После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 25 ноября, по израильской территории было выпущено 10 500 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли 1 225 человек, 9 038 ранены, 212 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа (в дополнение к 4 чел., плененным много лет назад), 31 чел. освобожден. В ходе боев погибли 392 израильских военнослужащих[i] [1]. Согласно палестинскому Министерству здравоохранения в результате израильских действий в секторе Газа число погибших палестинцев с 7 октября выросло до 14 854, в том числе 6 150 детей и 4 000 женщин. Число раненых превышает 36 000 чел.[ii] [2]
Генерал-майор ВВС Израиля в отставке Амос Ядлин, бывший глава Управления военной разведки Израиля (2006-2010), бывший исполнительный директор Института исследований национальной безопасности (INSS), основатель и президент консалтинговой фирмы MIND Israel, и полковник в отставке Уди Эвенталь, старший советник MIND Israel, написали статью в Foreign Affairs «Почему Израиль проспал. Война в секторе Газа и обеспечение безопасности».
По их оценке, нападение ХАМАСа на Израиль 7 октября имело «разрушительные последствия для израильского народа». Для понимания масштаба трагедии они сравнивают это с убийством 42 500 американцев (с учетом численности населения). «Это также имело разрушительные последствия для израильского государства. В тот роковой день давняя доктрина безопасности страны рухнула в катастрофических условиях; как следствие, израильская разведка и военные ведомства не смогли обеспечить безопасность граждан. В течение многих лет военно-политический истеблишмент страны допускал реальность невыносимых угроз, стремясь сохранить статус-кво в конфликте с палестинцами и установить хотя бы временные мирные отношения с де-факто государством ХАМАСа в секторе Газа на основе сдерживания, чтобы продлить периоды спокойствия».
По мнению А.Ядлина и У.Эвенталя, «Израиль не может вернуться к статус-кво до 7 октября. Задача государства сейчас состоит в том, чтобы вернуть всех заложников домой и лишить ХАМАС и других противников, особенно поддерживаемую Ираном ливанскую военизированную группировку «Хизбалла», возможности продолжать террористические нападения на граждан Израиля или создавать прямую угрозу их безопасности. Одновременно военно-политическое руководство должно взять на себя ответственность за свои стратегические ошибки. Им следует поставить интересы национальной безопасности выше своего политического выживания и заняться усилением сплоченности израильтян, готовя их к трудным временам и вызовам. Как только опасность, исходящая от ХАМАСа, будет устранена, Израиль должен вновь приступить к обеспечению стабильной безопасности и достижению политических договоренностей с палестинцами».
В виду того, что необходимая смена парадигмы может происходить в самых разных направлениях, эксперты считают нужным «ради будущего Израиля направить оборонные институты страны и стратегию безопасности к определенным базовым принципам, от которых они отклонились в последние годы».
А.Ядлин и У.Эвенталь напоминают, что доктрина национальной безопасности Израиля, разработанная в середине ХХ века под руководством первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона, за прошедшие десятилетия была обновлена и теперь включает четыре основных направления: сдерживание, раннее предупреждение, оборона и решительная победа.
Эксперты видят множество причин, по которым «ХАМАС перестал сдерживаться и пришел к выводу, что настало время для нападения. Из-за чрезмерной зависимости Израиля от сдерживания и его молчаливого согласия с длительным наращиванием сил ХАМАСа в секторе Газа (чему способствовало иранское финансирование и опыт), группировка достигла необычайно высокого уровня оперативной готовности для крупного нападения. Она также выявила значительные уязвимые места в обороне Израиля вокруг сектора Газа». Допускается, что «руководство ХАМАСа рассчитывало на то, что масштабное нападение и возможный ответ Израиля спровоцирует насилие на других фронтах, в том числе внутри еврейского государства. Так уже было в мае 2021 г., когда эскалация боевых действий в секторе Газа спровоцировала столкновения между арабами и евреями в городах по всему Израилю».
Другая допускаемая экспертами причина нападения ХАМАСа –переговоры о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Предполагается, что «ХАМАС и Иран опасаются дальнейшей консолидации блока, противостоящего Исламской Республике, ее союзникам и прокси, — так называемой оси сопротивления. Они обеспокоены более глубокой интеграцией Израиля в регион. В ХАМАСе рассчитывали на то, что крупная атака помешает этому процессу».
Отмечается, что ХАМАС мог обнадежить внутриполитический кризис в Израиле, вызванный массовыми протестами против намерения премьер-министра Биньямина Нетаньяху и его правительства ограничить полномочия Верховного суда Израиля. Могло сложиться впечатление, что внимание Израиля отвлечено от сектора Газа, к тому же сплоченность израильского общества значительно подорвана. При этом эксперты указывают на то, что «Управление военной разведки Израиля, начальник Генштаба ЦАХАЛа и министр обороны предупреждали Б.Нетаньяху о том, что Израиль в глазах своих противников выглядит как никогда слабым. Несмотря на эти предупреждения, сделанные в последние месяцы в серии донесений, премьер-министр решил их проигнорировать».
В случае провала политики сдерживания, доктрина безопасности Израиля предусматривает, что разведывательное сообщество возьмет на себя жизненно важную роль по обеспечению раннего предупреждения, позволяя ЦАХАЛу подготовиться и эффективно отреагировать на угрозу. Но проблему эксперты видят в том, что «в последние годы в израильском разведывательном сообществе укоренилось катастрофическое заблуждение, аналогичное тому, которое было в преддверии войны Судного дня в 1973 г. В то время разведывательное сообщество ошибочно оценило, что Египет и Сирия не осмелятся вступить в войну, в которой они не смогут выиграть. Израильская разведка не смогла понять цель президента Египта Анвара Садата – нарушить статус-кво».
По мнению А.Ядлина и У.Эвенталя, «ХАМАС, будучи террористической джихадистской организацией, связанной с Ираном и его осью сопротивления, стремится к нанесению вреда Израилю и подрыву государства с конечной целью его уничтожения». Однако «израильская разведка и лица, принимающие решения, пришли к выводу, что обязанности ХАМАСа в секторе Газа, где он фактически управлял государством с населением более 2 млн человек, смягчили его экстремизм». ХАМАС со своей стороны «в последние годы поощрял это ошибочное восприятие, изображая из себя надежного игрока и предупреждая об эскалации ситуации, если израильское руководство не позволит Катару делать финансовые вливания в Газу и не допустит в Израиль большее количество рабочих из Газы. Когда Израиль согласился на эти уступки, ХАМАС использовал полученные деньги и информацию, собранную жителями Газы, работавшими в Израиле, для тайного планирования своего кровавого наступления».
Эксперты отмечают неспособность Израиля должным образом понять природу и намерения ХАМАСа. Согласно их трактовке, после того, как в 2005 г. израильские военные и поселенцы были выведены из сектора Газа, и в 2007 г.ХАМАС изгнал из анклава руководство Палестинской национальной администрации (ПНА), Израиль исходил из того, что сдерживаемое ЦАХАЛом и ослабленное исламское движение предпочтительнее вакуума управления в Газе. В Израиле якобы надеялись, что такая ситуация позволит сосредоточиться на более важных стратегических проблемах, таких как ядерные устремления Ирана и наращивание военной мощи «Хизбаллы». Соответственно, «каждый раз, когда в Газе разгорался конфликт, Израиль преследовал цель восстановить сдерживание посредством ограниченного применения силы. Это позволило ХАМАСу провести долгосрочное наращивание вооружений и военной инфраструктуры, а также улучшить свои оперативные возможности».
В условиях провала политики сдерживания и раннего предупреждения доктрина безопасности Израиля прибегает к третьему принципу: оборонительным возможностям израильской армии. По мнению А.Ядлина и У.Эвенталя, «за последнее десятилетие ЦАХАЛу удалось уменьшить две основные угрозы со стороны Газы: ракетные обстрелы (перехватываемые израильской системой ПРО «Железный купол») и тоннели, ведущие на территорию Израиля (были нейтрализованы подземным противотоннельным барьером, созданным вдоль границы с Газой в 2021 г.). Однако Израиль не мог представить себе наземное вторжение и не усилил оборону вокруг сектора Газа пропорционально растущим военным возможностям ХАМАСа, игнорируя ключевой урок, полученный во время войны Судного дня: организуйте оборону в соответствии с возможностями противника, а не только его предполагаемыми намерениями». Так эксперты объясняют тот факт, что «израильские силы в этом районе оказались в меньшинстве и были застигнуты врасплох после того, как ЦАХАЛ сократил свое присутствие в секторе Газа и предоставил отпуск многим солдатам во время праздника Суккот».
Отмечается, что «ЦАХАЛ также стал чрезмерно полагаться на технологические средства защиты границы – камеры, современные датчики и пулеметы с дистанционным управлением. ХАМАС использовал дроны для нейтрализации этих средств и прорвал барьер с помощью бульдозеров: сочетание высокотехнологичных и низкотехнологичных возможностей, чего Израиль не ожидал».
Провалив первые три принципа своей доктрины безопасности, Израилю остается четвертый – достижение решающего военного результата, то есть обеспечение неоспоримой победы над врагом путем нейтрализации его военного потенциала и решимости продолжать боевые действия. Эксперты обращают внимание на то, что «эта идея на протяжении многих лет приводила к дебатам среди экспертов и высокопоставленных руководителей ЦАХАЛа относительно того, как определять «решающий исход», «победу» и как применять их к конфликтам с негосударственными субъектами и террористическими группировками». Отмечается, что «теперь Израиль понимает, что даже если джихадистская идеология ХАМАСа сохранится (как и идеология ИГ и «Аль-Каиды»), ЦАХАЛ должен ликвидировать военный потенциал организации»[iii] [3].
В следующей части статьи приведем мнение А.Ядлина и У.Эвенталя о целях Израиля в секторе Газа и способах их достижения.
[i] [4] Real-time Updates / INSS. 21.11.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-data/
[ii] [5] Hamas government says Gaza war death toll nears 15,000 // Alarabiya. 23.11.2023. https://english.alarabiya.net/News/middle-east/2023/11/23/Hamas-government-says-Gaza-war-death-toll-nears-15-000
[iii] [6] Why Israel Slept // Foreign Affairs. 21.11.2023. https://www.foreignaffairs.com/israel/why-israel-slept-yadlin-evental