- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Позиция правительства Таджикистана по вопросу региональной угрозы со стороны афганских талибов

Таджикистан становится все более подвержен угрозам, исходящим от боевиков, дислоцирующихся в соседнем Афганистане. В последние месяцы на фоне этой проблемы состоялась серия встреч высокопоставленных чиновников стран региона. Напряженность обстановки в сфере безопасности возникла в Таджикистане на фоне его отказа в каком-либо виде устанавливать контакты с афганским движением «Талибан» (запрещено в РФ). Однако растущая обеспокоенность по поводу усиления угрозы со стороны афганских экстремистских группировок может в итоге склонить Душанбе к активизации регионального сотрудничества, в том числе и с нынешним правительством Афганистана.

Группировка «Джамаат Ансарулло» и незаконный оборот наркотиков

Экстремистская организация «Джамаат Ансарулло», также известная как таджикские талибы, активна в северо-восточной афганской провинции Бадахшан, а в последние месяцы ее руководство уделяет все больше внимания планированию терактов на территории Таджикистана. Боевики группировки 15 сентября опубликовали видео, в котором призывали своих таджикских единомышленников взяться за оружие и идти против правительства, не боясь обвинений в терроризме. Афганистан был назван «страной, где правят моджахеды», что подчеркивает близость группировки к правительству «Талибана». Данный видеоролик был записан вскоре после попытки «Джамаат Ансарулло» пересечь афганскую границу в районе Давраз 4 сентября. Тогда службами безопасности Таджикистана были ликвидированы трое боевиков, а также был конфискован тайник с оружием, боеприпасами и взрывчаткой. Еще одной проблемой, вызывающей обеспокоенность таджикских властей, является незаконный наркотрафик из Афганистана, который только нарастает, несмотря на заверения талибов в том, что они добиваются прогресса в искоренении торговли наркотиками. Правительство «Талибана» официально отрицает поддержку или укрывательство террористических группировок, представляющих угрозу для иностранных правительств.

Реакция президента Таджикистана Эмомали Рахмона

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон выразил обеспокоенность по поводу угроз, связанных с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков из Афганистана, на 5-м саммите государств Центральной Азии в Душанбе 16 сентября. Таджикские власти также приняли меры по усилению безопасности вдоль афганской границы в начале этого года. В то время как другие государства региона в целом более благосклонно относятся к правительству «Талибана», Таджикистан остается непоколебимым в своей оппозиции. Это заставило Душанбе искать дополнительных партнеров в сфере региональной безопасности. Так, Россия, выстраивающая сдержанные взаимоотношения с руководством талибов в интересах региональной безопасности и имеющая военную базу в Таджикистане, призвала Душанбе разрешить споры с талибами «взаимоприемлемым» способом после того, как их движение «Талибан» повторно захватило власть в Афганистане в 2021 году. Таджикистан также поддерживает тесное военное сотрудничество с Китаем, однако и Пекин продолжает наращивать контакты с «Талибаном» с 2021 года.

Отношения Таджикистана с Ираном и Пакистаном

Эмомали Рахмон провел встречу с президентом Ирана Эбрахимом Раиси 19 сентября на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, чтобы обсудить будущее двустороннее сотрудничество по Афганистану. У Тегерана, как и у Душанбе, напряженные отношения с правительством «Талибана»: в начале 2023 года обе стороны участвовали в масштабных пограничных столкновениях с талибами, повлекших за собой жертвы. Иран также утверждает, что лидеры террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) находятся на территории Афганистана, хотя «Талибан» категорически отрицает подобные обвинения. Министр обороны Таджикистана Шерали Мирзо 5 июля провел встречу в Равалпинди (Пакистан) со своим пакистанским коллегой Хаваджой Мохаммадом Асифом. В ходе переговоров Асиф заявил, что Пакистан и Таджикистан сталкиваются с «теми же вызовами и угрозами», что и  другие соседи Афганистана, и пообещал, что Исламабад будет сотрудничать с Душанбе в наращивании разведывательного потенциала и обмене военно-техническим опытом. Отношения между Исламабадом и нынешним правительством Афганистана резко ухудшились после серии нападений на территорию Пакистана боевиков «ИГ-Хорасан» и «Техрик-е-Талибан Пакистан» (обе террористические организации запрещены в РФ), хотя правительство талибов отрицает ответственность за нападения обеих группировок.

Выводы

Хотя другие государства Центральной Азии, расположенные на границе с Афганистаном, в некоторой степени настаивают на установлении сотрудничества с афганскими талибами, напряженность во всем регионе продолжает расти, особенно из-за очевидной неспособности «Талибана» контролировать группировки боевиков, действующие на его границах, такие как «ИГ-Хорасан» и «Джамаат Ансарулло», создающие прямую угрозу безопасности соседних стран. Более того, высокопоставленные чиновники из Узбекистана и Пакистана провели встречу, целью которой было обсудить, среди прочего, угрозу со стороны группировок боевиков, действующих на территории Афганистана. Это может быть признаком того, что растущее разочарование Ташкента талибами, с которыми у него ранее были относительно конструктивные отношения, начинает отражать позицию Душанбе. В любом случае, сотрудничество между Таджикистаном и другими региональными акторами в отношении «Талибана» получит свое развитие, однако, в каком русле это будет происходить, зависит от деятельности экстремистских группировок, базирующихся в Афганистане.