- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки экспертов из ЮАР развития отношений Саудовской Аравии с африканскими странами

Как указывают эксперты из Института исследований в области безопасности (ISS) ЮАР), 10 ноября в Эр-Рияде состоялся первый саудовско–африканский саммит — последний по времени  в растущем списке саммитов «Африка +1». Встреча предоставила возможность укрепить отношения между Саудовской Аравией и африканскими государствами, а также укрепить экономические и дипломатические связи. Среди более чем 50 лидеров, которые присутствовали, были президенты Джибути, Египта, Эфиопии, Габона, Кении, Мавритании, Нигера, Нигерии, Руанды, Сейшельских островов, Судана, Замбии и Зимбабве. Также присутствовали председатель комиссии Африканского союза (АС) Муса Факи Махамат и председатель АС, президент Коморских островов Азали Ассумани. Примечательно, что Саудовская Аравия пригласила на саммит государства, временно приостановившие свою деятельность в АС, такие как Габон, Нигер и Судан. Хотя основной упор делался на страны Африки и не АС, это решение может подорвать  нормы и принципы АС и  привести к обострению отношений между Саудовской Аравией и Африканским союзом. В настоящее время саммит Африканского союза и Лиги арабских государств, запланированный на 11 ноября, был отменен из-за разногласий между африканскими государствами по поводу участия в нем Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Этот саммит – первая арабо-африканская встреча с тех пор, как Кувейт принимал ее в 2013 году, – подчеркивает видение Саудовской Аравии по интеграции Африки в свою многополярную внешнюю политику и торговую повестку дня. Эр-Рияд также стремится продемонстрировать свое глобальное лидерство, укрепляя связи между арабским миром и Африкой. Встреча проходит в период расширения членства Африки в различных глобальных институтах. В августе БРИКС расширился, включив Саудовскую Аравию и две африканские страны – Египет (представляющий Африку и арабский мир) и Эфиопию (штаб-квартира АС) с января 2024 года. В том же месяце АС был принят в G20.

Поскольку африканские государства и Африканский союз приобретают все большее значение в мировой политике, Саудовская Аравия планирует увеличить свое дипломатическое присутствие на континенте, открыв больше посольств и увеличив свои ограниченные экономические инвестиции. На сегодня оно преимущественно торгует с Египтом и Южной Африкой. Большую часть экспорта составляют резина, химикаты, потребительские товары, минералы, металлы и продукты питания. Между тем, металлы, сырье, овощи, изделия из камня и стекло составляют наибольшую долю импорта. К 2030 году обещаны инвестиции в размере более 25 млрд долларов США, а наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман предложил выделить 10 млрд долларов США на поддержку саудовского экспорта. За тот же период Саудовский фонд развития предоставит африканским странам финансирование в размере 5 млрд долларов США на цели развития. Министр финансов КСА Мухаммед аль-Джадаан объявил о подписании контрактов на общую сумму 533 млн долларов США для оказания помощи Гане и другим африканским странам в облегчении их долгового бремени. Было подписано более 50 других соглашений в различных секторах.

Саммит также позволил африканским лидерам усилить свою роль в рамках кризисной дипломатии. Принятая в Эр-Рияде декларация также осудила «нарушения международного права Израилем, призвала прекратить военные операции в оккупированной Палестине и обеспечить защиту гражданского населения». Южная Африка, Египет и Эфиопия могли бы использовать свое положение в БРИКС, чтобы призвать других членов, включая Саудовскую Аравию, сыграть более конструктивную роль в прекращении кризис на Украине.

События на Ближнем Востоке указывают на то, что Саудовская Аравия может стать еще одним важным партнером в области безопасности для некоторых африканских государств. КСА совместно с Соединенными Штатами уже предпринимает дипломатические усилия по прекращению войны в Судане. И после сближения Ирана и Саудовской Аравии при посредничестве Китая Тегеран стремится к нормализации дипломатических отношений с Каиром. Любая разрядка в отношениях между Тегераном и Каиром может стимулировать нормализацию враждебных отношений между Египтом и Эфиопией.

Однако дипломатические контакты Саудовской Аравии с военными хунтами на саммите вызвали вопросы в АС. Присутствие лидеров стран, отстраненных от членства в АС за организацию государственных переворотов, было значительным. Запретив им «всю свою деятельность», Совет мира и безопасности Африканского Союза (PSC) решительно отверг «любое внешнее вмешательство любого действующего лица или любой страны за пределами континента в дела мира и безопасности в Африке». Пригласив их, Саудовская Аравия фактически узаконила этих лидеров и проигнорировала принципы АС по борьбе с переворотами, ослабив влияние санкций этой организации. Дискуссии на саммите с временным президентом Габона Брайсом Олиги Нгемой о снятии санкций и о том, что Африканский банк развития отменил финансовые санкции против Нгемы во время его визита в Эр-Рияд, непосредственно подорвал режим санкций. То, что Россия также приняла у себя отстраненные от участия в АС военные хунты на июльском саммите «Россия-Африка», аналогичным образом противоречит ее приверженности сотрудничеству в области безопасности с Африкой.

И Саудовская Аравия, и Россия являются членами БРИКС. Лидеры группы разделяют убеждение, что западные государства и институты доминируют в международной системе и не служат интересам развивающихся стран. Но взаимодействие Саудовской Аравии и России с африканскими государствами, которые находятся под санкциями АС, ставит под сомнение их приверженность действиям в интересах Африки. Это также поднимает вопросы о ценности саммитов «Африка + 1» для континента. Саудовская Аравия может привлекать суверенные государства по своему усмотрению в рамках международного права. Однако международное сотрудничество требует, чтобы стремление к национальным интересам признавало общие цели партнеров. Отказ различных африканских лидеров появиться на официальной фотографии российско-африканского саммита рядом с лидерами Буркина-Фасо и Мали посылает четкий сигнал о необходимости уважать решения и принципы АС. Этот символический жест следует распространить и на призыв к партнерам Африки признать ее нормы, направленные против государственного переворота. Саммиты, в которых участвуют АС и его государства-члены, должны преследовать национальные и общие интересы, основанные на взаимном уважении, солидарности и подотчетности, особенно теперь, когда АС присоединился к G20 в качестве постоянного члена.

Хотя приостановление деятельности АС не препятствует государствам участвовать в саммитах «Африка + 1», санкции, введенные АС, должны быть усилены. Как орган, принимающий решения в области безопасности Африки, АС мог бы обсудить меры по более эффективному сдерживанию или наказанию за попытки государственного переворота.  Завершение разработки стратегии партнерства АС — это возможность добавить меры, усиливающие санкции. Стратегия должна призывать партнеров уважать решения и принципы АС и рекомендовать, чтобы государства-члены, отстраненные от участия, не приглашались на саммиты «Африка + 1».