- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Политический баланс в Турции после всеобщих выборов 2023 г. Часть 78

Об причинах предложения президентом Р.Т.Эрдоганом отмены избирательной системы 50%+1

 Ноябрь стал месяцем объявления президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом фундаментальных планов по реформированию политической системы Турции. После обсуждения изменения статуса и полномочий Конституционного суда очередь дошла до абсолютного большинства или системы 50%+1. Именно она помешала 14 мая оформить президенту досрочную победу. 18 ноября по возвращению Эрдогана из рабочей поездки в Германию он высказался по этой теме: «Изменение условия 50%+1 будет точечным. Если президент будет избираться простым большинством, то выборы будут поставлены на поток, не вызовут никаких затруднений и не будут поведены по ложному пути. В настоящее время обязательство в виде 50%+1 направляют партии по ложному пути. Непонятно, чья рука в каком кармане находится».[i] [1] Эти слова дали старт обсуждению этой темы. В этой статье мы также присоединимся к обсуждению и рассмотрим причины этой инициативы.

Об основных ее причинах открыто заявлял сам Эрдоган.

Во-первых, это необходимость принятия нового текста Конституции. Она была принята военным режимом Кенана Эврена в 1982 г. и писалась под его непосредственным влиянием. Этот факт предопределил ее характер, так как в основу основного закона была заложена так называемая система большинства, ограничивающая фрагментацию политической системы. По словам Эрдогана, это бросает на ее тень. В добавок к этому конституционные поправки, которые были инициированы Эрдоганом в 2007 г., 2010 г. и 2017 г. сделали текст Конституции несвязанным. Это верное замечание, так как видение Эрдогана отличается от видения Эврена, и при их наложении произошло нарушение синергии. В частности, оба лидера по-разному оценивали роль военных в политической системе. Также Эрдоган делает акцент на том, что Турции нужна гармоничный с нынешним временем Основной закон, который будет отвечать на актуальные вопросы.

Во-вторых, это упрощение системы и уменьшение влияния деструктивных элементов на нее. Эрдоган говорит о необходимости создания простой системы, которая будет понятна всем гражданам. Поэтому в этом смысле он говорит о соблазне направления страны по ложному пути. В этом смысле основное внимание уделяется необходимости сохранения порядка.

Но есть другие факторы, которые также могут повлиять на желание Эрдогана осуществить это изменение.

Во-первых, все эти реформы предполагают в том или ином виде осуществление конституционных поправок. Эта тема периодически всплывает в повестке дня. Но после выборов Эрдоган энергично продвигает ее. Он не просто говорит об изменении Конституции, а предлагает конкретный план. Ранее такой подход приводил к инициированию референдумов, на которых эти поправки затем принимались. Поэтому в этом смысле Эрдоган ставит задачу конкретно. Есть загвоздка, которая связана с тем, что у правительства сейчас нет большинства для продвижения этой процедуры. В этом смысле нынешнее положение напоминает ситуацию перед объявлением референдума 2017 г. Изначально у Партии справедливости и развития (AKP) также не было большинства, однако поддержка Партии националистического движения (MHP) помогла преодолеть эту преграду. Существуют некоторые сходства в двух кейсах, которые могут подталкивать Эрдогана к реализации плана именно сейчас. И тогда, и сейчас оппозиционные партии были ослаблены и разрозненны. И тогда, и сейчас Эрдоган выглядел намного выгоднее своих конкурентов. И тогда, и сейчас общество испытывало уязвимость и незащищенность. Поэтому вероятно, что Эрдоган решил использовать этот козырь и сейчас. Но пока все оппозиционные партии ответили отказом.

Во-вторых, если даже не получится реализовать эти цели, Эрдоган вполне мог задуматься об осложнении жизни оппозиции. Переход к системе относительного большинства (принцип «побеждает тот, кто набирает больше всего голосов» без дополнительных условий) усиливает политиков, которые имеют высокий уровень популярности. Рейтинг одобрения Эрдогана все еще находится выше 45%, сильных конкурентов у него нет. С другой стороны, это может расщепить оппозицию, так как в такой ситуации нужда в сотрудничестве оппозиционных партий стоит не так остро. Это может спровоцировать их к выставлению как можно большего количества кандидатов, раскалывая оппозиционный электорат. В таком случае это выгодно Эрдогану, позволяя ему сохранить свое электоральное преимущество и использовать его.

Подытоживая статью, мы отметим, что планы Эрдогана по отмене системы 50%+1 связаны с желанием усилить свое доминирование. По сути, президент хочет закрепить сценарий, при котором в выборах участвует один очень сильный кандидат и много средних и малых оппозиционных политиков. Он хочет воспользоваться ситуацией, когда между ним и остальными кандидатами есть гигантская пропасть в общественном восприятии. Также Эрдоган преследовать цель создания дополнительных препятствий для оппозиции, делая идею широкого сотрудничества партий не таким привлекательным вариантом.

[i] [2] https://www.trthaber.com/haber/gundem/cumhurbaskani-erdogan-501-sartinin-degismesi-isabetli-olur-813836.html [3]