Многие мировые дипломаты и эксперты считают, что война Израиля против ХАМАСа может привести к глубоким и долговременным изменениям в регионе, включая срыв тенденции к деэскалации, которая преобладала до обострения палестино-израильского конфликта. При этом, по оценке американских экспертов в области безопасности, реакция широкого круга региональных лидеров на кризис в Газе свидетельствуют о том, что геополитические тенденции, существовавшие до начала конфликта, вероятно, сохранятся и после его окончания. Несмотря на эмоции и волнения, которые израильская военная операция в секторе Газа вызвала среди населения многих государств Ближнего Востока, большинство лидеров региона, похоже, рассматривают действия Израиля по отстранению ХАМАСа от власти в секторе Газа как недостаточную причину для кардинального изменения своих региональных и геополитических стратегий. Некоторые арабские лидеры, включая президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси, а также короля Иордании Абдаллу II, долгое время рассматривали ХАМАС как препятствие для продуктивных переговоров ПНА с Израилем. Их мнения предполагают, что большая часть руководства региона могла бы втайне приветствовать разгром ХАМАСа Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ). Практически все арабские государства поддерживают «решение о двух государствах», которое признает Израиль наряду с палестинским государством. В 2002 году покойный король Саудовской Аравии Абдалла выдвинул Арабскую мирную инициативу, которая призывала к разрешению арабо-израильского конфликта в рамках решения о создании двух государств. Эта инициатива была одобрена Лигой арабских государств в 2002 году на саммите в Бейруте и повторно одобрена на саммитах Лиги арабских государств 2007 и 2017 годов. После того, как представители 40 европейских, ближневосточных и североафриканских государств встретились на этой неделе на саммите в Барселоне, глава внешнеполитического ведомства Европейского союза Жозеп Борелль заявил, что почти все ближневосточные и североафриканские государства поддерживают решение о создании двух государств, за которое также выступают официальные лица США в качестве долгосрочного рецепта деэскалации для региона. Одновременно ни один из лидеров региона не указал, что у них есть какое-либо намерение свернуть тесные отношения с Вашингтоном в области безопасности, которые они считают жизненно важными для своих национальных интересов. Вместо того, чтобы отказаться от своих стратегических планов действий, региональные лидеры попытались выработать уравновешивающий акт, выражая позиции, которые согласуются с возмущением их населения высоким уровнем жертв среди палестинцев, сохраняя при этом ключевые моменты своей политики. Большинство региональных лидеров, включая иранских, публично призвали к немедленному прекращению огня в интересах сохранения жизней мирных жителей Газы. Большинство из них также критиковали Израиль за чрезмерное применение силы и то, что они рассматривают как коллективное наказание палестинцев в Газе в отместку за теракт, совершенный ХАМАСом против Израиля 7 октября. Некоторые арабские лидеры заявили, что их страны не будут участвовать в послевоенном миротворческой операции в Газе, Отражая настроения населения, избранные законодательные и консультативные собрания в некоторых арабских государствах приняли не имеющие обязательной силы законы или выступили с жесткими заявлениями против Израиля. Избранная Национальная ассамблея Кувейта приняла резолюцию с требованием привлечь израильских лидеров к ответственности как «военных преступников перед международными органами».
Ни один арабский лидер, который нормализовал отношения с Израилем, включая такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Бахрейн, которые сделали это в 2020 году в рамках «Соглашений Авраама» при посредничестве США, не разорвал отношений с Израилем или не аннулировал какие-либо двусторонние мирные договоры с еврейским государством. Тем не менее, избранная Национальная ассамблея Бахрейна, которую Reuters называет «консультативным органом, не имеющим полномочий в области внешней политики», заявила в начале этого месяца, что посол страны должен вернуться из Израиля и что экономические связи между двумя государствами должны быть прерваны. Лидеры Бахрейна преуменьшили значение этого заявления, а Израиль настаивал, что не получал «никакого уведомления или решения … от правительства Бахрейна и правительства Израиля о возвращении послов этих стран». Тем не менее, наследный принц Бахрейна Сальман бен Хамад Аль Халифа ранее в этом месяце резко раскритиковал израильские операции в Газе, назвав ситуацию в анклаве «невыносимой», но также осудил ХАМАС за его нападение на Израиль 7 октября. Судан, который также восстановил связи с Израилем посредством «Соглашений Авраама», возобновил дипломатические отношения с Ираном, главным противником Израиля и сторонником ХАМАСа, через два дня после нападения 7 октября. Иордания, подписавшая мирный договор с Израилем в 1994 году, отозвала своего посла из Израиля 1 ноября, а ее министр иностранных дел объявил 16 ноября, что страна выходит из соглашения при посредничестве ОАЭ, в соответствии с которым Иордания будет поставлять Израилю солнечную электроэнергию в обмен на опресненную воду. Напротив, Египет, у которого с 1979 года заключен мирный договор с Израилем, а с 1948 года играл ключевую роль в секторе Газа, включая управление этой территорией в 1948-1967 годах, не отозвал своего посла и иным образом не ухудшил отношения с Израилем. Каир сыграл важную роль в сотрудничестве с Катаром, США и Израилем в организации сделок по освобождению заложников и отправке гуманитарной помощи в Газу с начала кризиса. Подчеркивая, что он выступает против любых изменений демографической структуры региона, Каир упорно отказывается принимать каких-либо палестинских беженцев из сектора Газа, очевидно, обеспокоенный тем, что Израиль не разрешит им вернуться назад после окончания конфликта.
Хотя многие ожидали, что атака ХАМАСа сорвет текущие переговоры между лидерами США и КСА о возможном соглашении Саудовской Аравии о нормализации отношений с Израилем, представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби заявил журналистам 31 октября, что Эр-Рияд заверил официальных лиц США, что он по-прежнему заинтересован в нормализации отношений с Израилем. Заявление Кирби последовало за визитом в Вашингтон министра обороны КСА Халида бен Сальмана, брата фактического лидера КСА наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, для переговоров о боевых действиях в Газе. Во время кризиса саудовские расчеты ПВО развернули поставляемые США батареи Patriot, чтобы сбивать ракетные залпы, выпущенные йеменскими хоуситами, поддерживаемыми Ираном. Саудовцы также обоснованно отвергли предложение Ирана в начале кризиса бойкотировать продажу нефти Израилю мусульманскими государствами. Позиция Саудовской Аравии, а также заявления ее лидеров и других мусульманских государств свидетельствуют об отсутствии в регионе стремления дестабилизировать мировой рынок нефти в интересах протеста против позиции Вашингтона по кризису. Это заметно отличается от того, когда ближневосточные нефтяные державы ввели эмбарго против Соединенных Штатов и других стран за их поддержку Израиля во время войны Судного дня 1973 года.
Только один региональный лидер, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, готов поставить под угрозу ключевые отношения с Вашингтоном и европейскими лидерами в интересах выражения антиизраильских настроений своей политической базы в Партии справедливости и развития. В конце октября Эрдоган принял участие в пропалестинском митинге в Стамбуле, на котором он отрицал, что ХАМАС является террористической организацией, и вместо этого охарактеризовал его как «освободительную группу», обвинив Израиль в военных преступлениях. Эти замечания подорвали более чем годичные усилия Эрдогана по восстановлению отношений с Израилем и побудили экспертов и некоторых официальных лиц США призвать к пересмотру политики США в отношении Турции, включая ее членство в НАТО. В начале ноября Турция отозвала своего посла в Израиле, сославшись на «гуманитарную трагедию» в Газе и «отказ Израиля от призывов к прекращению огня». Посол Израиля в Турции уже покинул Анкару до отзыва турецких дипломатов. Тем не менее, официальные лица США взаимодействовали со своими турецкими коллегами, а госсекретарь США Энтони Блинкен остановился в Анкаре во время турне по Ближнему Востоку в начале ноября, предполагая, что оба правительства стремятся избежать более широкого раскола по вопросу ближневосточного кризиса.
Основные выводы
— Большинство ближневосточных лидеров пытаются сохранить ключевые принципы своей политики в отношении Израиля и Соединенных Штатов, при этом апеллируя к пропалестинским настроениям населения.
— Крайне маловероятно, что какое-либо арабское государство, нормализовавшее отношения с Израилем, разорвет их из-за израильских операций против ХАМАСа.
— Многие арабские лидеры уже давно рассматривают ХАМАС как препятствие на пути разрешения палестино-израильского конфликта.
— Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поставил под угрозу многолетние усилия по восстановлению отношений с Израилем, поддерживая действия ХАМАСа против Израиля.