекать выгоду и эксплуатировать их. Для региона необходимо своего рода политическое урегулирование и примирение, прежде чем можно будет провести какое-либо значимое обсуждение о том, какие силы будут задействованы в удержании территории и какие субъекты будут обеспечивать общественную безопасность и управление.

Юго–Западный штат

Наступательные операции против «Аш-Шабааб» в ЮЗШ были трудными. «Аш-Шабаб» контролирует обширные районы сельской местности и способна оказывать свое влияние на территориях, не полностью находящихся под ее непосредственным контролем. Переходная миссия Африканского союза в Сомали (АТМИС), эфиопские вооруженные силы, а также силы штата и федеральные силы сохраняют контроль над основными городами в регионе Бей (например, Байдоа), регионе Бакул (например, Худур) и Нижнем Шабелле (например, Марка). Однако частые нападения «Аш-Шабаб» и неспособность правительственных сил удерживать территорию привели к тому, что контроль над ними постоянно оспаривается  между «Аш-Шабаб» и правительством. Группировка не только контролирует основные маршруты снабжения в Бакуле, но и является основным, хотя и не единственным источником вооруженного насилия в регионе, часто нанося удары по военным базам и территориям, находящимся под контролем правительства. Нижнее Шабелле является наиболее пострадавшим регионом с точки зрения насильственных событий и присутствия многочисленных вооруженных группировок, включая «Аш-Шабаб», клановое ополчение («Макависли»), сил штата и федеральных сил, ATMIS и вооруженных сил США. Помимо влияния «Аш-Шабаб» в регионе, наступательные операции также застопорились из-за межклановой напряженности. Значительное клановое разнообразие существует в трех основных регионах ЮЗШ: Бакуле, Заливе и Нижнем Шабелле. Бакуле находится на юго-западе Сомали и граничит с Эфиопией. В регионе в основном проживают Раханвейн (клановая семья Мирифле), в то время как территория, граничащая с Эфиопией, в основном состоит из Джаджеле (клановая семья Хавийе) и Аулихан (клановая семья Дарод). Регион Бей находится на юго-западе Сомали и является фактической столицей ЮЗШ,

Байдабо

Регион имеет стратегическое значение, поскольку его дороги связывают Могадишо, Байдабо, район Гедо в Джуббаленде, а также кенийскую границу. Раханвейн в основном населяют северную часть региона, в то время как субкланы Дигил занимают южные районы. Байдабо населен в основном субкланами Мирифле, в то время как некоторые общины Хавийе также проживают в меньшем количестве в регионе. Кроме того, в регионе есть поселения для внутренних перемещенных лиц, расположенные внутри и вокруг Байдабо, что привело к прибытию большого числа перемещенных лиц, принадлежащих к кланам, не являющимся коренными жителями этого района.

Нижний Шабелле

Регион находится вдоль побережья на юге Сомали. В дополнение к своему разнообразному с точки зрения кланового состава, этот регион имеет важное стратегическое значение, поскольку он связывает Могадишо, Байдабо и Кисмайо на юге Джуббаленда. Регион состоит из коренного населения, имеющего доколониальные корни в регионе. Сюда входят общины Дигил, Хавийе и меньшее число Бийомал (подклан Дир). В регион также входят исторические мигранты из всех кланов, которые тяготели к региону в колониальный период и после обретения независимости. Это клановое разнообразие, наследие распада государства в 1991 году и гражданская война привели к тому, что исторические разногласия между местными общинами в регионе сохраняются в отсутствии политического урегулирования. В Бакуле, Бее и Нижнем Шабелле произошли ожесточенные межклановые столкновения из-за использования сельскохозяйственных угодий и природных ресурсов, землевладения и деловой конкуренции. Соперничество между общинами создало возможности для «Аш-Шабаб» использовать его в своих интересах — например, как это произошло в период острого соперничества между общинами из Хавийе, Дигил и Дир (особенно в Бийомал) в Нижнем Шабелле. В последнее время выборы в штатах стали основным источником политического насилия, а наиболее противоречивые события произошли в декабре 2018 года, когда федеральное правительство вмешалось в региональные выборы в ЮЗАО.  Затем снова напряженность возникла в декабре 2022 года, когда силы государственной безопасности атаковали клановое ополчение политической оппозиции в связи с продлением срока полномочий регионального президента. Напряженность также существует между администрацией ЮЗАО и элитами в Нижнем Шабелле.

Политическому соглашению, достигнутому в феврале 2023 года, удалось несколько снизить напряженность в регионе; однако сохраняются серьезные опасения по поводу процедур и организации предстоящих выборов. Более того, в Нижнем Шабелле сохраняется экономическое, политическое неравенство и неравенство в плане безопасности, которые благоприятствуют одним группам, а не другим, что приводит к расколу на клановой основе, препятствующему усилиям по мобилизации кланов против «Аль-Шабаб». Между тем, недоверие существует между президентом Юго-Западного штата Абдиазиз Хасан Мохаммед («Лафтагарин») и федеральным президентом Махамудом. «Лафтагарин» был в союзе с оппозицией Махамуда во время выборов 2022 года, в то время как местные союзники Махамуда в ЮЗШ были против продления» Лафтагарином» своего президентского срока. Это политическое соперничество серьезно подрывает усилия по проведению скоординированного наступления против «Аш-Шабаб» в регионе. Для того чтобы операция «Черный лев» имела какой-либо долгосрочный значимый успех в ЮЗШ, необходимо всеобъемлющее, устойчивое политическое урегулирование. Для достижения этого потребуется время и вряд ли это произойдет в те амбициозные сроки, которые правительство установило для начала наступления. Тем не менее, такое урегулирование должно устранить политическую напряженность вокруг выборов, а также давние обиды, особенно в нижних эшелонах власти. В нынешнем виде, без значимого примирения и урегулирования, наступательным операциям будут по-прежнему препятствовать межклановые споры, на которых извлекает выгоду «Аль-Шабаб», напряженность из-за территориального контроля над освобожденной территорией и долгосрочные опасения по поводу конкуренции за политический контроль.

Операция «Черный лев». Проблемы

17 августа 2023 года президент Сомали Хасан Махамуд объявил, что его правительство ликвидирует «Аш-Шабаб» или уменьшит ее влияние до небольших очагов в течение 5 месяцев. Это смелое заявление подчеркивает решимость федерального правительства продолжать наступление в ЮЗШ и Джуббаленде. Однако для того, чтобы наступление принесло долгосрочный успех, правительству нужна четкая стратегия, учитывающая роль армии и местного ополчения в рамках  удержания возвращенных территорий и управления ими.  Без такой стратегии существует высокий риск того, что текущие усилия в конечном итоге потерпят неудачу.  Пакт о национальной безопасности, согласованный в 2017 году и принятый в Лондоне, предусматривал, хотя и расплывчато, разработку модели и архитектуры национальной безопасности (АНБ) для Сомали. Архитектура предусматривала два уровня безопасности: один на федеральном уровне, а другой на уровне федеральных государств-членов. Стратегия федерального уровня предусматривает, что национальная армия и полиция  будет распределена по различным секторам экономики штата.  Штаты должны были иметь свои собственные полицейские силы на местном уровне, с элементами полиции, известными как «Дарвиш», действующими в качестве резервных сил, которые могли быть задействованы во время кризисов. Однако политическая напряженность между предыдущей федеральной администрацией во главе с Махамедом Абдуллахи Махамедом «Фармаджо» и правительством подорвали дальнейшее развитие и внедрение архитектуры национальной безопасности. Администрация президента Махамуда предприняла усилия по обновлению АНБ, проведя множество итераций, и этот процесс продолжается. Проблема, которая остается в настоящее время, заключается в продолжении сосредоточения внимания на развитии национальной армии и уделении меньшего внимания силам, действующим на государственном и местном уровнях. Это общая проблема для усилий по реформированию сектора безопасности  и оказанию помощи силам безопасности в затронутых конфликтами африканских государствах в более широком смысле. Эти два направления   почти неизменно были направлены в столицы штатов, причем большая часть этого помощь, направленная на наращивание центральных вооруженных сил. Однако после более чем десятилетних усилий на этих направлениях  на континенте было мало историй успеха и откровенных неудач на других театрах военных действий, таких как Афганистан и Ирак. Соответственно, критики предостерегали от государственно-ориентированных подходов, которые задействуют только центр как суверенное государство и ставят во главу угла национальную военную реформу за счет (восстановления) потенциала регионального и местного управления и безопасности. Признавая, что поскольку центральному правительству редко удается завоевать лояльность и поддержку большинства населения из-за глубоких социально-политических расколов, эмпирическое внимание в последние годы переместилось за пределы центра в регионы на периферии, дальше от столицы и ее влияния, а также в районы с ограниченной государственностью. Фактические данные свидетельствуют о том, что местные силы (включая полицию), которые дислоцируются там, где они набираются, представляют общины, которым они служат, легкодоступны, процедурно справедливы в своем взаимодействии с населением; и/или эффективны в обеспечении безопасности территории, пользуются общественным доверием, сотрудничеством (особенно обменом информацией) и соблюдением требований в силу своего родства и культурных связей. Более того, благодаря своему знанию местности эти местные силы могут иметь сравнительное преимущество перед федеральными силами, действующими в непосредственной близости от них. Соответственно, соответствующие местные силы могут сыграть важную роль в наступлении против «Аш-Шабаб» и в обеспечении долгосрочной стабильности территорий, отвоеванных у группировки. Однако на данном этапе у федерального правительства отсутствует стратегия коллективного использования региональных и местных сил, действующих в Джуббаленде и ЮЗШ, для удерживания территории и обеспечения безопасности и правосудия в долгосрочной перспективе. В Джуббаленде правящая администрация во главе с президентом Ахмедом Мохамедом Исламом «Мадобе» имеет три силы: Силы безопасности (JSF), также известные как «Дарвиш» (Darwish), которые первоначально были частью ополчения «Рас Камбони» президента «Мадобе»; региональные полицейские силы; и вооруженные разведывательные силы, известные как Агентство разведки и безопасности Джуббаленда (JISA), также ранее входившее в состав «Рас Камбони». JSF  обеспечивают безопасность Кисмайо после того, как «Аш-Шабаб» была вытеснена в 2013 году, а региональная администрация укрепила свой контроль над городом. JSF также участвовали в наступлении «стоп-старт» против «Аш-Шабаб» на востоке Джуббаленда и успешно отразили несколько ее нападений за последние годы. Региональная полиция, со своей стороны, обеспечила заметное присутствие в Кисмайо, которое соответствует ожиданиям общественности. На самом деле, согласно различным сообщениям, местное население Кисмайо считает силы справедливыми и эффективными. Однако сфера влияния этих сил ограничена городом Кисмайо и территориями в его окрестностях. Более того, местные общины обеспокоены тем, что эти силы являются частью доминирования клана Огаден в регионе. В сочетании с политической напряженностью между должностными лицами Джуббаленда в Кисмайо и Гедо, а также с мобилизацией последними своего собственного кланового ополчения для наступления на «Аш-Шабаб», неясно, какие силы в регионе будут использоваться для удержания и контроля за  возвращенными территориями в Средней Джуббе и Гедо.

Аналогичным образом, в Юго-Западном штате есть своя версия сельской клановой гвардии, но в более крупном масштабе, известная как «Дарвиш», но позже переименованная в ЮЗШ — Специальные полицейские силы (SWS-SPF). Первоначально предполагалось привлечь новобранцев туда из каждого из девяти округов, входящих в состав Бей и Бокул, но нехватка ресурсов для заработной платы, политическая напряженность в отношениях с федеральным правительством и бурные выборы в штате в 2018 году привели к тому, что эти силы начали дезинтегрироваться. Президент штата «Лафтагарин», вступивший в должность в 2019 году, также начал отправлять многих боевиков для присоединения к подразделениям, принадлежащим силам федерального правительства в Могадишо и Нижнем Шабелле, где их эффективность была минимальной, в основном из-за отсутствия мероприятий по стабилизации, ограниченной поддержки и способности «Аш-Шабаб» наносить упреждающие  удары против действующих армейских баз в полуизолированных районах Нижнего Шабелле. Меньшее количество сил  SWS-SPF все еще остается в этих районах, однако без четкой стратегии мобилизации этих сил для удержания возвращенной территории неясно, насколько велика степень влияния, которое они могут оказать на ситуацию. Для того чтобы вторая фаза наступления была успешной, необходимо устойчиво удерживать территорию. Такие силы, как JSF и SWS-SPF, могут быть полезны для поддержки наступательных операций правительства в отсутствии восстания кланов. Однако, как минимум, для того, чтобы наступление было успешным, необходимо обеспечить базовое полицейское обслуживание на возвращенных территориях. Для того чтобы это стало возможным, необходимо подготовить соответствующие местные силы для выполнения полицейских обязанностей. Опора  исключительно на армию, сил «Данаб» и АТМИС, у которых нет соответствующих связей с общинами, знания местности и полицейского мандата, недостаточно для удержания территории и делает их легкой добычей для ответных атак «Аш-Шабаб». Предыдущие операции, такие как совместная операция армия и АМИСОМ «Бадбаадо» в Нижнем Шабелле (2019-2020) столкнулась с аналогичными проблемами из-за отсутствия всеобъемлющей стратегии, которая решала бы вопрос о надлежащих силах сдерживания. В ходе операции удалось создать ряд передовых оперативных баз в полуизолированных деревнях, которые плохо поддерживались, в результате чего несколько армейских бригад «были сильно потрепаны в процессе». Более того, хотя силы специальной полиции  ЮЗШ и Джуббаленда (JSF) обладают потенциалом для противодействия «Аш-Шабаб», но эти силы действуют скорее как военизированные формирования, не имеющие полицейского мандата, необходимого для укрепления верховенства закона и обеспечения повседневной безопасности населения. Соответственно, даже если эти силы используются для восстановления и удержания территории, они не оснащены для предоставления  полицейских функций, и им  необходима легитимизация государства в глазах общин, которые долгое время проживали в районах, контролируемых «Аш-Шабаб».

Программа (2014-2017 годы), а затем Совместная полицейская программа (с 2019 года по настоящее время) существуют и привели к развитию местных полицейских сил в таких городах, как Кисмайо (Джуббаленд) и Байдабо (ЮЗШ), и в меньшей степени Джоухар и Беледвейн (Хиршабель). Такие программы оказали значимое воздействие в этих регионах, особенно в Кисмайо и Байдабо, достигнув этапов, определенных донорами (например, Соединенным Королевством), и решив проблемы, поднятые членами сообщества. Таким усилиям следует уделять приоритетное внимание и расширять их в дальнейшем.

Вывод

Поскольку правительство продолжает закреплять свои завоевания в центральной части Сомали и реализует свои планы по продвижению операции «Черный лев», необходимо уделять больше внимания двум ключевым проблемам.

Первая проблема, это межклановая динамика кланового сообщества в южных регионах повлияет на перспективы долгосрочного успеха в наступлении. Без значимого политического урегулирования и примирения давних трений между общинами, проживающими в Джуббаленде и ЮЗШ, освобождение территорий почти наверняка приведет к столкновениям между местными общинами, а также между армией и местным клановым ополчением из-за политического контроля над территориями.

Второй ключевой проблемой является отсутствие четкой стратегии удержания и управления освобожденными территориями. Поскольку архитектура национальной безопасности продолжает обновляться, следует уделять больше внимания роли, которую правительство и местные силы могут играть в удержании возвращенных территорий и обеспечении долгосрочной безопасности. Такие силы, хорошо знающие местную местность и имеющие родственные и культурные связи в тех местах, где они действуют, могут использовать сравнительное преимущество в обеспечении безопасности местных сообществ и завоевании доверия местных жителей. Однако без четкой стратегии привлечения местных сил в качестве важных составляющих более широкой стратегии национальной безопасности, наступательные усилия будут разрозненными, приведут к краткосрочным тактическим успехам и приведут к политическому соперничеству и фрагментации, от которых выигрывает «Аш-Шабаб». На данном этапе федеральное правительство оценивает свой успех с точки зрения освобожденных населенных пунктов и числа ликвидированных боевиков «Аш-Шабаб». Однако, освобождая территорию это автоматически не завоевывает общественного доверия к правительственному наступлению, особенно из-за страха репрессий «Аш-Шабаб» и исторически плохих альтернатив управления, предоставляемых государством. «Аш-Шабаб», со своей стороны, борется за установление контроля над населением, клан за кланом, не обязательно пытаясь установить контроль над большим количеством городов и поселений. Действительно, группировка способна осуществлять власть в крупных городских центрах, включая Дуусамариб ( штат Галмудуг) и Могадишо, без видимого присутствия на этих территориях. Соответственно, устранение напряженности между местными кланами, которая выгодна «Аш-Шабаб», и разработка четкой стратегии не только зачистки, но и эффективного удержания территории и управления наиболее оптимально  противодействуют усилиям «Аш-Шабаб» бороться за умы местного населения.