- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Как будет выглядеть сектор Газа после ухода ХАМАСа

по материалам The Jamestown Foundation (США) и Сингапурского центра ближневосточных исследований

Резонансная операция ХАМАСа против Израиля 7 октября была спланирована с целью использовать шок и террор для принудительного изменения статуса и будущего палестинского населения Газы. В этом отношении операция прошла успешно — жизнь в Газе уже никогда не будет прежней. По мнению израильских властей, часть этих изменений будет включать исчезновение ХАМАСа как политического и военного образования. Во время встречи в оперативном штабе ВВС Израиля министр обороны Израиля Йоав Галант сказал о планируемом сухопутном наступлении ЦАХАЛа на Газу: «Это должен быть последний маневр в Газе по той простой причине, что после него не будет ХАМАСа» (Аруц Шева, [Бейт-Эль] 22 октября). Глава Совета национальной безопасности Цахи Ханегби пообещал, что Израиль «сотрет [ХАМАС] с лица земли» (Times of Israel, 14 октября). Как же тогда будет выглядеть сектор Газа после ухода ХАМАСа, если ЦАХАЛ добьется успеха? Ниже приведены восемь возможных сценариев будущего Газы, которые могут включать один или несколько из них в сочетании, которые были предложены американскими экспертами из The Jamestown Foundation:

Сценарий 1: Возвращение Палестинской национальной администрации (ПНА)

После силового захвата ХАМАСом власти в анклаве в 2007 году Газа и Западный берег практически не взаимодействовали официально. Это означает, что правительство ПНА на Западном берегу (в котором доминирует ФАТХ, возглавляемый Махмудом Аббасом) имеет незначительное присутствие или влияние в изолированной Газе. Авторитет ПНА, в случае ее возвращения в Газу, может пострадать только из-за того, что она последует за израильскими войсками, если только не будет создана какая-то промежуточная администрация. Даже после этого было бы трудно избежать характеристики ПНА как марионетки Израиля. Если жителям Газы будет позволено остаться, Израиль, несомненно, усилит, а не ослабит свой контроль над анклавом, который будет закрыт еще плотнее, чтобы предотвратить поставки денег или оружия любым группировкам сопротивления в Газе. Более того, ПНА, возможно, не горит желанием спешить обратно в Газу, особенно если ситуация останется политически неурегулированной.

Сценарий 2: рост влияния исламистских экстремистских группировок

План Израиля по уничтожению ХАМАСа (и, предположительно, базирующегося в Газе палестинского движения «Исламский джихад» и других мелких исламистских формирований) создаст опасный вакуум власти в и без того глубоко травмированном анклаве. Эта пустота вряд ли будет заполнена какой-либо группой или движением, симпатизирующими Израилю. Гнев палестинцев вполне может способствовать росту экстремизма. Возможно, это проявится в новых формах или в росте популярности в Газе более знакомых группировок, таких как «Аль-Каида» или «Исламское государство» (обе организации запрещены в России).

Сценарий 3: израильская оккупация

Если, как ожидается, ЦАХАЛ оккупирует всю Газу, это будет третья подобная операция с 2005 года после эвакуации израильских войск и поселенцев. Возвращение Газы под израильскую военную оккупацию спустя 18 лет после разъединения — идея, практически не имеющая поддержки ни в Израиле, ни где-либо еще. Израиль стремится избежать цикла «нападение-ответ», который является дорогостоящим в экономическом плане, требующим военных усилий и политически разрушительным.

Сценарий 4: возвращение под контроль Египта

В настоящее время Египет старается иметь как можно меньше общего с Газой и часто закрывает свой единственный пограничный переход «Рафах» с анклавом. Несмотря на это, Египет имеет долгую историю доминирования в Газе, начиная со времен фараонов, через мусульманскую династию Айюбидов и заканчивая эпохой средневековых мамлюков, прежде чем он перешел под контроль Османской Империи в 16 веке. Газа была присоединена к Объединенной Арабской Республике (ОАР) Гамаля Абд ан-Насера в 1959 году и управлялась египетским губернатором до 1967 года. До этого Египет удерживал Газу с помощью 8-й дивизии египетской армии, которая была сформирована из палестинских призывников и египетских офицеров. Израиль захватил Газу и Синай у Египта в ходе Шестидневной войны 1967 года. В то время как Синайский полуостров в конечном итоге был возвращен Египту, Газа оставалась под израильской военной оккупацией до 2005 года. Официально Египет продолжает выступать за независимое палестинское государство, основанное на границах, существовавших до арабо-израильской войны 1967 года. Пропалестинские митинги были организованы под эгидой партии президента А.Ф.ас-Сиси «Мустакбаль Ватан» («Будущее Родины») и направлялись должностными лицами, которые, как считается, являются полицейскими под прикрытием. Однако несанкционированные акции поддержки на каирской площади Тахрир и у мечети Аль-Азхар были встречены избиениями и массовыми арестами (MENA [Каир], 23 октября; Al Jazeera, 21 октября). Очевидно, что реакция Египта на войну в Газе будет формироваться в правительстве, а не на улице.

ХАМАС не может ожидать помощи от Египта из-за его тесных связей с запрещенным в Египте движением «Братья-мусульмане». По мнению Каира, многие жители Газы заражены исламской экстремистской идеологией и подозреваются в сотрудничестве с боевиками-исламистами на Синае, которые продолжают участвовать в мятеже 12-летней давности. Египет уже принимает 9 млн беженцев, в основном из стран Ближнего Востока и Африки. В этой связи в Каире нет желания восстанавливать исторический контроль Египта над Газой с 2,2 млн жителей. Такая оккупация привела бы Египет к прямому контакту с израильскими силами безопасности в условиях нестабильности, чего он совершенно не желает. Тем не менее, как крупный лидер арабского мира, президент А.Ф.ас-Сиси утверждает, что в Газе «существующая реакция превышает право Израиля на самооборону и превращается в коллективное наказание» (Аль-Хурра [Каир], 16 октября). Каир также обеспокоен тем, что конфликт в Газе отвлекает международное внимание от все еще бушующего конфликта в соседнем Судане («Аль-Ахрам» [Каир], 22 октября). С апреля в Судане были убиты 9000 человек, в то время как Египет неохотно принял у себя более 300 000 суданских беженцев. Каиру трудно справляться с наплывом беженцев как на южных, так и на северных границах, и он стремится к более активному международному вмешательству, чтобы положить конец шестимесячной войне в Судане.

Сценарий 5: Сокращение численности населения Газы

Израиль использует комбинацию авиаударов и предупреждений, чтобы вынудить жителей Газы перебраться в южную часть анклава, недалеко от египетской границы. Это привело к опасениям, что Израиль может попытаться согнать все население Газы через границу в египетский Синай. В соответствии с этим 18 октября президент ас-Сиси отметил, что помимо «прямых военных действий» Израиля против ХАМАСа, была «попытка подтолкнуть гражданское население к поиску убежища» в Египте (Daily News Egypt, 18 октября). На встрече с премьер-министром Великобритании ас-Сиси заявил: «Мы не должны допустить исхода гражданского населения из Газы на Синай, потому что это было бы очень опасным делом …». Он далее предупредил, что последствия неспособности сдержать растущую спираль насилия «выходят за рамки права на самооборону» (Ahram Online [Каир], 20 октября). Чтобы избежать этой волны беженцев из Газы, ас-Сиси предположил, что они могли быть направлены в малонаселенную пустыню Негев в самом Израиле.  Предложения Запада о том, чтобы Египет принял более миллиона беженцев из Газы, вызвали гнев египетского правительства, и, по сообщениям, один высокопоставленный чиновник сказал европейскому посланнику: «Вы хотите, чтобы мы приняли миллион человек? Что ж, я собираюсь отправить их в Европу. Вы так заботитесь о правах человека — что ж, примите их».

Глава ПНА Махмуд Аббас также опасается постоянного перемещения жителей Газы, предполагая, что это станет «второй Накбой», имея в виду изгнание в 1948 году около 750 000 палестинцев с земель, которые впоследствии сформируют Государство Израиль («Аль-Джазира», 13 октября). Ариэль Кальнер, депутат Кнессета от правящей партии Ликуд, выступил с призывом к очередному изгнанию: «Прямо сейчас у нас одна цель: Накба! Накба, которая затмит Накбу 48-го года!». (Аl-Arabiya, 8 октября). Другой член Ликуда, Ревиталь Готлив, призвал к использованию ядерного оружия, чтобы уничтожить Газу и сделать ее непригодной для жизни: «Пришло время поцеловать конец света!».  Эти замечания были поддержаны министром культурного наследия Амихаем Элиягу из партии «Оцма иегудит» (партнер Ликуда по коалиции), который предположил, что ядерный удар по Газе был «одним из вариантов» (хотя позже он заявил, что говорил «метафорически») (Jerusalem Post, 6 ноября). Далее он предположил, что жители Газы могли бы «уехать в Ирландию» (Дублин критически относится к израильскому наступлению в Газе) (Times of Israel, 5 ноября). Подобные призывы к сокращению населения Газы и постоянному перемещению ее населения не способствуют эвакуации из районов, подвергшихся нападению, или сотрудничеству с ЦАХАЛом.  В просочившемся документе Министерства разведки Израиля (описанном как «концептуальный документ») говорится, что «крупномасштабная миграция из зон боевых действий … является естественным и желанным результатом …». Среди стран, упомянутых в качестве возможных мест массового исхода жителей Газы, — Греция, Испания и Канада. Последняя, однако, выделяется в качестве основного выбора из-за ее «разрешительной иммиграционной политики» (+ 972 Magazine [Тель-Авив], 30 октября).

Сценарий 6: Установление мандата ООН

Одно из возможных направлений для Газы после ухода ХАМАСа предполагает возрождение подмандатных территорий, подобных тем, которые были распространены на Ближнем Востоке и в Африке в период между Первой и Второй мировыми войнами. Сама Газа находилась под британским мандатом на Палестину с 1923 по 1948 год. Под эгидой Лиги Наций эти мандаты, как правило, включали передачу бывших европейских колоний или частей Османской Империи под контроль других европейских государств с целью приведения этих территорий к состоянию самоопределения и независимости. На практике мандаты просто сохраняли колониальный статус при новых хозяевах, которые не спешили устанавливать самоуправление.

Если предположить, что такой мандат будет одобрен Советом Безопасности ООН, что далеко не вероятно, возвращение Газы под европейский контроль в соответствии с мандатом ООН — это просто пустяк. Потребуется широкое международное участие, включая масштабную операцию с участием миротворцев, помощь в восстановлении, медицинскую помощь и помощь в целях развития, а также восстановление инфраструктуры. Было бы трудно заручиться поддержкой такой программы со стороны всех сильно разобщенных постоянных членов Совета Безопасности ООН. Поскольку ООН и без того перегружена и недофинансирована (особенно в том, что касается гуманитарной помощи), утверждение мандата ООН стало бы лишь первым шагом в долгом и трудном процессе. Лидер израильской партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман (бывший министр обороны, министр иностранных дел и заместитель премьер-министра) предложил, чтобы ООН отказалась от оказания какой-либо помощи Газе в пользу направления помощи Ливии, Судану и Сирии (Jerusalem Post, 18 октября).

Сценарий 7: Оккупация Лигой арабских государств (ЛАГ)

Было высказано предположение, что некоторым дружественным Израилю арабским странам (в частности, Египту, Иордании, Марокко, Бахрейну и Объединенным Арабским Эмиратам) может быть передан мандат на разоружение Газы («Исраэль гайом», 16 октября). Израиль будет определять, «как могут действовать международные силы, какое оружие им разрешено иметь, и все остальное, что влияет на потребности безопасности еврейского государства», фактически делая такие силы немногим больше, чем израильским прокси («Исраэль гайом», 19 октября). Тем не менее, нет конкретного состава арабских стран, готовых взять на себя ответственность за  жителей Газы, живущих в руинах. Некоторые из этих некогда дружественных арабских государств, возможно, с каждым днем становятся все менее дружелюбными. Например, девять стран, включая по меньшей мере семь, которые можно назвать дружественными Израилю, 26 октября выступили с заявлением, в котором осудили поведение Израиля в конфликте: «Право на самооборону, закрепленное в Уставе Организации Объединенных Наций, не оправдывает вопиющих нарушений гуманитарного и международного права». Они также отвергли любые попытки «каким-либо образом вытеснить палестинский народ со своей земли, считая это серьезным нарушением международного гуманитарного права и равносильным военному преступлению» («Аш-Шарк аль-Аусат», 26 октября).  Лига арабских государств, у которой нет совместного военного механизма, пока не выразила никакой заинтересованности в установлении контроля над Газой.

Сценарий 8: выживание / возрождение ХАМАСа

Руководствуясь политикой, основанной скорее на гневе, чем на практической осуществимости, Израиль поставил перед собой невыполнимую задачу по уничтожению всех следов ХАМАСа, который имеет как политическое, так и вооруженное крыло. Если не убить или изгнать всех жителей Газы, это окажется невозможным. Отчасти проблема заключается в успехе ХАМАСа в устранении внутренних угроз своему правлению, что оставляет жителям Газы мало политических альтернатив. Имея глубокие корни в Газе, существует большая вероятность того, что ХАМАС переживет нынешний раунд боевых действий, даже если он сделает это в несколько иной форме или под другим названием.

Заключение

Израиль рассматривает Газу как независимое палестинское государство с момента своего ухода в 2005 году и, таким образом, вероятно, снимет с себя ответственность за эту территорию после завершения военной операции. Как недавно заявили два ветерана израильской разведки: «Должно быть ясно, что ни восстановление Газы, ни забота о здоровье, санитарии или перемещении жителей не являются обязанностью Израиля» (Times of Israel, 21 октября). Министр обороны Израиля Йоав Галант также настаивает на том, что заключительная фаза продолжающегося наступления Израиля на Газу будет включать «снятие с Израиля ответственности за повседневную жизнь в секторе Газа» (Times of Israel, 20 октября). Так называемые «прогрессивные» группировки на Западе неизбежно будут призывать разрешить массовую миграцию жителей Газы в западные страны, что может получить поддержку некоторых израильских лидеров, стремящихся покончить с палестинцами. Однако кандидаты в президенты от республиканцев и другие лица уже требуют запретить палестинцам въезд в Соединенные Штаты (Times of Israel, 19 октября). При таком количестве переменных в игре, одна вещь о будущем Газы по-прежнему ясна — люди, которые не будут иметь права голоса в этом, — это сами жители Газы.

Несколько другой оценки придерживаются эксперты из Сингапура. Они указывают, что  недавний опрос палестинского общественного мнения на Западном берегу и в Газе после 7 октября, проведенный базирующимся в Рамалле Центром исследований и развития арабского мира (AWRAD), не сулит ничего хорошего для договоренностей, которые игнорируют устремления палестинцев. Более 80% опрошенных заявили, что их уверенность в мирном разрешении конфликта снизилась. Более 60% заявили, что их вера в решение о создании двух государств, предполагающее создание независимого палестинского государства наряду с Израилем, уменьшилась.

Более 70%указали, что их поддержка создания государства на всей исторической территории Палестины возросла. Почти 90% заявили, что их уверенность в мирном сосуществовании Палестины и Израиля снизилась. 74% поддержали жестокую атаку ХАМАСа 7 октября, в результате которой погибли более 1200 человек, в основном мирных израильтян. 75% опрошенных назвали общую роль ХАМАСа позитивной. 8 из 3 процентов сказали то же самое об «Исламском джихаде», а 88% положительно отозвались о военном крыле ХАМАСа, «Бригадах Изз ад-Дина аль-Кассама». 72% опрошенных выступают за послевоенное правительство национального единства на Западном берегу и в Газе. Хотя об этом прямо не спрашивали, справедливо предположить, что опрошенные полагают, что  ХАМАС должен стать  частью такого правительства. Помимо того, что палестинское общественное мнение расходится с обсуждаемыми вариантами послевоенного развития, ПНА под руководством Махмуда Аббаса практически не пользуется доверием на Западном берегу и в Газе, если вообще пользуется. 95% опрошенных жителей Газы и 88% на Западном берегу негативно оценили роль ПНА. Западные лидеры предположили, что реформа власти, которую многие считают неэффективной и коррумпированной, будет необходимым условием для установления контроля над Газой, однако остается неясным, как конкретно будет осуществляться реформа.

Оставляя в стороне практические трудности, Израиль и Запад, скорее всего, будут выступать против выборов, на которых может победить ХАМАС или группа, отстаивающая принципы ХАМАСа, которые делают упор на вооруженной борьбе и, в лучшем случае, долгосрочном прекращении огня между Израилем и палестинским государством, но не на признании еврейского государства или мирного договора. Кроме того, нет непосредственных беспроблемных кандидатов на пост преемника Махмуда Аббаса. Марван Баргути, самый популярный кандидат, которого долго рекламировали в качестве преемника, отбывает в израильской тюрьме пять пожизненных сроков за убийство. Маловероятно, что Израиль поддержит выдвижение  Баргути в качестве преемника, даже несмотря на то, что он потенциально может быть освобожден из тюрьмы в результате обмена на израильских военнослужащих, захваченных ХАМАСом 7 октября. Израиль обвиняет  Баргути в создании «Бригад мучеников Аль-Аксы», коалиции палестинских вооруженных групп на Западном берегу. В 2006 году  Баргути написал из тюрьмы Национальный документ о примирении заключенных, который был подписан ХАМАСом. Документ подтверждает право палестинцев на сопротивление израильской оккупации, косвенно включая вооруженное сопротивление, и, по-видимому, предусматривает решение о создании двух государств.

Не менее проблематичной является возможная кандидатура Мухаммеда Дахлана, поддерживаемого ОАЭ, и бывшего главы палестинской Превентивной службы безопасности в Газе, который был заочно осужден судом Западного берега по обвинению в коррупции. Неясно, имеет ли Дахлан, который молчаливо позиционирует себя в этой роли в последние недели, серьезную базу поддержки в Газе или на Западном берегу. Более того, легче сказать, чем сделать, в рамках убеждения ПНА или арабских государств принять участие в послевоенном управлении и восстановлении Газы. Ни ПНА, ни арабские государства не желают вступать в эту плоскость без реальной перспективы урегулирования израильско-палестинского конфликта. Недавние заявления США и Европы, в которых подчеркивается решение о создании двух государств, широко рассматриваются на Ближнем Востоке как пустые декларации без доказательств готовности усадить Израиль за стол переговоров и добиться изменений в политике, которые сделали бы это решение жизнеспособным. Даже если бы Соединенные Штаты, сила, потенциально способная заставить Израиль действовать, были готовы оказать давление на Израиль во многом таким же образом, как президент Дуайт Д. Эйзенхауэр в 1950-х годах добивался «резолюции, которая призвала бы всех членов Организации Объединенных Наций приостановить не только правительственную, но и частную помощь Израилю», это потребовало бы политических изменений в Израиле без гарантии того, что новое правительство будет более сговорчивым. Политическая эра Нетаньяху, возможно, сочтена, поскольку большинство израильтян возлагают на него ответственность за провал израильской разведки и военных в предвидении и предотвращении нападения ХАМАСа 7 октября. Сторонники решения о создании двух государств ожидают, что послевоенное падение Нетаньяху отстранит от власти ультранационалистов и ультраконсерваторов, с которыми невозможно конструктивное взаимодействие. Проблема в том, что смена правительства Израиля вряд ли станет панацеей. Бени Ганц, член военного кабинета Нетаньяху, которого рекламируют как возможного преемника премьер-министра, исключил возвращение Израиля к границам, существовавшим до 1967 года, и настаивал на том, что у палестинцев должно быть «образование», но не государство. Рам Бен Барак, бывший высокопоставленный сотрудник разведки и претендент на лидерство в «Еш атид», главной оппозиционной партии Израиля, продемонстрировал, насколько глубоки и широко распространены антипалестинские настроения в Израиле, призвав распределить население Газы по четырем уголкам мира. В статье в Wall Street Journal, озаглавленной «Запад должен приветствовать беженцев из Газы», Бен Барак и депутат Кнессета от партии Ликуд Дэнни Данон, бывший заместитель министра обороны и посол Израиля при Организации Объединенных Наций, изложили призыв к изгнанию палестинцев из Газы. «Нам просто нужно, чтобы горстка стран мира разделила ответственность за прием жителей Газы. Даже если бы страны приняли всего по 10 000 человек каждая, это помогло бы смягчить кризис. У международного сообщества есть моральный императив — и возможность — продемонстрировать сострадание, помочь народу Газы двигаться к более процветающему будущему и работать сообща для достижения большего мира и стабильности на Ближнем Востоке», — заявили Данон и Бен Барак  Ученые Натан Браун и Амр Хамзави в недавней статье утверждают, что арабские государства потенциально могут выйти из тупика и создать возможность для президента США Джо Байдена сбалансировать свою поддержку Израиля, предложив обновленную версию арабского мирного плана, разработанного в 2002 году. План предусматривал нормализацию отношений с Израилем в обмен на уход Израиля с территорий, оккупированных в 1967 году, и создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме наряду с еврейским государством. Ученые предположили, что арабский мирный план должен быть подкреплен набором принципов, которые признают, что:

 

«Вашингтон, похоже, отчаянно нуждается в реалистичных идеях и может, вместе со своими европейскими союзниками, отреагировать на … перечисленные здесь предложения менее аллергично, если они будут сочетаться с предложением о региональных отношениях между его различными партнерами», — предположили Браун и Хамзави. Пока Вашингтон, похоже, упускает возможности, а не ищет их. На этой неделе в Иерусалиме советник Дж.Байдена по энергетической безопасности Амос Хохштейн изучил возможность создания источников дохода для послевоенной администрации Газы, включая разработку газового месторождения у побережья анклава.