- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О негативном влиянии обострения палестино-израильского конфликта на отношения между Иорданией и Израилем

Министр иностранных дел Иордании Айман Сафади заявил 17 ноября, что Амман не подпишет соглашение о поставках энергии Израилю в обмен на воду, которое планировалось ратифицировать в прошлом месяце, ссылаясь на продолжающееся военную операцию Израиля в секторе Газа: «У нас был региональный диалог о региональных проектах. Я думаю, что все это … как показала война, не будет продолжаться. Сейчас  все усилия Иордании сосредоточены на прекращении ответного варварства, совершаемым Израилем».   Он добавил, что Амман никогда не вступит в диалог о том, кто управляет Газой после войны, рассматривая такой шаг как потенциальный «зеленый свет» Израилю делать все, что он хочет: «Если международное сообщество хочет поговорить об этом, оно должно остановить войну сейчас». Это не первый раз, когда Иордания пересматривает свои соглашения с Израилем. В 2017 году юридический комитет провел аналогичный обзор как в ответ на признание администрацией Д.Трампа Иерусалима столицей Израиля, так и на сделку века. Но решения комитета так и не увидели свет. Иордания заключила около 15 торговых и туристических соглашений с Израилем с момента подписания мирного договора в 1994 году. Наиболее заметным из этих соглашений является соглашение об импорте газа, подписанное в 2016 году, которое предусматривало, что Израиль поставит Иордании примерно 45 млрд куб. м газа в течение 15 лет в обмен на 10 млрд долларов, которые заплатит королевство за тот же период.

Местные аналитики отмечают, что трудно не заметить все более резкую риторику, озвучиваемую иорданскими официальными лицами по мере обострения палестино-израильского конфликта из-за военной операции ЦАХАЛа в секторе Газа, начатой в ответ на нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября.  Премьер-министр Иордании Бишер аль-Хасауна предупредил на прошлой неделе, что королевство будет интерпретировать любые попытки вытеснить палестинцев из Газы или с Западного берега как «объявление войны». Вскоре после этого министр иностранных дел Айман Сафади, отверг попытки Израиля решить, кто будет управлять послевоенной Газой,  назвал ХАМАС  «идеей, которая не умирает» и добавил: «Тот, кто хочет изменить ситуацию, должен удовлетворить потребности и права палестинского народа и достичь всеобъемлющего мира. Если международное сообщество не пойдет в этом направлении и с планом, который обеспечит мир, палестинское государство и права его народа, мы будем возвращаться к войне каждые пять или шесть лет».  На встрече с иорданскими официальными лицами король Абдалла II отверг любой сценарий, при котором Израиль вновь оккупирует часть Газы или создаст буферные зоны, заявив, что «это усугубило бы кризис и является неприемлемым, представляя собой посягательство на права палестинцев». Некоторые источники полагают, что израильский авиаудар вблизи иорданского полевого госпиталя в Газе 15 ноября, в результате которого были ранены 7 его сотрудников, был знаком того, что слова Иордании были громко и ясно услышаны в Израиле. «Да, [это было] послание … из-за сильной и продвинутой позиции Иордании». Нападение также было «вопиющим нарушением международного права и мирного договора между Иорданией и Израилем», — полагает Мухаммад аль-Момани, член Комитета по иностранным делам Сената Иордании. Генерал-майор в отставке Дифолла ад-Дабуби, военный эксперт, специализирующийся на израильских делах, полагает, что Израилю должно быть известно о наличии  трех иорданских полевых госпиталей — в Дженине, Наблусе и Рафахе — и их местонахождении: «Это может быть сигналом того, что Израиль недоволен риторикой Аммана». – сказал он.

До войны официальная позиция Иордании всегда заключалась в том, что «решение о двух государствах» было лучшим способом положить конец конфликту, что Израиль должен прекратить свою оккупацию и что палестинское государство должно быть создано в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. Очевидно, что нынешняя условно агрессивная риторика  из Аммана направлена, в частности, против активного пропалестинского протестного движения местного населения в попытке сохранить контроль, особенно на фоне того, что демонстранты настаивают на открытии границ, чтобы иорданцы могли присоединиться к борьбе. На прошлой неделе иорданские силы безопасности арестовали 25 человек, которые планировали провести сидячую забастовку в связи с военной операцией ЦАХАЛА в Газе в мечети недалеко от границы Иордании с Западным берегом. С начала войны Израиля против ХАМАСа в Аммане ежедневно проходят акции протеста с требованием к правительству отменить мирный договор 1994 года с Израилем, а также газовую сделку в ответ на боевые действия  израильской армии в Газе.  Резкие слова высших официальных лиц Иордании, по мнению инсайдеров и аналитиков, также являются отражением растущего страха, что порядок на соседнем Западном берегу рушится, и существует риск того, что хаос может перекинуться через границу — или еще хуже возникнуть непосредственно в самом королевстве. Бывший заместитель премьер-министра Мамдух Аббади сказал, что он обеспокоен тем, что Израиль под его нынешним руководством, возможно, планирует вторгнуться в Иорданию, расторгнув 29-летний мирный договор между двумя странами, По его мнению, официальные лица в Аммане до сих пор были слишком умеренными в своем подходе, и призвал Иорданию разорвать связи с Израилем и ввести обязательную воинскую повинность: «То, что происходит в Иордании, является популярной и официальной переоценкой отношений с оккупацией, потому что будущее Иордании находится под угрозой из-за сионистского влияния. Иорданское государство должно не только разорвать связи с Израилем, но и вооружить народ и построить стратегические отношения со странами, выступающими против оккупации, такими как Сирия, Иран, Россия и Китай, поскольку Запад находится в сговоре с израильской оккупацией, чтобы создать баланс».

Салех аль-Армути, глава Блока реформ, исламистской оппозиционной партии, которая занимает 10 мест в 130-местной Палате представителей, уверен, что решительный ответ Иордании – это реакция на  «разгневанную внутреннюю улицу. Но это также является и отражением соответствующей реакцией Аммана, которая контролирует исламские и христианские святыни на Западном берегу, для поддержания своей национальной безопасности.  Это стало особенно ясным после того, как палестинское сопротивление через Халеда Машаля и официальных лиц ХАМАСа заявило о своей поддержке Хашимитской опеки над святыми местами и против поселений в Иордании и перемещения населения.  Когда министр иностранных дел Айман Сафади говорит, что ХАМАС — это идея, которая не заканчивается, а официальные лица заявляют, что перемещение палестинцев является объявлением войны Иордании, это продвинутая позиция. Наша позиция выходит за рамки отправки помощи в Газу». Мухаммед Абу Румман, бывший министр молодежи и культуры, а ныне директор Института политических и социальных исследований, полагает, что одним из главных опасений, которыми руководствуется Иордания, является возможность распространения конфликта на Западный берег и вовлечения королевства в дальнейшую эскалацию. «Возможные сценарии включают крах Палестинской национальной администрации и возникновение хаоса и более широких беспорядков, которые могут привести к новому переходу в Иорданию», — считает он.    Помимо громких слов, правительство Иордании сейчас предпринимает реальные действия, включая пересмотр парламентским юридическим комитетом всех соглашений, подписанных с Израилем. В обзоре, подготовленном спикером Палаты представителей Ахмедом Сафади, будут представлены рекомендации правительству о действиях, которые следует предпринять, если Израиль продолжит свое наступление на Газу.  Блок реформ также представил законопроект, призывающий к отмене иордано-израильского мирного договора. По словам главы блока С.аль-Армути, если этот законопроект будет одобрен парламентом, правительство будет вынуждено представить закон, предлагающий аннулировать соглашение, на той же сессии или на следующей.

На этом фоне совершенно очевидно, что Вашингтон также серьезно обеспокоен перспективами эскалации нестабильности уже в самой Иордании, которая является одной из главных союзниц США в регионе. В этой связи предприняты соответствующие шаги для того, чтобы заглушить протесты прежде всего экономически. Сотрудники Международного валютного фонда (МВФ) и иорданские власти достигли соглашения на уровне персонала о программе экономических и структурных реформ, поддерживаемых новым 4-летним механизмом расширенного финансирования (EFF), на сумму около 1,2 млрд долларов США. Группа сотрудников МВФ во главе с Роном ван Роденом посетила Амман в период с 30 октября по 9 ноября 2023 года, чтобы обсудить новую программу реформ, поддерживаемых механизмом расширенного финансирования МВФ (EFF). Иордания выразила заинтересованность в новой программе в июне 2023 года. Обсуждения по новой программе были начаты во время визита иорданской делегации в Вашингтон, округ Колумбия, в июле этого года. За последние годы показатели иорданских властей в рамках существующего механизма EFF были неизменно высокими, заявили в МВФ. В результате Иордания сохранила макроэкономическую стабильность перед лицом последовательных внешних потрясений, сократила бюджетные и внешние дисбалансы и сохранила доступ к рынкам, одновременно укрепляя системы социальной защиты. Также был достигнут прогресс в продвижении структурных реформ для стимулирования инклюзивного роста. По данным МВФ, новая программа продолжит оказывать поддержку Иордании, поскольку она переживает новые потрясения, с акцентом на продолжение бюджетной консолидации для обеспечения устойчивого снижения государственного долга, сохранения денежно-кредитной и финансовой стабильности и ускорения структурных реформ для поддержки экономического роста и расширения создания рабочих мест. Соглашение подлежит утверждению руководством МВФ и рассмотрению Исполнительным советом, которые ожидаются в начале января 2024 года. После одобрения Советом директоров Иордания получит немедленный доступ к 144,102 млн SDR (около 190 млн долларов США). «Ожидается, что экономика Иордании по-прежнему вырастет на 2,6%  в 2023 году при высоких показателях во всех секторах в первые три квартала. Более высокие процентные ставки способствовали низкому уровню инфляции, отражая приверженность Банка Японии сохранению привязки обменного курса. Инфляция снизилась до чуть более 1% в сентябре 2023 года. Ожидается, что дефицит текущего счета увеличится в 2023 году до чуть более 7% ВВП, а международные резервы высоки», — сказал Рон ван Роден, добавив: «Прогнозируется, что рост будет сдерживаться последствиями конфликта и не превысит 2,6% в 2024 году, в то время как ожидается, что текущий счет сократится меньше, чем ожидалось ранее, до 6,5%ВВП. При разумной экономической политике и сильной международной поддержке резервы, по прогнозам, останутся высокими. Перспективы ухудшатся в случае обострения конфликта». Ван Роден сказал, что налогово-бюджетная политика в рамках новой программы будет основана на цели обеспечения устойчивого снижения государственного долга, в результате чего государственный долг составит менее 80% ВВП к 2028 году.