По материалам Центра Генри Л. Стимсона, США[i] [1]
Спустя 45 лет с момента установления дипломатических отношений, китайско-иорданские отношения имеют блестящие перспективы, но обременены стратегическими просчетами. Растущее присутствие Китая на Ближнем Востоке вызывает беспокойство у Вашингтона: китайское влияние на партнеров Соединенных Штатов может подорвать их позицию в регионе. Однако, в случае с Иорданией, отношения Китая с Иорданским Хашимитским Королевством были осложнены стратегическими просчетами, геополитической борьбой и скрытым напряжением, которые осложнили двусторонние связи и подорвали дипломатический прогресс между странами.
Иорданское Хашимитское Королевство отмечает 45 лет дипломатических отношений с Китаем, но двусторонние отношения столкнулись с некоторыми трудностями за последнее десятилетие. Две страны, развивающие торговые отношения, затрудняются прийти к консенсусу касательно ряда проблем, нависающих над регионом: начиная от нехватки ресурсов и заканчивая посредничеством в конфликтах. Региональные кризисы подтолкнули обе стороны к деликатным геополитическим спорам, тогда как внутренние перекосы создали скрытое напряжение между национальными интересами стран.
Формирование внешней политики Иордании
Иордания в значительной степени зависит от иностранного влияния и гуманитарной помощи, чтобы компенсировать нехватку природных ресурсов и стабилизировать свою хрупкую экономику и отстающую индустриализацию. Правительство Иордании уже давно полагается на крупномасштабные пакеты помощи и развития от более богатых соседей, таких как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, а также от европейских и американских партнеров, чтобы компенсировать свои внутренние проблемы, которые стали включать экономическую нестабильность, распространение конфликтов из Ирака и Сирии, угрозу внутренней социальной нестабильности и прием миллионов сирийских, иракских и палестинских беженцев без достаточных ресурсов. Несмотря на многочисленные внутренние проблемы, Иордания поддерживает необходимый уровень безопасности, который уже давно вызывает интерес со стороны правительств, которые рассматривают стабильность в Иордании как чистую выгоду для региона и инвестицию, достойную сохранения.
Внешняя политика Иордании определяется несколькими ключевыми особенностями.
Во-первых, иорданская монархия играет решающую роль в укреплении отношений Иордании с великими державами, включая Китай, Россию и США. За последние десятилетия король Абдалла II укрепил позиции страны посредством взаимодействия на высоком уровне с рядом мировых лидеров, от президента России Владимира Путина до председателя КНР Си Цзиньпина. Благодаря этим обязательствам он создал имидж Иордании как краеугольного камня региональной стабильности, партнера по борьбе с терроризмом и примера умеренного ислама. И во времена внутреннего кризиса король использовал эти отношения, чтобы заручиться политической, экономической и финансовой поддержкой.
Во-вторых, национальная стабильность Иордании в значительной степени связана с крупными притоками иностранной помощи, в особенности иностранной помощи США, включая экономическую помощь, прямую бюджетную поддержку и военную помощь[ii] [2]. На сегодняшний день США являются крупнейшим поставщиком иностранной помощи Иордании. В соответствии с двусторонним Меморандумом о взаимопонимании (МоВ) США предоставили Иордании базовую сумму в размере 6,375 млн долл. на период с 2018 по 2022 финансовый год, при этом новый МоВ на 2024 финансовый год в настоящее время находится на стадии переговоров[iii] [3]. Значительная часть дипломатического потенциала Иордании тратится на обеспечение непрерывности и роста притока иностранной помощи.
В-третьих, главным приоритетом национальной безопасности Иордании остается ее внутренняя безопасность, а обеспокоенность международного сообщества по поводу долгосрочной стабильности в Иордании способствовала призывам королевства к увеличению помощи. И, в сочетании с экономической зависимостью Иордании от Соединенных Штатов, возник уникальный синергизм, в результате которого нарушение статус-кво и фактического соглашения (помощь для стабильности) создает предполагаемый риск подрыва национальной безопасности Иордании. Результатом для Иордании стало понимание того, что ее стабильность является одним из крупнейших дипломатических инструментов для построения и поддержания международных отношений.
Хотя Иордания поддерживает позитивные дипломатические отношения с рядом стран, включая Россию и Китай, политические, экономические, социальные и военные связи с Соединенными Штатами являются мощной чертой внешней политики Иордании, которая, вероятно, будет сдерживать долгосрочное углубление связи с основными конкурентами США. Однако, поскольку Соединенные Штаты стремятся найти творческие способы уменьшить зависимость Иордании от иностранной помощи, руководство Иордании умеет выявлять и использовать предполагаемые альтернативные источники помощи, такие как Китай. Проблема, однако, заключается в том, что внутренние проблемы Иордании таковы, что любые альтернативы Соединенным Штатам должны будут решать ряд пересекающихся приоритетов, включая безопасность, экономику и стабильность режима.
[i] [4] https://www.stimson.org/2022/jordan-chinese-relations-taking-stock-of-bilateral-relations-at-45-years/
[ii] [5] Ghassan Elkahlout and Alaa Hadid, «Stable Jordan, How A Monarchy Survived Disorder», Asian Affairs, 52,. 4 (3.12.2021 г.): 852–871. Веб-страница: https://doi.org/10.1080/03068374.2021.1996802 [6] (дата обращения: 21.11.2023)
[iii] [7] U.S. Department of State, «U.S. Relations with Jordan», 27 Апреля, 2022. Веб-страница: https://www.state.gov/u-s-relations-with-jordan/#:~:text=U.S.%20Assistance%20to%20Jordan&text=In%202018%2C%20the%20U.S.%20and,pending%20the%20availability%20of%20funds [8] (дата обращения: 21.11.2023)